Конспект урока "Пятно и линия"
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Конспект открытого урока включает различные арт-практики для развития креативности и творческого мышления, кроме этого интересен этап рефлексии с использование ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatno_lini.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Пятно и линия», 6 класс

Автор: Ляпина Елена Михайловна,

учитель технологии и изобразительного искусства

ГБОУ СОШ № 418

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Часть 1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Цель цикла уроков

Знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества; знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве, особенности ритмической организации изображения

Тема урока

Пятно и линия

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Форма урока

Художественно-творческий практикум с дидактическими упражнениями

Цель урока

Формировать навыки самостоятельной работы в поиске наилучшего решения графической композиции через основные средства художественной выразительности: линия, пятно

Задачи урока

Образовательные

 Развивающие

Воспитательные

  • познакомить  с выразительными свойствами линии, их видами и характером
  • показать условность линейного изображения, роль ритма в создании художественного образа
  • сформировать навыки передачи настроения в рисунке с помощью линий различного характера
  • познакомить с ролью пятна  в изображении и его выразительными способностями;
  • сформировать умение передавать свое восприятие жизни, изображая окружающий мир
  • формировать наблюдательность и эстетическое отношение к окружающему миру
  • формировать художественный вкус
  • формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия изобразительного искусства
  • воспитывать уважение к творческому труду
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию России

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- желание изучать особенности различных средств художественной выразительности ( линия - основной элемент рисунка, ее значение и основная задача, пятно в изображении, его выразительная задача);

- творческое отношение к процессу создания композиции;

- осознание собственной успешности при изучении темы;

Предметные умения 

- находить решение поставленных учебных задач, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения;

- сравнивать по заданным критериям свойства пятен и их выразительные возможности;

- выполнять творческие  работы  в технике «эбру», с помощью основных средств художественной выразительности  -  линии и пятна;

Метапредметные умения

Познавательные:

- раскрывать значение и использовать в активном словаре понятия: пятно в изобразительном искусстве, свойства, характер и ритм линий, техника  «эбру», равновесие, гармония и настроение в композиции, графические иллюзии; определять композиционный центр изображения; использовать полученные знания для создания творческой работы в технике «эбру»;

Регулятивные:

- планировать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

- выполнять учебные задания, используя изученные приемы работы;

- выполнять учебное задание в соответствии с планом

Коммуникативные:

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата

Термины и понятия

Свойства, характер, вид линий, ритм линий,  пятно в изобразительном искусстве, абстракция, графика, композиция, композиционный центр, контраст, средства художественной выразительности, художественный образ, настроение, тональные отношения, тональная шкала

Применение современных технологий

ИКТ-технологии, игровые технологии, технология групповой деятельности, художественно-творческие технологии: художественный практикум, творческая мастерская

Межпредметные связи

Музыка, литература

Ресурсы (оборудование, технические средства обучения)

Оборудование:

  • листы  нелинованной бумаги формата А4, тушь черная, шариковая ручка;
  • репродукции картин художников;
  • конверты со стихотворными отрывками;
  • набор для рисования на воде «эбру»;

Дидактическое обеспечение урока:

  • презентация Power point;
  • приложение Plickers (на ПК для быстрого опроса обучающихся);
  • звуковые файлы для создания настроения на уроке;

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с программным обеспечением;
  • сайт Plickers в режиме Live View (Яндекс. Браузер);
  • мультимедийное оборудование: проектор, экран;
  • мобильный телефон учителя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers;
  • документ-камера.

Формы работы

Индивидуальная, групповая, фронтальная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

Ф

О

У

Д

Задания обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Мета-предметные

I. Организационно-мотивационный этап

Цель: мотивировать обучающихся к изучению темы, создать эмоциональный творческий настрой, побудить к творческой деятельности. Повторить основные, известные обучающимся понятия и термины. Подвести обучающихся к самостоятельному осмыслению основных понятий данного урока: линия, пятно. Любые художественные материала оставляют след на плоскости – пятно.

Организует краткое повторение, мотивирует, подводит к восприятию и осознанию основных понятий урока: пятно, линия, композиция, средства художественной выразительности.

фронтальная

Согласны ли вы с мыслью Альберта Камю, что «каждая минута таит в себе чудо»?

Рассмотрите  оптические иллюзии. Как бы вы могли их назвать? Как вы считаете, что является основным элементом данных произведений?

Каким характером может обладать линия?

Какими художественными материалами мы можем выполнить такие композиции?

А какими совершенно необычными материалами мы можем выполнять композицию?

Что получится, если в рисунке объединить пятно и линию?

 

Рассматривают оптические иллюзии, включенные в презентацию, отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Основной элемент рисунка - линия. Основная задача линий -  выразить движение, передать настроение.

Характеризуют линии: прямая - строгая, спокойная; волнистая - быстрая, мягкая; изогнутая - резкая.

Называют различные художественные материалы, в том числе нестандартные: рисование на песке, на воде.

При объединении разных средств художественной выразительности получается композиция.

Умение различать разные средства художественной выразительности и художественные материалы. Повторить понятие композиция, уметь читать настроение  и идею произведения искусства

Познавательные УУД: формировать эмоционально-нравственный опыт восприятия окружающей жизни и ее отражения в произведениях искусства Регулятивные УУД: формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с восприятием произведения искусства

II. Самоопределение к деятельности (Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка цели и задачи урока)

Цель: подвести к самостоятельному пониманию главного вопроса урока:

какую роль в изобразительном искусстве играет пятно и линия?

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи, связанной с темой урока. Оказывает помощь обучающимся в формулировке темы и цели урока. Чтобы понять, какую роль играет линия и пятно в композиции, учитель предлагает обучающимся поиграть в игру «Цвет настроения линий».

парная, групповая

Дидактическая игра «Цвет настроения линий» (парная работа). К предложенной репродукции с картины известного художника подобрать название, связанное с природным явлением, эмоцией, чувством.

В конце игры происходит анализ выполненной работ. Необходимо ответить на проблемный вопрос, поставленный учителем. 

Давайте вспомним, какие мы знаем линии.

Где мы можем их применять?
А если мы объединим линии в конструкции, какое изображение мы получим?

Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир с помощью пятен и линий?

Обучающиеся, работая в парах, подбирают название к репродукции с картины художника, анализируют полученный результат, фиксируют проблему, приходят самостоятельно к выводу: действительно изображение строится из линий и пятен, которые располагаются в определенном порядке

Учить различать разные средства художественной выразительности, видеть гармоничные сочетания, соответствующие состоянию природы;

формировать целостное восприятие произведений искусства.

Познавательные УУД: формировать опыт восприятия окружающего мира. Регулятивные УУД: формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с

восприятием художественных средств выразительности в жизни и в искусстве. Коммуникативные УУД: формировать умение строить диалог, беседовать о настроении, передаваемом в произведении живописи.

III. Учебно-познавательная деятельность

Цель: подготовить обучающихся к выполнению первого этапа самостоятельной творческой работы – выполнение рисунка на воде в технике «эбру»

Учитель объясняет учебную задачу для творческого задания. Учитель предлагает выполнить композицию, к творческой работе, обозначить тем самым композиционный центр и основное движение линий и пятен. Показывает при помощи документ-камеры вариант выполнения творческой работы в технике «эбру».

Фронтальная, индивидуальная

Обучающимся предлагается вскрыть конверты с названиями природных явлений и представить, как можно с помощью линий и пятна передать это состояние.  Для  этого необходимо выполнить набросок композиции на небольшом формате с помощью туши и шариковой ручки.


Обучающиеся читают названия природных явлений, анализируют их графический характер, выполняют набросок композиции. Наблюдают за процессом выполнения творческой работы в технике «эбру».

Формировать художественно-образное мышление. Уметь облекать вербальные образы в зрительную художественную форму

Познавательные УУД: формировать умение конструировать и визуализировать творческую идею

Регулятивные УУД: осознавать и сохранять творческую цель и задачу. Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении содержания материала.

 IV. Художественно-творческая деятельность

Цель: формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств; освоить навыки самостоятельной творческой работы в технике «эбру»

Во время индивидуальной художественно-творческой деятельности консультирует обучающихся.

Наблюдает за выполнением работы классом.

индивидуальная

Выполнить творческую работу в технике «эбру», отражая предложенное природное явление.

Выполняют художественно-творческое задание.

Формировать навыки самостоятельной творческой работы в технике «эбру»

Познавательные УУД: формировать опыт творческого освоения окружающего мира.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельного решения творческой задачи. Коммуникативные УУД: формировать умение коммуникативного общения посредством художественного образа.

V. Рефлексивная деятельность

Цель: краткое обобщение материала урока, самооценка

Организует рефлексивную стадию

Раздает карточки с QR-кодами каждому обучающемуся и предлагает выполнить самооценку своей работы на уроке. Открывает приложение Plickers на ПК и при помощи своего мобильный телефон с установленным приложением Plickers сканирует ответы обучающихся. Выводит получившийся результат рефлексии на экран.

Фронтальная, индивидуальная

После работы проводится небольшое упражнение для глаз на местах – офтольмотреннинг. 

Желающим обучающимся предлагается продемонстрировать созданную работу, остальные должны угадать, какое природное явление здесь изображено.

Выполнить самооценку своей художественно-творческой работы.

Несколько учащихся показывают свои работы, остальные определяют, какое природное явление здесь отражено и с помощью каких художественных средств выразительности

Формировать навыки самоанализа творческой деятельности

Познавательные УУД:формировать опыт самоанализа. Регулятивные УУД: формировать умение адекватной самооценки. Коммуникативные УУД: формировать навык оценочных суждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по графике и письму "Волнистые линии"

Конспект урока для работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....

Египет. Конспект урока по линии "Сферы" 7 класс.

Предлагаю конспект интересного урока....

Конспект урока по математике на тему : "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч."

Педагогические цели: дать первичные представления о кривой и прямой линиях, отрезке; продолжить работу по усвоению состава чисел 2–5; учить чертить геометрические фигуры по линейке, правильно пользова...

Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева», 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Конспект урока швейного дела в 9 классе на тему "Разработка фасонов платья, отрезного по линии талии или линии бедер"

Конспект урока швейного дела в 9 классе на тему "Разработка фасонов платья, отрезного по линии талии или линии бедер"...