Технологическая карта урока "Графический пейзаж"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Столбовская Ирина Васильевна

Технологическая карта урока "Графический пейзаж" для 6 класса.

Цель урока: воспитывать любовь к изобразительному искусству, знакомство с особенностями графического пейзажа.

Познакомить с характерными особенностями графического пейзажа , техникой, колоритом, композицией. Придумать Городской пейзаж, выполнить самостоятельную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_graficheskiy_peyzazh.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Пейзаж в графике

Цель урока: воспитывать любовь к изобразительному искусству, знакомство с особенностями графического пейзажа.

Познакомить с характерными особенностями графического пейзажа , техникой, колоритом, композицией. Придумать Городской пейзаж, выполнить самостоятельную работу.

Основные термины, понятия:

Графика, тушь, перо, мел, графит, пастель, сангина, гравюра,  

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

       Познакомить с графическими произведениями осетинских и русских художников.

       Сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

2.    Метапредметные:

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;

организовать рабочее пространство;

уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, планировать необходимые действия и операции;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные УУД

совершенствовать творческое художественное видение: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и использовать их для решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе;

использовать средства информационных технологий в процессе поиска дополнительного изобразительного материала для выполнения творческой деятельности.

Личностные

понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

3.  Тип урока:  Комбинированный

Форма проведения: Ф - фронтальная, И – индивидуальная

Форма деятельности: беседа, обсуждение, сравнение, самостоятельная работа, самопроверка.

Межпредметные связи: МХК, литература.

Методы и методические приемы:

Наглядные  - использование иллюстраций, репродукций, показ учителем приёмов и техники изображения, показ детских работ в конце занятия при их оценке. Использование образца для создания индивидуальной работы;

Дидактический материал к уроку: презентация «Пейзаж в графике».

Словесные методы - беседа, обсуждение.

Практические методы – упражнение.

Этап урока

Задачи

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

УУД (формируемые умения)

1.Организационный этап.

Мотивировать учащихся к учебному процессу.

Настрой на работу. Организация рабочего места: акварель, пастель,  карандаши чернографитные, бумага, ластик.

Приветствие детей, проверка готовности рабочих мест учеников. Создание ситуации самооценки готовности учащихся к уроку.

Самопроверка готовности рабочего места.

2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

постановка задачи: познакомиться с особенностями графического пейзажа выполнить самостоятельную работу. Развивать и улучшать  графическую технику изображения. Использовать фантазию в ходе выполнения задания.

Слушают, с помощью учителя формулируют тему и цель урока. Высказывают своё мнение о практической значимости работы.

Объявление темы урока – «Пейзаж в графике».

Развивать познавательную мотивацию.

Умение слушать и слышать задание.

3. Актуализация ранее изученных знаний

Повторить информацию о видах пейзажа, об особенностях и отличиях  живописных и графических работ, вспомнить ранее изученные термины.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают ранее пройденный материал.

Проводит диалог с учащимися, выясняя какие термины им знакомы или нет. Вспоминают коротко их особенности и отличительные черты. Освежают знания по декоративной композиции: симметрия, ассиметрия, ритм и его виды.

Слушать объяснение учителя и отвечать на вопросы.

 Умение оформлять свою мысль в устной форме.

4. Операционно-исполнительский этап.

4.1. Выход на тему урока, «открытие детьми нового знания».

Познакомить с техникой изображения пейзажа в новом материале, новыми терминами.

Запоминают термины

Слушают учителя. Обсуждают затруднения по данной теме: как выстроить композицию, какие использовать мотивы и элементы, как выполнять различную штриховку по форме предметов (круг, квадрат, треугольник).

Изучение новых терминов.

Беседа об особенностях работы с графическими материалами.

Беседа о том, что такое пейзаж, об особенностях городского пейзажа, для того, чтобы научиться быть хорошим пейзажистом, надо сделать много эскизов и рисунков с натуры. Художники графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге.  В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу.

Чёрно – белое пятно, линия, штрих, точка – это стихия из которой возникает образ.

 Развитие графики тесно связано с искусством создания книги.

   Когда с конца XV в. появляются печатные книги, гравюрные оттиски становятся доступными  широкому кругу людей. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической разработанности и   орнаментальности изображения. 

Ознакомить с алгоритмом выполнения работы:

Определить мотив работы, какое состояние и настроение хотелось бы передать,

 Выбрать главный центр внимания зрителя,

 Показать плановость,

 Определить ритм разных частей композиции,

 Разработать детали – создать фактуры разнообразными штрихами, сочетая линии и пятно.

Умение слушать, вступать в диалог, вести беседу.

анализировать, сравнивать, сопоставлять.

 Поиск и выделение необходимой информации.

4.2.Подготовка к реализации замысла.

Развивать фантазию, творческое мышление.

Выбирают и  придумывают самостоятельно композицию.

Наблюдают за техникой выполнения и расположения штриховки по форме обьектов и запоминают её.

Организует мотивирование («хочу»-«надо»-«могу»). Показывает наглядные пособия, иллюстрации, репродукции мастеров:

М. Туганов, А. В. Джанаев, В. Фаворский, Е. И. Чарушин, А. П. Остроумова-Лебедева, Ф Мазерель, И.Левитан, Винсент Ван Гог.

Показывает приёмы и особенности техники работы  в графики.

Проявляют творческую активность.

Сравнивают, принимают решение для осуществления самостоятельной работы.

 Обосновать и отстаивать свое мнение.

4.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа.

Улучшать технику рисования, аккуратность, усидчивость, внимательность.

Выполняют самостоятельную работу с опорой на наглядности, используя фантазию и воображение. Компоновка и количество элементов на усмотрение, фантазию и вкус учащихся.

Обозначает этапы самостоятельного выполнения работы.

Индивидуальная помощь при необходимости.

Умение выстроить поэтапный план выполнения самостоятельной работы. Умение выбрать для этого материалы и инструменты. Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

5. Повторение и домашнее задание

Организовать фиксацию новых знаний, запоминания новых и усвоения новых терминов, отличительных особенностей графического городского пейзажа.

Повторяют термины, отвечают на вопросы, доделывают самостоятельно работу.

Обозначает связи с ранее изученными темами. Акцентирует внимание, что городской пейзаж отличается от сельского изображение домов, автомобилей и людей, архитектурных особенностей.

Осознание усвоенного материала, и что еще предстоит узнать. Умение структурировать знания. Оценка процессов и результатов деятельности.

6. Оценочно-рефлексивный этап.

Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности.

Организовать рефлексию и самооценку собственных работ учащимися.

Обсуждают работы. Выполняют самопроверку и самооценку: наличие композиционного и цветового акцента, соотношения крупных и мелких элементов в композиции, тоновое равновесие композиции. Обсуждение выставки.

Организует самопроверку учащимися своих работ по образцу с фиксацией полученных результатов. Выставление оценки с учетом самооценки. Обсуждение результатов урока.

Организация выставки.

Уважительно относиться к чужому мнению. Слушать и слышать учителя и одноклассников. Осуществлять самоконтроль.

7. Уборка рабочего места

Собирают материалы и инструменты, протирают парты.

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах, прощается с учащимися.

Умение быстро, качественно и организованно убирать рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку "Сочинение - описание зимнего пейзажа"

Технологическая карта к уроку "Сочинение - описание зимнего пейзажа"...

Технологическая карта урока музыки 6 класс "Ночной пейзаж"

Технологическая карта урока музыки 6 класс "Ночной пейзаж" содержит подробное описание урока в контексте требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе на тему"Монохромный пейзаж".

Знакомство учащихся с техникой монохромной живописи через традиции пейзажной монохромной живописи Китая, приобретение необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, которые позволят учащим...

Технологическая карта интегрированного урока музыка ИЗО в 6 классе "Ночной пейзаж"

Технологическая карта разработана в соотвтетствии с требованиями ФГОС ....

Технологическая карта учебного занятия Объединение «Колорит». ТЕМА: «Изображение пейзажа на сжатом листе бумаги»

Технологическая карта учебного занятияОбъединение «Колорит». Педагог Эрик С.Ф.Группа/возраст: первый год обучения, 7-9 лет.ТЕМА: «Изображение пейзажа на сжатом листе бумаги»...

технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе "Пейзаж-настроение"

материал разработан в соответствии с программой для 6 класса. ученики уже знакомы с жанром пейзаж и учатся выполнять его в нетрадиционной технике....