Технологическая карта интегрированного урока музыка ИЗО в 6 классе "Ночной пейзаж"
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Герасимова Наталья Викторовна

Технологическая карта разработана в соотвтетствии с требованиями ФГОС .

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

открытого интегрированного урока музыка ИЗО

на районном семинаре учителей музыки и ИЗО г.Маркса и Марксовского района

Подготовили: учитель музыки Герасимова Наталья Викторовна,

Мартышова Людмила Иосифовна учитель ИЗО  

высшей квалификационной категории

МОУ – СОШ №6 г. Маркса Саратовской области

Класс: 6

Тема:  «Ночной пейзаж»

Программа: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка», Б.М. Неменский «Изобразительное искусство»

Художественно - педагогическая идея: «Красота природы в жизни и в искусстве»

Оборудование: краски, кисти, акварельная бумага, стихотворение И.А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая...», картины А.И. Куинджи «Ночное», И.Н. Крамского «Лунная ночь», музыкальное произведение А.П. Бородина «Ноктюрн» 3 часть из Квартета №2.

Художественно - педагогическая идея: «Красота природы в жизни и в искусстве»

Цели:

  • Создание условий для   пробуждения  у учащихся чувства восхищения и любви к окружающей природе и к великому искусству.
  • Создание условий для развития  творческих способностей учащихся через применение метода синектики.
  • Создание условий для  воспитания эстетического вкуса  вдумчивого слушателя, формирования  интереса к музыкальному искусству.

Задачи:

  • Художественное восприятие:  создать условия для  восприятия красоты окружающей природы на основе стихотворения И.А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая...», картины А.И. Куинджи «Ночное», И.Н. Крамского «Лунная ночь», музыкального произведения А.П. Бородина «Ноктюрн» и ощутить радость от общения с искусством.
  • Художественное восприятие: углубить представление о многогранных связях музыки, живописи и литературы через анализ и исследование произведений этих видов искусства;
  • Художественное творчество: пробудить интерес у учащихся к творчеству через сочинение слов к мелодии, музыки к картине, создание картины к музыке;
  • Художественное исполнение:  учить создавать художественный образ ночи через созидательно-исполнительскую деятельность, совершенствовать навыки кантиленного пения на piano. 

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: Урок- путешествие

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая  (учитель делит учащихся на группы самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности учащихся: творческие способности, уровень познания, индивидуальный темп работы, лидерские качества; группы должны быть постоянными); коллективная.

Методы: 

  • метод синектики
  • метод художественно-педагогической драматургии;
  • метод коллективного осмысления;
  • метод художественного исполнения;
  • метод создания эстетического пространства;
  • метод организации диалога;
  • метод наблюдения и сравнения;

ДМИ: маракасы, румба, бубен, ложки, треугольник, ксилофон.

ТСО:  музыкальный центр

  • компьютер
  • мультимедиа
  • ноутбук
  • колонки

I.Организационный момент(3мин.)

Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству.

Художественно-эстетическая

деятельность учащихся

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Примечание

Результат деятельности

Музыкальное приветствие 

«Рождается новый день» поют.

Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства. Музыкальное приветствие. Поёт.

Устное приветствие всех присутствующих гостей.

Учащиеся настраиваются на продуктивную работу

II. Подготовка к изучению нового материала. Вовлечение учащихся в определение темы урока.(4 мин.)

Цель: создание интонационного пространства, способствующей творческой деятельности.

Задачи:

- настроить учащихся на художественно-эстетическую деятельность;

-пробудить интерес к постижению произведений искусства через призму своего           жизненного опыта;

- подготовить учащихся к восприятию нового материала;

- вовлечь в определение темы урока.

Художественно-эстетическая

деятельность учащихся

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Примечание

Результат деятельности

Учащиеся внимательно слушают звуки природы.

Отвечают на вопросы учителя:

-Звуки природы: стрекот сверчков, тишину.

-Образ ночи, тишины, дремлющего мира.

-Да.

-Звездное небо и т.д.

        

-Конечно.

-Пейзаж.

-Ночной пейзаж.

Вводит интригу, проблемную ситуацию:

-Ребята, что за звуки вы сейчас услышали?

-Какие образы они разбудили в вашем воображении?

-Кто-то из вас отдыхал с родителями на природе в палатках, с ночевкой?

-Расскажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось.

-Спасибо, хорошо. Похоже, что у вас красота ночной природы и звуки ночи остались в памяти.

- Рассмотрите внимательно вышитые картины. В каком жанре изобразительного искусства они выполнены?

(звучит песня «Если видишь на картине»1 куплет, учащиеся поют)

Как вы бы назвали каждую из них? - Как бы вы определили тему урока?  

-Вы правы «Ночной пейзаж»

Интрига, предложенная в начале урока, и звучащая музыка способствуют мотивации деятельности учащихся на уроке и активизации внимания.

Желание встречи с музыкальным искусством, проявление эмоциональной отзывчивости.

III. Целеполагание. (1 мин.)

Задачи: вовлечь учащихся в постановку учебных задач.

Художественно-эстетическая

деятельность учащихся

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Примечание

Результат деятельности

Учащиеся  ставят учебную задачу:

-Узнать, как изображали ночной пейзаж художники, поэты и композиторы.

-Будем  учиться изображать образ ночи различными средствами искусства.

-Итак, тема нашего урока «Ночной пейзаж». На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы  узнать что-то новое, необходимо поставить вопросы: «Что мы хотим знать?», «Чему мы сегодня будем учиться?»

         Поставьте учебную задачу на

сегодняшний урок.

Учатся формулировать и удерживать учебную задачу

IV. Открытие новых знаний

Художественное восприятие, художественный и сравнительный анализ произведений литературы и живописи(4мин.)

Цель: создание условий для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с высоким искусством и сопричастности с ним.

Задачи:

-   создать условия для  восприятия красоты окружающей природы на основе стихотворения И.А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая...», картины А.И. Куинджи «Ночное», И.Н. Крамского «Лунная ночь», музыкального произведения А.П. Бородина «Ноктюрн» и ощутить радость от общения с искусством;

- помочь учащимся углубить представление о многогранных связях музыки, живописи и литературы через анализ и исследование произведений этих видов искусства.

Художественно-эстетическая

деятельность учащихся

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Примечание

Результат деятельности

Учащиеся внимательно слушают стихотворение.

 

- Cтихотворение русского поэта И.А. Бунина (желающие читают  стихотворение «Месяц задумчивый, полночь глубокая…»).

-Красивую, лунную, умиротворенную  и т.д.

- Да.

- Мы тоже наблюдали ночь именно такой, как в стихотворении. Очень похоже наше душевное состояние на чувства поэта.

-Нашло, потому что переданные поэтом  в стихотворении образы и чувства мы увидели и пережили сами.

Учащиеся рассматривают картину и стараются почувствовать ее.

Отвечают на вопросы учителя:

- Мы видим ночной пейзаж, украинский деревенский домик, светит луна, людей нет и т.д.

- Настроение умиротворения, покоя.

- Тоже покой.

- Тихая, добрая, умиротворенная и красивая.

 

-Да.

Слушают мелодию.(«Ноктюрн» Ф.Шопен)

Учитель организует слушательскую деятельность и сравнительный анализ:

- Ребята ,а какой русский поэт написал стихотворение которое описывает красоту ночного пейзажа?

-Кто желает прочесть его?

-Какую ночь рисует поэт?

-Нашли ли вы что-нибудь общее со своими впечатлениями?

-Что именно?

-Вам было понятно это произведение? Нашло ли оно отклик в вашем сердце? Почему?

-Теперь перейдем к изобразительному искусству.

Внимательно всмотритесь в картину Архипа Ивановича Куинджи «Украинская ночь» и постарайтесь почувствовать ее настроение.

-Что вы видите в картине?

-Скажите, что роднит картину и стихотворение?

-Какое настроение передал поэт в стихотворении?

-А художник в картине? 

Учитель организует слушательскую деятельность:

-Как вы думаете, какой должна быть песня о летней ночи? 

-А вам хотелось бы услышать такую песню и спеть ее?

-Давайте послушаем.

Учатся строить логическую цепь рассуждений.

Учатся проводить аналогии между содержанием стихотворения и своими жизненными впечатлениями.

 

Учатся художественно воспринимать и анализировать 

особенности

разных видов искусства.

Выдвигают аналогии к предполагаемой песне.

V. Актуализация знаний (слушание, анализ, исполнение)

Художественное творчество: сочинение и исполнение (28 мин.)

Цель: создание условий для актуализации знаний учащихся;  развития творческих способностей

 учащихся через применение метода синектики

- пробудить интерес у учащихся к творчеству через сочинение слов к мелодии, музыки к картине, создание картины к музыке;

- учить слушать, анализировать, исполнять музыкальное произведение;

- учить создавать художественный образ ночи через созидательно-исполнительскую деятельность;

- создать условия для развития художественно-образного и творческого мышления учащихся;

- развивать способность выражать свое видение музыки различными средствами

Художественно-эстетическая

деятельность учащихся

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Примечание

Результат деятельности

Работа в группах.

Учащиеся определят содержание песни и в группах читают слова к заданной  мелодии который подготовили дома.

Демонстрируют свое творчество: исполняют сочиненный текст группой.

Благодарят друг друга аплодисментами.

Учащиеся рассматривают картину и стараются почувствовать ее.

Отвечают на вопросы учителя:

- Задумалась о счастье или о жизни.

- Нежность и светлую грусть.

-Светлую, добрую, нежную, красивую.

-  Флейту, скрипку.

-Треугольник, маракасы и т.д.

Учащиеся в группах добавляют к мелодии звуки музыкальных инструментов которые выбрали. Придумывают название своему творческому проекту.

Демонстрируют свои сочинения.

Благодарят друг друга аплодисментами.

Исполняют физминутку « Нарисуй» повторяя за учителем.

Внимательно слушают музыку и выполняют задание учителя.

- Красота, романтика, восхищение и т.д.

- Прекрасная лунная ночь, тихая звездная ночь, романтическая ночь.

-«Ноктюрн»

-Означает ночной.

- Ноктюрн,

- Ноктюрн

- Скрипка, виолончель.

- Именно эти инструменты своим звучание помогли композитору осуществить его замысел.

- Очень тонко и необычайно красиво.

- Синий цвет, серый, коричневый, темно зеленый, светло-желтый, белый.

Учащиеся в группах рисуют ночной пейзаж. Придумывают название своему творческому проекту.

Демонстрируют свое творчество.

-Как вы думаете, какой должна быть песня о летней ночи? 

-А вам хотелось бы услышать такую песню и представить  её?

-Давайте послушаем какой текст вы приготовили дома для песни.

-У каждой группы получилась прекрасная песня, вы молодцы!

Поаплодируйте друг другу!

-Теперь прошу вас обратиться к картине Ивана Николаевича Крамского «Лунная ночь». Войдите в мир картины и вслушайтесь.

-Как вы думаете, о чем размышляет девушка?

-Какие чувства она испытывает?

-Ребята,  а если бы вы были  композиторами, какую бы вы написали музыку к этой картине?

 -У меня на столе лежит несколько музыкальных инструментов. Какие из них вы бы могли также использовать в своем музыкальном произведении?

- Я предлагаю вам побыть в роли композиторов – украсить  музыку  которая будет сейчас играть, украсить её музыкальными инструментами ,а затем и исполнить ее.

-Дайте название своему творению, продемонстрируйте ваши творения.

-Молодцы!

 Проводит физминутку

« Нарисуй»

Учитель организует слушательскую деятельность:

- Давайте послушаем музыку русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.

-После прослушивания расскажите мне, какие образы вам представились, что вы почувствовали.

-Подберите слова  и словосочетания,  наиболее точно передающие образ этой музыки.

-Дайте название этому музыкальному произведению.

-Молодцы, прекрасное название.

-Ребята откройте учебник стр.104и скажите мне как назвал свое произведение   А.П. Бородин. Правильно «Ноктюрн». Это 3 часть из Квартета №2. А что означает Ноктюрн в переводится  с латинского языка?

А как называются пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом?

- А сочинения, которые передают настроение человека, находящегося под впечатлением образов ночи?

-Вы услышали, на каких музыкальных инструментах исполнялся Ноктюрн А.П.Бородина?

- А почему именно эти инструменты выбрал композитор?

Учитель обобщает ответы учащихся:

-А как в своей музыке А.П. Бородин рисует ночь? Да именно так тонко и необычайно красиво и вы это почувствовали.

-А если бы вы были художниками, какие краски вы бы использовали для изображения картины, созвучной этой музыке?

-Вы все правильно подметили. Молодцы!

-Что ж, художники, творите! Как вы поняли, ваш труд будет коллективным.

-Ваше творчество должно слиться с творчеством товарищей, чтобы картина от группы получилась как единый художественный замысел. Во время работы музыкальное произведение прозвучит два раза, после чего ваша картина, должна быть готова и каждая группа  должна представить и  защитить проект.

Учатся удерживать учебную задачу.

Учащиеся учатся сочинять слова к песне на заданную мелодию.

Ученики проявляют навыки в вокально-исполнительской деятельности, эмоциональной отзывчивости.

Исполнение песни способствует также снятию эмоционального и психологического напряжения 

Формируется способность

погружаться в музыку, развивается художественно-образное мышление.

Учатся работать в группах, проявлять инициативность и творческую интуицию, проводить  аналогии.

Метод синектики стимулирует творческую активность учащихся.

Учатся выступать публично.

VI.  Подведение итогов урока, рефлексия, дифференцированное домашнее задание(5 мин.)

Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.

Художественно-эстетическая

деятельность учащихся

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Примечание

Результат деятельности

Отвечают на вопросы учителя:

- Мы ставили для себя следующие учебные задачи: узнать, как изображали ночной пейзаж художники, поэты и композиторы;  учились изображать образ ночи различными средствами искусства.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, высказывают свои точки зрения.И оцени вают свою работу звездами на вагонах.

Наш поезд прибывает на конечную станцию.

-Вернемся к учебной задаче, которую вы поставили в начале урока. Как она звучала?  Скажите, вы решили эту задачу?

-Чему вы учились на уроке?  

Рефлексия:Оцените свою работу на уроке с помощью звёзд. Так как ночной пейзаж не возможно представить без лунного света и ярких звёзд на небе, то если вам понравился урок и всё у вас получилось прикрепите на ваш вагон желтую звезду. Если что-то у вас не получилось – прикрепите на вагон белую звезду.

А сейчас проводники прикрепите ваши звездные вагоны к поезду.

Д/З Домашнее задание: послушайте музыкальное произведение Клода Дебюсси «Лунный свет», создайте стихотворение, рисунок или песню, отражающие впечатления от прослушанной музыки.

Оценки за урок: все отлично по музыке и все отлично по ИЗО.

-Спасибо за урок!

- А для того чтобы каждый новый день был для вас самым лучшим исполним нашу песню. «Новый день»

-Спасибо за сотрудничество! До новой встречи!

Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Учатся обобщать и анализировать  полученную информацию.

Формируется способность планировать свою деятельность.

Учащиеся учатся чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии видов и жанров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс

Данная разработка урока создаёт условия для  формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме  письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...