Программа внеурочной деятельности "Белгородская палитра" 5 -6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Винтер Лилия Ивановна
  1. Программа внеурочной деятельности "Белгородская палитра"
  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа «Белгородская палитра» предназначена для организации внеурочной деятельности школьников, рассчитана на школьников определенной возрастной группы - младшие подростки (5 классы) и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

Актуальность

В содержании стандартов второго поколения большое внимание придается духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, подготовке обучающихся к адаптации в новых условиях. В основе патриотического воспитания, несомненно, лежит воспитание любви к малой родине, изучение истории и культурных традиций. Но в настоящее время учащиеся владеют минимальной информацией о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Даже имеющийся небольшой объем знаний носит абстрактный характер. А развитие компьютерных технологий, телевидения приводит к тому, что у школьников искусственно сужаются возможности чувственного опыта на основе личностного переживания, а традиционные эстетические ценности подвергаются пересмотру и подменяются массовой культурой. Школа в состоянии противостоять этим негативным тенденциям и способствовать формированию духовно-нравственной культуры и патриотизма у учащихся, что в свою очередь создаст условия для формирования гармоничной личности.

Одним из путей решения данной проблемы является изучение краеведения как одного из основных источников пополнения знаний учащихся о родной земле, воспитания любви к ней, формирования гражданской позиции. Необходимо отметить, что использование краеведческого материала приобретает новый виток при реализации требований ФГОС нового поколения, направленных на формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, выбора путей собственного культурного развития.

Содержание программы «Белгородская палитра» разработано на основе полихудожественного краеведения с учетом интегративного подхода к образовательному процессу и формирования у учащихся представлений о культуре родного края как величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы своего народа на основе диалога различных направлений в культуре.

Доминирующее значение имеет содержательная направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру, его духовно-нравственное, патриотическое воспитание, развитие творческого потенциала, развитие способности наследования национально-культурных традиций, собственной причастности к судьбе культуры родного края, уважительного и бережного отношения к его художественному наследию.

Актуальность изучения и освоения программы «Белгородская палитра» обосновывается базовыми ценностями воспитания, одной из которых является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

Цель программы

            Целью программы является развитие познавательного интереса учащихся к истории и культуре своего края на основе полихудожественного краеведения.

 Задачи

  • Содействовать развитию мотивации школьников к познанию и творчеству, усвоению ими знаний по истории, культуре, географии, природоведению, искусству, литературе и этнографии Белгородской области.
  • Способствовать развитию у учащихся практических умений и навыков использования научных исследований, осуществления  проектной деятельности на основе изучения культуры Белгородского края с учетом междисциплинарного к ней подхода.
  • Создавать условия для формирования умения анализировать и оценивать факты, явления, события в истории культуры края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.
  • Создавать условия для формирования гражданского самосознания, воспитания бережного отношения к национальным традициям, уважения к культуре Белгородчины.

            Программа «Белгородская палитра» является авторской, не имеет аналогов в системе образования региона. Программа предполагает интегрированный, комплексный подход к изучению Белгородского края, где учитываются исторические, литературные, музыкальные и художественные аспекты краеведения. В большей степени программа предназначена для учителей изобразительного искусства, так как практические задания в основном имеют художественное направление. Реализация программы позволяет осуществлять межпредметные связи с историей Белгородской области, музыкальным искусством, литературным творчеством. Реализация данной программы предполагает использование самых различных приемов, направленных на формирование гармоничной личности, раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание личности. Программа предполагает использование разнообразных форм занятий (лекция, экскурсия, виртуальная экскурсия, выездное занятие) и видов деятельности (изучение нового материала, проектная, исследовательско-творческая).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«БЕЛГОРОДСКАЯ ПАЛИТРА»

 

Вариативная программа по внеурочной деятельности. 5 класс

Авторы-составители: ВИНТЕР Л.И.,.

Белгород

 2018

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Пояснительная записка……………………………………………   5
  2. Планируемые результаты………………………………………….   7
  3. Материально-техническое сопровождение программы………….. 8
  4. Содержание программы……………………………………………  9
  5. Терминологический словарь …….……………………….……….  12
  6. Учебно-методическое обеспечение ………………………………. 15

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа «Белгородская палитра» предназначена для организации внеурочной деятельности школьников, рассчитана на школьников определенной возрастной группы - младшие подростки (5 классы) и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

        Правовая основа разработки программа «Белгородская палитра»:

  • Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  • Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года № 528-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы»;
  • Постановление правительства Белгородской области от 28.10.2013 N 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы»;
  • Приказ департамента образования Белгородской области от 27 августа 2015 г. № 3593 «О внедрении интегрированного курса «Белгородоведение»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

Актуальность

В содержании стандартов второго поколения большое внимание придается духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, подготовке обучающихся к адаптации в новых условиях. В основе патриотического воспитания, несомненно, лежит воспитание любви к малой родине, изучение истории и культурных традиций. Но в настоящее время учащиеся владеют минимальной информацией о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Даже имеющийся небольшой объем знаний носит абстрактный характер. А развитие компьютерных технологий, телевидения приводит к тому, что у школьников искусственно сужаются возможности чувственного опыта на основе личностного переживания, а традиционные эстетические ценности подвергаются пересмотру и подменяются массовой культурой. Школа в состоянии противостоять этим негативным тенденциям и способствовать формированию духовно-нравственной культуры и патриотизма у учащихся, что в свою очередь создаст условия для формирования гармоничной личности.

Одним из путей решения данной проблемы является изучение краеведения как одного из основных источников пополнения знаний учащихся о родной земле, воспитания любви к ней, формирования гражданской позиции. Необходимо отметить, что использование краеведческого материала приобретает новый виток при реализации требований ФГОС нового поколения, направленных на формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, выбора путей собственного культурного развития.

Содержание программы «Белгородская палитра» разработано на основе полихудожественного краеведения с учетом интегративного подхода к образовательному процессу и формирования у учащихся представлений о культуре родного края как величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы своего народа на основе диалога различных направлений в культуре.

Доминирующее значение имеет содержательная направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру, его духовно-нравственное, патриотическое воспитание, развитие творческого потенциала, развитие способности наследования национально-культурных традиций, собственной причастности к судьбе культуры родного края, уважительного и бережного отношения к его художественному наследию.

Актуальность изучения и освоения программы «Белгородская палитра» обосновывается базовыми ценностями воспитания, одной из которых является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

Цель программы 

        Целью программы является развитие познавательного интереса учащихся к истории и культуре своего края на основе полихудожественного краеведения.

 Задачи

  • Содействовать развитию мотивации школьников к познанию и творчеству, усвоению ими знаний по истории, культуре, географии, природоведению, искусству, литературе и этнографии Белгородской области.
  • Способствовать развитию у учащихся практических умений и навыков использования научных исследований, осуществления  проектной деятельности на основе изучения культуры Белгородского края с учетом междисциплинарного к ней подхода.
  • Создавать условия для формирования умения анализировать и оценивать факты, явления, события в истории культуры края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.
  • Создавать условия для формирования гражданского самосознания, воспитания бережного отношения к национальным традициям, уважения к культуре Белгородчины.

        Программа «Белгородская палитра» является авторской, не имеет аналогов в системе образования региона. Программа предполагает интегрированный, комплексный подход к изучению Белгородского края, где учитываются исторические, литературные, музыкальные и художественные аспекты краеведения. В большей степени программа предназначена для учителей изобразительного искусства, так как практические задания в основном имеют художественное направление. Реализация программы позволяет осуществлять межпредметные связи с историей Белгородской области, музыкальным искусством, литературным творчеством. Реализация данной программы предполагает использование самых различных приемов, направленных на формирование гармоничной личности, раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание личности. Программа предполагает использование разнообразных форм занятий (лекция, экскурсия, виртуальная экскурсия, выездное занятие) и видов деятельности (изучение нового материала, проектная, исследовательско-творческая).

Описание места курса в учебном плане. Режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Для реализации программы «Белгородская палитра» в 5 классе необходимо 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с требованиями СанПиН общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на учащихся 5 классов не должен превышать 10 академических часов. Таким образом, нормы СанПиН допускают проведение 2-х занятий в один учебный день при условии организации перерыва для отдыха не менее 10 минут.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        В соответствии с требованиями ФГОС ООО освоение детьми программы «Белгородская палитра» направлено на достижение комплекса результатов.

        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Белгородская палитра».

        Личностные результаты:

- обогащение духовного мира на основе присвоения художественных предпочтений, художественного опыта, полученного в результате  изучения истории и культуры своего края;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- формирование умения контролировать собственные учебные действия, проявлять инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

-  формирование умения рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях культуры (социума);

- осознание значения учебного сотрудничества и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам (предпочтениям) сверстников.

-  совершенствование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.

Метапредметные результаты:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к культуре и к жизни на основе изучения истории и культуры Белгородского края;

-  осознание системы общечеловеческих ценностей, заложенных в различных видах и жанрах культуры своего края;

- воспитание уважения к искусству и культуре своего края, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, литературном, музыкальном и других видах творчества;

- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения своего региона;

- освоение особенностей образно-выразительного языка разных видов культуры, изобразительного искусства;

- формирование умения ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

- формирование умения осуществлять исследовательско-творческую и проектную деятельность;

- формирование умения эстетически подходить к любому виду творческой деятельности.

Предметные результаты:

- освоение знаний о выдающихся деятелях культуры и искусства Белгородского края;

- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем развития культуры и искусства Белгородчины;

- развитие устойчивой потребности в общении с миром культуры и искусства;

- формирование умения воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, видов культуры;

- понимание основ художественной культуры своего региона, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности в процессе выявления общего и отличительного в различных видах и жанрах культуры и искусства того или другого районов области;

- формирование умения ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству своего региона в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

- понимание разницы между элитарной и массовой культурой, искусством своего края, оценка с эстетических позиций достоинств произведений культуры, изобразительного искусства.

- формирование умения применять средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности.

        По окончании освоения программы учащиеся должны знать/ уметь:

- особенности заселения края; этнический состав; выдающихся земляков, связанных с культурой и искусством;

- основные понятия и термины в области культуры;

- памятники архитектуры и скульптуры;

- выделять, описывать, объяснять особенности видов культуры с учетом диалога культур народов на территории Белгородской области;

- устанавливать связи между прошлым и современностью;

- использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях;

- рассказывать о важнейших явлениях культуры в контексте истории края;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы «Белгородская палитра» необходимо использовать в качестве основных учебных пособий следующие:

- Белгородоведение. 5-6 класс. Учебное пособие / Петин А.Н., Папков А.И., Партолин И.В. и др. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. - 250 с.

- Методические рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности «Белгородская палитра». Методическое пособие / Белюченко О.П., Винтер Л.И., Марочкина И.И.

- Приложение к методическим рекомендациям по реализации программы внеурочной деятельности «Белгородская палитра [Электронный ресурс] / О.П. Белюченко, Л.И. Винтер, И.И. Марочкина. – Электрон. дан. – Белгород, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см.

        Для подготовки и проведения занятий необходимо материально-техническое оснащение: компьютер, принтер, мультимедиапроектор с экраном, программное обеспечение (возможность просмотра видеофайлов, презентаций), подключение к сети интернет.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Понятие культуры. Формирование особенностей культуры родного края - 2 часа

Понятие «художественное краеведение». Особенности заселения края. Влияние этнического сознания на формирование художественной культуры Белгородской области (села, района, города).

  • Взаимосвязь разнообразия растительного и животного мира Белгородского края и художественного творчества - 2 часа

Тема природы в произведениях белгородских художников. Красная книга Белгородчины.

  • Красота природы Белгородского края - источник духовной и материальной культуры народа - 4 часа

Природа Белгородского края – источник духовной и материальной культуры народа. Эмоционально-творческое отношение человека к окружающему миру, его отражение в устном народном творчестве (приметы, пословицы, поговорки и т.д.). Отражение красоты природы в литературном, музыкальном, изобразительном творчестве. Истоки изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства.

  • Истоки музыкального и изобразительного искусства - 4 часа

Роль православных художественных традиций в развитии изобразительного и музыкального искусства на территории Белгородского края. Виды и жанры в музыкальном и изобразительном искусстве Белгородского края. Основные формы взаимодействия литературного, музыкального и изобразительного искусства, их место в современном искусстве Белгородчины.

  • Самобытность народной архитектуры края - 8 часов

Истоки развития народной архитектуры края. Строительная народная культура, ее место в устном народном творчестве (пословицы, поговорки). Дом, его основные элементы. Основные обряды, связанные со строительством дома. Декор дома, его отличительные особенности. Декоративные элементы народного орнамента в современном украшении дома (усадьбы).

  • Особенности труда и быта жителей родного края - 10 часов

Промыслы и ремесла на Белгородчине, сложение художественных и технических традиций в каждом промысле. Ткачество, ковроделие. Вышивальный, кружевной, вязальный промыслы. Обработка дерева. Гончарно-керамический, пенькопрядильный, слесарно-кузнечный, токарный промыслы. Лозоплетение. Игрушка Белгородской области. Карта ремесел Белгородской области.

  • Региональные особенности народного костюма - 10 часов

Фольклорная традиция народного костюма. Основные комплексы традиционного народного костюма: поневный, комплекс, сарафанный, юбочный. Орнамент, мотив орнамента в народном костюме Белгородского региона.

  • Обычаи и праздники народов, живущих на Белгородчине - 8 часов

Смысловое содержание, композиционный строй, характер исполнения народного танца. Обычаи, традиции и праздники Белгородского региона.  

  • Православное зодчество Белгородчины - 8 часов

Храмы Белгородчины. Храмы как воплощение исторической памяти народа. Внешнее строение храма. Храмовая архитектура Белгорода: история и современность.  

  • История земли белгородской в архитектуре и скульптуре – 10 часов

Страницы истории Белгородчины. Отражение основных исторических событий, известных людей в скульптуре. Городская скульптура. Архитектурные памятники Белгородчины - хранители истории. История земли белгородской в архитектуре. Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление».

  • Культура родного края. Мы-Белгородцы - 2 часа

Итоговая выставка. Резерв учителя.

Примерные темы проектных и исследовательских работ

  • Мир крестьянского дома.
  • Народный костюм Белгородчины.
  • Семейные традиции в прошлом и  настоящем.
  • Традиционные ремесла и промыслы Белгородчины
  • Храмы Белгородчины – источник мудрости, доброты, света.
  • Памятники родного края.
  • Памятники архитектуры.

Выставки:  «Край родной навек любимый!»,  «Белгородский  край - земля родная», «Рукотворная краса земли Белгородской».

Календарно-тематическое планирование

Тема учебного

занятия

Вид деятельности

Кол-во часов

Форма занятия

1

Понятие культуры. Формирование особенностей культуры родного края.

Изучение нового материала

2

Лекция

2

Взаимосвязь разнообразия растительного и животного мира Белгородского  края и художественного творчества.

Изучение нового материала

2

Экскурсия

3

Красота природы Белгородского края – источник  духовной и материальной культуры народа.

Комбинированное занятие

2

Лекция

2

Практическое занятие

4

Истоки музыкального и  изобразительного искусства.

Комбинированное занятие

2

Семинар-игра

2

Лекция, практическое занятие

5

Самобытность народной архитектуры края.  

Проектная деятельность

2

Экскурсия

2

Лекция, практическое занятие

2

Лекция, практическое занятие

2

Лекция, практическое занятие

6

Особенности труда и быта жителей родного края.

Исследовательско-творческая деятельность

2

Экскурсия

2

Игра-беседа

2

Практическое занятие

2

Практическое занятие

2

Игра-беседа

7

Региональные особенности народного костюма.

Проектная деятельность

2

Экскурсия

2

Лекция, практическое занятие

2

Лекция, практическое занятие

2

Лекция, практическое занятие

2

Лекция, практическое занятие

8

Обычаи и праздники народов, живущих на Белгородчине.

Комбинированное занятие

2

Экскурсия

2

Семинар

2

Практическое занятие

2

Практическое занятие

9

Православное зодчество Белгородчины.

Исследовательско-творческая деятельность

2

Лекция

2

Практическое занятие

2

Семинар-игра

2

Экскурсия

10

 История земли белгородской в архитектуре и скульптуре.

Исследовательско-творческая деятельность

2

Экскурсия

2

Экскурсия

2

Практическое занятие

2

Экскурсия

2

Виртуальная экскурсия, практическое занятие

11

Культура родного края. Мы-Белгородцы.

Применение полученных знаний

2

Итоговая выставка

  1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Антресольный этаж - верхний небольшой этаж, располагающийся в общем пространстве дома.

Арка - это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция.

Армяк - верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани с капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём.

Барокко - (итал. barocco, букв. - причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII вв.

Грибатка - женское и мужское нагрудное и наспинное украшение, соединенных в середине и обнизанных по краям бисером.

Бекеша - меховая одежда, отрезная в талии, со складками и разрезом сзади (может быть и без разреза сзади).

Декоративно-прикладное искусство - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Зипун – полукафтан, верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

Зодчество - искусство проектировать и затем возводить, строить различные объекты для жизни и деятельности человека, то есть это та же архитектура.

Изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России.

Каратай - русская верхняя женская и мужская демисезонная одежда.

Кафтан - верхняя, преимущественно мужская одежда. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду.

Классицизм - (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.

Колокольня - башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви.

Коты - женская обувь, род полусапожек, ботинок, башмаки с высокими передами, либо круглые, будто с отрезными голенищами, с алою суконною оторочкой.

Краеведение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Культура - совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.

Лозоплетение - ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др.

Малахай - шапка на меху с широкими наушниками и плотно прилегающей задней частью.

Обряд - совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение.

Особняк - это отдельно размещенный городской дом с большой площадью, обладающий презентабельностью и имеющий бесспорно красивую отделку.

Поддевка - русская верхняя распашная длинная (до или ниже колен) одежда с длинными рукавами, отрезная сзади по талии, со сборками на спине, со стоячим или отложным воротником. Носили и мужчины и женщины.

Понева - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани.

Портик - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его.

Порты - сужающиеся книзу доходящие до щиколоток штаны.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.

Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания.

Тулуп - русская, обычно длинная, не крытая сукном меховая шуба из овчины без перехвата в талии с высоким воротником.

Фольклор - народное творчество, чаще всего устное.

Фронтон - завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хата - крестьянский дом (бревенчатый или мазанка) в украинской и южнорусской деревне.

Холодайка - верхняя женская одежда для весны и осени, распространенная в Курской, Орловской и некоторых других губерниях юга Европейской России, а также на Дону.

Цоколь - подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения

Часовня - небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где располагается алтарь.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список используемой литературы для учителя

  1. Белгородоведение. 5-6 класс. Учебное пособие / Петин А.Н., Папков А.И., Партолин И.В. и др. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. - 250 с.
  2. Белоусенко, К. «Место крепко, гора велика и земля добра» / Ксения Белоусенко // Наш Белгород. – 2011. – 14 мая. – С. 12.
  3. Белых, И. Старооскольская глиняная игрушка: история и пути возрождения / Инна Белых // Народное творчество. – 2014. – № 1. – С. 18–20.
  4. Бессонова, А. Уточки, барышни, медведи…: сестры Наталья и Ольга Гончаровы возродили древний промысел старооскольской глиняной игрушки / Анна Бессонова // Белгородская правда. – 2017. – 2 марта. – С. 23.
  5. Бережнова, Л.  Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений /Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
  6. Булгаков, Г. И. Схематический обзор Курского края в этнографическом отношении / Г. И. Булгаков // Курский край: сборник по природе, истории, культуре и экономике Курской губернии / под ред. С. В. Иванова и др. – Курск, 1925. – Вып. 1. – С. 93–125.
  7. Вишневский, В. Старина и современность: могут ли они сосуществовать без ущерба друг от друга? / [беседовала Татьяна Черных] // Аргументы и факты. Белгород. – 2016. – № 9 (март). – С. 3.
  8. Давыдов, В. Храмы Белгородчины: посвящается 2000-летию Рождества Христова/ Василий Давыдов. – Изд. второе, испр. и доп. – Белгород: Издат. дом «В. Шаповалов», 2000. – 254 с.
  9. Жиров, М. С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000. – 186 с.
  10. Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: учебное пособие / М. С. Жиров. – Белгород. 2003. – 310 с.
  11. Ильин, А. И. Белгородский кремль: (конец XVI – середина XVIII вв.) / А. И. Ильин, А. И. Лимаров. – Харьков: Коллегиум, 2008. – 56 с.
  12. Загоровский, В. П. Белгородская черта / В. П. Загоровский. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1969. – 304 с.
  13. Зодчие Белогорья: 55 лет Белгородской региональной организации «Союз архитекторов России»: 1960 – 2015, архитектурная летопись нашего края / [авт. кол.: С. И. Доценко и др.]. – Белгород: КОНСТАНТА, 2016. – 138 с.
  14. Капустин, И. Постижение творчества: (белгородские художники: зарисовки, интервью, мини-очерки) / И. Капустин, Е. Демьянова. – Белгород: Крестьянское дело, 2005. – 62 с.
  15. Кичигин, В. П. Народная культура юга России. Опыт систематизации этнофольклорного материала Белгородской области / В. П. Кичигин. – Белгород, 2000. – 407 с.
  16. Колесникова, Л. И. Православное церковное зодчество Белгородской области: каталог / Л. И. Колесникова. – Белгород: б. и., 1997. – 148 с.
  17. Крупенков, А. Н. Обзор памятников истории, культуры и архитектуры города Белгорода / А. Н. Крупенков // Белгородский краеведческий вестник. – 2001. – Вып. 1. – С. 21–38.
  18. Крупенков, А. Н. Старый Белгород / А. Н. Крупенков. – Белгород: «Везелица»,1992. – 176 с.
  19. Кузюлева, В. Традиции крестьянского дома: методика проведения образовательной программы из опыта работы Центра традиционной культуры села Купино Белгородской области / Вера Кузюлева // Народное творчество. – 2016. – № 3. – С. 61–62.
  20. Маслова, В.А. Люби, познай и преобразуй свой край. Комплексная программа непрерывного краеведческого образования / В.А. Маслова, Т.А. Приставкина, И.Г. Самородских. – Белгород, 2004. - 100 с.
  21. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы и вуза: Учебное пособие / Под общей ред.Т.М. Стручаевой. – Белгород- Мелитополь: Изд-воБелИПКППС, 2013. - 140 с.
  22. Народные праздники и обряды Белгородчины / сост.: Г. П. Макеева, Л. А. Подгорная. – Белгород: Везелица, 1994. – 132 с.
  23. Огненная дуга: Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 г. / сост.: Ю. А. Алексеев, И. И. Басик, Р. В. Мазуркевич, Н. И. Никифоров. – Москва: Издат. дом «Звонница–МГ», 2013. – 679 с.
  24. Памятники истории и культуры Белгородской области / сост.: В. И. Постников и др. – Белгород, 2000. – 212 с.
  25. Пархоменко, И. Г. Белгородская засечная черта / И. Г. Пархоменко. – Белгород: Обл. тип., 2013. – 502 с.
  26. Подзолкова, И. Мой дом – моя крепость: белгородцы познакомились с региональными особенностями строения, типами, размерами и интерьерами крестьянских домов / Ирина Подзолкова // Аргументы и факты. Белгород. – 2017. – № 14 (апр.). – С. 10.
  27. Рогожа, А. У них Барби, у нас – Белогорочка! / Алена Рогожа // Смена. – 2011. – 15 окт.
  28. Рухленко, Н. Особое притяжение: старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России» / Н. Рухленко // Белгородские известия. – 2009. – 5 дек.
  29. Туманов, В.Е. Наследие в школьном музее: Методическое пособие / В.Е. Туманов. – М.: Институт Наследия: 2011. -244 с.
  30. Филиппов, Е. По Сумской – в XVII век: как совершить современное путешествие по Белгородской оборонительной черте / Евгений Филиппов // Белгородские известия. – 2015. – 25 июня. – С. 14–15.
  31. Художники земли Белгородской: 40 лет Белгородской организации Союза художников России: альбом / сост. О. А. Попова, Н. П. Будякова; фото В.  В.  Савченко [и др.]. – Белгород: ЛитКараВан, 2008. – 179 с.: ил.
  32. Чиченков, А. Белгородчина в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / А. Чиченков. – Белгород. КОНСТАНТА, 2005. – 416 с.
  33. Шапошников, Ю. Чего не хватает Белгороду?: архитектор о благоустройстве и новом облике города / беседовала Татьяна Черных // Аргументы и факты. Белгород. – 2014. – № 38 (сент.). – С. 3.
  34. Этнокультурный компонент в воспитании и обучении школьников / авт.-сост. А. А. Басаргина; отв. за вып. Н. И. Шатерникова. – Белгород: КОНСТАНТА, 2008. – 104 с.
  35. Областное государственное автономное образовательное учреждение «Белгородский региональный институт развития образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beliro.ru, свободный. - Загл. с экрана.
  36. Приложение к методическим рекомендациям по реализации программы внеурочной деятельности «Белгородская палитра [Электронный ресурс] / О.П. Белюченко, Л.И. Винтер, И.И. Марочкина. – Электрон. дан. – Белгород, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см.

Список литературы для учащихся

  1. Баранов, М. Храмы Белгорода: [история застройки Белгорода] / М. Баранов. – Белгород: Везелица, 1993. – 72 с.
  2. Белгородские святыни / сост. А. Н. Крупенков. – Белгород: Квант, 1995. – 160 с.
  3. Ботова, С. И. Рукотворная краса земли Белгородской: учебно-методическое пособие: в 2 ч. / С. И. Ботова, Т. А. Приставкина, А. В. Рябчиков. Ч. 1. Курс лекций и рассказов о народном художественном творчестве Белгородчины. – Белгород, 2000. – 248 с.
  4. Загоровский, В. П. Белгородская черта / В. П. Загоровский. – Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1969. – 304 с.
  5. Земля Белгородская в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 / авт. кол.: В. В. Овчинников и др. – Москва: Фонд регионального развития, 2011. – 312 с.
  6. Лимаров, А. И. Белгород, век XVI – век XXI / А. И. Лимаров, А. И. Ткаченко. – Белгород: ЛитКараВан, 2011. – 359 с.
  7. Люди и техника в Прохоровской танковой битве на Курской дуге / [Е. Е. Александров, И. Е. Александрова, А. Б. Батанин; под ред. А. Р. Воронцова]. – Москва: Ступени, 2003. – 160 с.
  8. Народные праздники и обряды Белгородчины. – Белгород: Везелица, 1994. – 132 с.
  9. Наследие Белогорья: альманах / Упр. культуры Белгор. обл., Белгор. гос. историко-краевед. музей; [редкол.: В. В. Романенко и др.]. – Белгород: [Белгор. обл. тип.], 2006. – 170 с.
  10. Смелый, А. С. Скульптурные памятники Белгорода: исследование / А. С. Смелый. – Белгород: Изд. дом В. Шаповалов, 2002. – 152 с.
  11. Белгородчина в годы Великой Отечественной войны: жизнь гражданского населения [Электронный ресурс]: архивные документы и материалы / Белгор. гос. универс. науч. б-ка, Центр документации новейшей истории Белгор. обл.; сост. Н. С. Чуева. – Электрон. дан. – Белгород, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв; 12 см.
  12. «Вниду в Дом Твой...» [Электронный ресурс] / В. Стариков и др.; Преображенский кафедральный собор. – Электрон. дан. – Белгород, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см.
  13. Добро пожаловать на Белгородчину [Электронный ресурс]: [к 55-летию Белгородской области] / Белгор. гос. универс. науч. б-ка, Отд. краевед.лит, Отд. автоматизации библиотечных процессов. – Электрон. дан. – Белгород: АСУ БГУНБ, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см.
  14. Оккупация Белгорода. 613 дней стойкости [Электронный ресурс] / [авт. Татьяна Красикова; операторы: П. Емелин и др.; ред. Е. Коржова; гл. ред. Е. Трищенко; директор В. Абрамов]. – Электрон. дан. – Белгород: Белгород-медиа, 2015. – 1 электрон.опт. диск (DVD-ROM) : зв.; цв.; 12 см.
  15. Произведения белгородских художников в собрании Белгородского государственного художественного музея [Электронный ресурс]: живопись, скульптура / Белгор. худож. музей. – Электрон. дан. – Белгород, 2013?. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. ; 12 см.
  16. Путешествие по Белгородской черте [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Белгород: БГКИМ, 2011. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM): зв.; цв.; 12 см.
  17. Художники Белгородчины. Век ХХ [Электронный ресурс]. / Белгор. гос. универс. науч. б-ка, отд. лит. по искусству. – Электрон. дан. – Белгород, 2008. – 1 электрон. оптич. диск (СD-ROM) ; 12 см.
  18. Шаги по Белгороду [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [Белгород], [Б. г.]. – Режим доступа: https://sanchess-city31.livejournal.com/. – Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"

С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...