презентация и план урока на тему"Жостово"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Максимова Светлана Николаевна

Здесь представлены материалы для открытого урока в 5 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир цветов из Жостово. Работа учителя изо и черчения: Максимовой С.Н.

Слайд 2

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше . Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Датой основания считается 1825г.

Слайд 3

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Слайд 4

Композиция венок букет полувенок букет в раскидку роспись с углов

Слайд 5

Формы подносов разнообразны

Слайд 6

Цветочную роспись выполняют масляными красками в две стадии . Первая стадия письма называется – замолевкой. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

Слайд 7

Замолевка

Слайд 8

Выправка

Слайд 9

Вторая стадия- выправка , она включает в себя: Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Прокладка. Уточняются многие детали. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем. Чертежка . Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.

Слайд 10

Заключительный этап росписи: Уборка . Украшение борта подноса.

Слайд 11

Полюбуемся жостовскими подносами…

Слайд 13

Приемы письма:

Слайд 15

Проверим себя

Слайд 16

Проверим себя: Какой прием выявляет свет и объем? С какого этапа начинается роспись ? Какой поднос расписан жостовскими мастерами?

Слайд 17

Задание: Придумайте интересную композицию подноса и распишите его травным узором с цветами.



Предварительный просмотр:

«Цветы на жостовских подносах»

“Букеты сказочных цветов 
глядят на нас с подносов звонких»

Цель урока:

  1. Расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли художника в преобразовании этого мира.
  2. Углубление знаний учащихся о народном и декоративно-прикладном искусстве.
  3. Знакомство с искусством росписи жостовских подносов.

Задачи урока:

  • Обучающие:
  • Познакомить с историей появления жостовских подносов, раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.
  • Закрепить знания о красивых цветосочетаниях, о контрасте и нюансе.
  • Развивающие:
  • Развивать у учеников навыки кистевого письма, свободное владение кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной композиции.
  • Творческое развитие личности ребёнка, его воображения и фантазии. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
  • Воспитывающие:
  • Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы жостовских подносов.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Мультимедийная установка (ПК, проектор),магнитная доска
  2. Художественные материалы(бумага, гуашь, кисти, баночка для воды)
  3. Таблицы со схемами композиций и этапами росписи подносов.
  4. Заготовки макета подноса, покрытые черной краской (для учеников и учителя).
  5. Видео-фильм (фрагмент) “Жостово”
  6. Видеослайды «букеты жостово»
  7. Иллюстрация с изображением подносов.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка:( Русская народная песня – «Девка по саду ходила» Русская народная плясовая – «Камаринская»)

План урока:

  1. Организационный момент-1минута
  2. Беседа об истории жостовского художественного промысла – 5 минут.
  3. Просмотр фрагмента фильма “Жостово” -1 минуты.
  4. Постановка художественной задачи – 3 минута
  5. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи – 5 минут.
  6. Практическое выполнение задания поэтапно за действием учителя – 20 минут.
  7. Подведение итогов и просмотр работ – 5 минут.

Ход урока

  1. Организационная часть:

Приветствие:

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста.

Проверить подготовку учеников к уроку, наличие материала на партах.

-Я хочу проверить все ли готовы к уроку. Сейчас на партах должны быть: белый лист бумаги, гуашь, кисти и баночка с водой.

-начинаем урок!

Звучит русская народная мелодия. «Камаринская». Учитель открывает доску, на доске возникает зрительный ряд: четыре слова: чай, чаепитие, самовар, поднос; образцы жостовских подносов и таблицы с элементами росписи

Учительребята, вы услышали русскую народную музыку и увидели на доске четыре слов: чай, чаепитие, самовар, поднос

-Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.

 Вопрос: Какая связь между этими словами?

Вопрос: Как вы думаете, что их связывает? Составьте логическую цепочку из этих слов. Дискуссия и обсуждение разных вариантов, предложенных детьми.

2.История развития жостовского подноса:

Учитель: ребята, а вы знаете, что чай – это заморский напиток. В Россию он попал в 1637 году в качестве подарка от Алтын-хана русскому царю. Чай начали пить сначала при царском дворе как лекарство и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Он так полюбился русским людям, что вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Слайд. УчительЭто картина Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918г. Прекрасный пример московского чаепития. Анализ картины. Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака.

 Вопрос: Что вы видите у нее на столе?

Ответы детей.

- А на столе пышет жаром ведерный самовар. Аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице.

Учитель: Своим появлением самовар обязан чаю. В 1778 году в Туле оружейник Федор Лисицын построил собственную мастерскую по изготовлению самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок.

Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который тоже стал непременным участником русского чаепития.

Слайд. Учитель: В начале 19 в. в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми. А писали на подносах в основном маленькие букетики цветов, т.к. это было не сложно.

 Итак, тема нашего урока: «Цветы на жостовских подносах».

-Предлагаю посмотреть фильм о том, как создавались жостовские подносы. Смотрим и слушаем внимательно,будет интересно и полезно.

3.Просмотр видео-фильма (фрагмент) “Жостово ”.

Слайд. Учитель:   поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики.

Слайд. Учитель:   Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым.

Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции:

Слайд : композиция.

Вопрос: как бы вы охарактеризовали эти композиции? Ответы детей.

-"Букет собранный","Букет в раскидку","Венок", «полувенок»"Ветка с угла".

Вопрос: Как вы думаете,какие по форме могут быть подносы? ? Ответы детей.

Слайд : форма подносов.

 Композицию определяет форма подносов:

  • Круглые
  • Прямоугольные
  • Треугольные
  • Овальные
  • Фестончатые
  • Восьмиугольные
  • Гитарные.

По размерам подносы были очень большие – «скатертные», трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Вопрос: Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы? Например от гжелевых цветов? От городецкой росписи?

Ответы детей.

Учитель: Конечно же особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи.

Как вы видели из фильма, мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка.

Слайды: Этапы росписи жостовского подноса

Эти этапы имеют свое название:

  1. Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
  2. Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
  3. Прокладка. Уточняются многие детали.
  4. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
  5. Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
  6. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
  7. Уборка. Украшение борта подноса.

4.Постановка художественной задачи. Дети сами определяют задачи урока.

Учитель: Ребята, а давайте представим, что мы мастара росписи подносов. И скоро намечается жостовская ярмарка. И как хотелось бы подготовиться к этому. С пустыми руками нам мастерам, стыдно туда идти.

Вопрос: Что же нам делать? Ответы детей 

Вопрос: для того, чтобы жостовские букеты  не перепутали с другой росписью, что нам надо узнать? Ответы детей 

Учитель: Итак, мы сегодня попробуем на заготовленных шаблонах написать фрагмент жостовского букета: один крупный цветок с листиками.

-Мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров. А на следующем уроке вы завершите работу по росписи подносов, выбрав композиционные схемы.

-Я буду показывать каждый этап на доске, а вы работайте у себя на подносе:

Показ на доске. Учитель берёт в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки. Итак, начнём с розы – королевы цветов. В жостовских подносах она всегда в центре.

6.Самостоятельная работа учащихся. Учащимся раздаются  готовые  шаблоны  из черной бумаги, бумага для палитры и раздаточный материал с элементами росписи.

Учитель: Приступайте к работе, а я вам немного помогу.

Самостоятельная работа. Начинать сразу кистью. Учитель контролирует подбор красок для цветов, которые должны гармонировать с фоном подноса. Чтобы росписи детских рисунков были красивы и выразительны, учитель следит за ритмом декоративных элементов в круге и последовательностью работы над цветочной росписью.

Музыкальный фон: Русская народная песня - Девка по саду ходила

-индивидуальная работа с учащимися

-предупреждение ошибок

-показ (индивидуально)

7. Подведение итогов урока.        

Вопросы.(дополнительные иллюстративные вопросы на слайдах)

  1. В чем особенности жостовской росписи?
  2. Назовите основные формы подносов.
  3. В каких еще народных промыслах используются цветочные композиции?

На следующем уроке учащиеся завершают работу по росписи подносов.,выбрав композиционные схемы: «букет собранный», «венок», «ветка с угла». Затем выполняется привязка – прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап – выполнение уборки, украшение края подноса.

-А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось? Понравилось ли вам работать в жостовской манере? Что было легко, а в чем возникли трудности?

Оформляется выставка работ.

Задание на дом: Где еще в наше время можно использовать жостовскую роспись?( собрать иллюстративный материал)

жостово

www.slideshare.net/oksanarumjanovskaja/ss-6548942


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."

В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет  включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник...

Презентация и план урока кубановедения в 10 классе "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"

В основе урока лежит  системно-деятельностный подход. Информация   усваивается учащимися в активном режиме через анализ литературных источников. Применяются следующие педтехнологии: тех...

план урока по теме "Умножение" 5 класс, урок №2

План содержит технологическую карту по ФГОС, конспект урока и презентацию....

План урока по теме "Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме "Тип Моллюски"".

План разработан  по учебнику "Биология 7 класс" под редакцией В.М.Константинова, может применяться и для других учебников, нужно только изменить страницы и параграф. Содержит как основные пункты ...

Презентация к плану уроку по английскому языку по теме "My room" 4 класс

Презентация к плану уроку по английскому языку по теме "My room"  4 класс...

Презентация и план урока по теме "Портрет"

Презентация и план урока по теме "Портрет" в 10 классе...