Главные вкладки

    Конспект урока Предмет: Изобразительное искусство, класс 5 Тема урока: О чём говорят гербы и эмблемы конкурс методических разработок урока «Урок здоровья»
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

    Ленкина Маргарита Николаевна

    Здоровьесберегающие технологии на уроках изо

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_izo_lenkinoy_m_n.docx42.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ленкина Маргарита Николаевна

    МБОУ СОШ №3

    Учитель изобразительного искусства

    Конспект урока

    Предмет: Изобразительное искусство, класс 5

    Тема урока: О чём говорят гербы и эмблемы

    конкурс методических разработок  урока «Урок здоровья»

    Бийск 2014 г.

    Здоровьесберегающие технологии на уроках изо

    Цель: сохранить здоровье детей и выработать потребность в здоровом образе жизни.                                      

         Это достигается путем правильной организации учебной деятельности, а именно:

    строгая дозировка учебной нагрузки;

    активизация познавательной деятельности учащихся, что снижает риск переутомления;

    построение урока с учетом работоспособности учащихся;

         соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота, физминутка );

    благоприятный эмоциональный настрой;

    смена видов деятельности на уроке;

             забота о сохранении психического здоровья учащихся в норме, что проявляется в повышении устойчивости нервной системы учеников в преодолении трудностей;

    контроль за посадкой учащихся, особенно во время выполнения практических работ;

    выполнение простейших упражнений.

    Конспект урока Педагог: Ленкина Маргарита Николаевна

    Предмет: Изобразительное искусство, класс 5

    Тема урока: О чём говорят гербы и эмблемы

    Цель урока: познакомить учащихся с гербами и эмблемами; сформировать представление о декоре как способе выявления роли людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки

    Задачи:

    Образовательная -. познакомить детей с эмблемой, дать основные понятия по символике в эмблемах.

    Развивающая: Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, развить логику, глазомер; моторику рук.

    Воспитательная: сформировать художественное сознание детей, любовь к искусству, приучить детей к аккуратности в работе, привить творческий подход к работе. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству и культуре других народов, совершенствовать  графические умения и навыки.

    Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: альбом, карандаши, ластик ,гуашь, кисти. Изобразительный ряд: формы эмблем, эмблемы разных кабинетов, символы.

    Форма проведения урока: беседа, творческие задания, самостоятельная работа.

    Форма работы учащихся: индивидуальная.

    Технологии: ИКТ, приемы здоровьесъберегающих технологий, дифференцированный подход.

    Домашнее задание: сбор материала по теме .

    Оборудование: Альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка, или цветные карандаши для рисования.

    Планируемые результаты: сформировать мотивацию к изучению искусства, умение проводить самооценку. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека

    Предметные: Научить использовать основы изобразительной грамоты. Понимать значение искусства в жизни человека и общества.

    Личностные: Сформированность мотивации к изучению искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека

    Познавательные: Поиск информации. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, Синтез – составление цельного образа из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

    Регулятивные: Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние.  Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.

    Коммуникативные: Принимать участие в работе коллектива, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.

    Структура урока:

    1. Организационный момент (1 минута)
    2. Повторение изученного материала (Какой жанр узнали на прошлом уроке?)(1 минута)
    3. Актуализация знаний(Что вы знаете по этому жанру?)(1 минута)
    4. Теоретическая часть (13 минут)
    5. Закрепление(2 минута)
    6. Физкультминутка (1 минута)
    7. Практическая работа (Инструктаж, самостоятельная работа)(19 минут)
    8. Анализ работ(1 минута)
    9. Итог урока (2 минуты)
    10. Домашнее задание (1 минуты)

    1. Организационный момент

    Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке.

    Задачи: создать благоприятную обстановку для работы на уроке; обеспечить благоприятный психологический настрой учащихся; проверить отсутствующих на уроке; включить учащихся в деловой ритм

    Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций) ; методы словесной передачи информации: беседа, опрос.

    Планируемый результат: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к работе на уроке. Быстрое включение класса в рабочий ритм, организация внимания всех учащихся, кратковременность организационного момента.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - приветствуют учителя;

    - занимают рабочие места;

    - готовят необходимые для урока материалы;

    -слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока

    -приветствую учащихся;

    - слежу за ходом подготовки учащихся к занятию и внешним видом, посадкой за рабочие места;

    -проверяю готовность обучающихся к уроку;

    - создаю эмоциональный настрой на урок

    Спокойная классическая музыка, включенная до урока, позволяет сразу создать эмоциональный настрой;

    - в случае необходимости корректировка к уроку;

    - возможны обоснованные замечания к внешнему виду, принадлежностям и материалам.

    1. Повторение изученного материала:

    Цель: актуализация знаний учащихся через активизацию индивидуальной мыслительной деятельности.

    Задачи: включить всех учащихся в обсуждение темы; активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; подвести учащихся к постановке цели урока.

    Методы: методы стимулирования  и мотивации учащихся: познавательные (создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

    Планируемый результат: готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний. Определение цели и направления учебной деятельности.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - актуализируют субъективный опыт;

    - отвечают на вопросы учителя с места;

    - высказывают своё мнение;

    - формулируют тему и цель урока;

    - высказывают свои предположения по ходу урока.

    - ставлю учебные вопросы, позволяющие погрузиться в тему:

    • С чем познакомились на предыдущем  уроке? Назовите особенности.

    - обобщаю ответы учащихся и подвожу их к определению темы и целей урока.

    - уточняю понимание учащимися поставленных целей урока.

    - используется мультимедийная презентация, которая носит учебно- фоновый характер и визуализирует процесс усвоение учебного материала;

    1. Актуализация знаний.

    Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний по теме:

    Задачи: сформировать у учащихся конкретные представления по теме и содержанию урока; вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; формировать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы.

    Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации,таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

    Планируемый результат: определение целей урока; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - выход на тему урока, угадывают;

    - ставят цель.

    -ставлю учебные вопросы:

    • Посмотрите на доску, внимательно рассмотрите репродукции. как вы думаете какую тему мы сегодня будем рассматривать?
    • Что вы знаете об этом?

    - стимулирую активную познавательную деятельность учащихся вербальным поощрением.

    - на данном этапе происходит расширение области знанийучащихся;

    - происходит интеграция с уроками истории, окружающего мира;

    - расширение понятийного ряда;

    1. Теоретическая часть.

    Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний по теме «О чём говорят гербы и эмблемы».

    Задачи: сформировать у учащихся конкретные представления по теме и содержанию урока; вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; формировать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, умение работать в коллективе и делать выводы.

    Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации,таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

    Планируемый результат: активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - слушают сообщение о творчестве великого художника К. Брюллова

    - рассматривают репродукции картин

    - учащиеся записывают название темы в альбомы по изобразительному искусству

    Продолжая тему 3 четверти “Декор, человек, общество, время”, сообщаю тему урока: “О чем говорят гербы. Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе”.

    В них же ведется словарная работа, делаются зарисовки. На первом уроке по этой теме на классной доске записываются новые слова “эмблема”, “герб”, “герольд”, “геральдика”. Их первыми заносят в альбомы, так как они часто будут встречаться на последующих уроках.

    Эмблема – условное изображение какого-либо понятия (например, голубь – эмблема мира, раскрытая книга – эмблема знаний и другие).

    Герб – эмблема государства, города, рода, сословия, изображаемая на флагах, монетах, печатях и официальных документах.

    Герольд – всадник, глашатай при дворах феодальных правителей, а также распорядитель на рыцарских турнирах.

    Геральдика – раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю, а также описание гербов.

    Самые первые гербы появились в Европе в средние века. (Приложение 1, слайд 3). Это были личные знаки рыцарей, которые ставились на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода. В это время уже имелись люди, специально составляющие гербы, - герольды. Они разрабатывали прежде всего государственные и личные феодальные гербы.

    Слово “герб” означает по-немецки “erbe” и переводится как “наследство”.

    Изначально гербы помещались на боевом щите (Приложение 1, слайд 4), имевшем различную форму:

    • итальянский – овальную;
    • норманнский – треугольную;
    • французский – прямоугольную с закруглением или выступом вниз.

    В Европе и на Руси рыцари и князья помещали на своих щитах различные символы в ознаменование заслуг прадедов (Приложение 1, слайды 5, 6, 7).

    На гербах запечатлевались орлы, львы, леопарды (Приложение 1, слайды 8, 9). Это внушало мысль о могуществе рода. Изображение мостов и башен говорило о том, что родоначальник фамилии отличился при захвате моста или башни, или, напротив, героически отстоял их от атак противника. Дельфин означал заслуги мореплавателя, единорог – непобедимость, расчетливость, гриф – свирепость, лилия – расцвет, дуб, медведь, лев – силу, факел и раскрытая книга – знания, пчела – трудолюбие, дракон – могущество, крылатый змей – зло и смуту, рука – храбрость, лавр – славу, ключ – открытость, поднятый меч – оборону, опущенный меч – мир.

    Самую важную часть герба – щит – по сторонам обычно поддерживают фигуры – щитодержатели: люди, птицы, звери (Цвет имел символическое значение. Желтые и белые цвета соответствовали цветам золота и серебра. Золото считалось символом богатства и справедливости, серебро – символом невинности и чистоты. Использовалось еще пять цветов:

    • темно-красный – любовь и смелость;
    • голубой или синий – символ красоты, величия, чести, возвышенности;
    • зеленый означал изобилие и свободу;
    • пурпурный – могущество, власть;
    • черный – мудрость.

    До сих пор эти обозначения цветов используются в гербах и флагах многих государств.

    - показываю слайд с гербом города Парижа и предлагаею его прочесть. (Приложение 1, слайд 21)

    - Музыкальный ряд. Звучит органная музыка И. Баха.

    - на данном этапе происходит расширение области знанийучащихся;

    - происходит интеграция с уроками истории, окружающего мира;

    - расширение понятийного ряда;

    Слайды №7- №20 .

    1. Закрепление

    Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме: «О чём говорят гербы и эмблемы».

    Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока; установить уровень осознанности усвоения нового учебного материала; выявить пробелы и неверные представления по теме урока и провести их коррекцию; повысить уровень осмысления изученного материала и глубины его понимания.

    Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи

    информации: эвристическая беседа, объяснение.

    Планируемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний. По выявлению внутрипредметных связей.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - отрабатывают и закрепляют учебный материал полученный на уроке;

    - отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют их.

    - провожу беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

    - с помощью учебных вопросов проверяю умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи

    1. Что означают цвета герба?

    2. Есть ли разница в гербах разных стран?

    Понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала.

    1. Физкультминутка

    Цель: профилактика утомления, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

    Задачи: отдых учащихся, настрой на дальнейшую работу; расслабление глаз и рук.

    Планируемый результат: синхронизация деятельности обоих полушарий, увеличение эффективности работы всего мозга.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - ученики слушают учителя и повторяют за ним  движения

    Предлагаю учащимся упражнения на месте:

    • Ребёнок сидит за столом, руки на столе, пальцы сцеплены в <замок> голова опущена. Поднимает сцепленные руки ладонями вверх, поднимает голову, потягивается, возвращается в исходное положение.
    • Ребёнок сидит на стуле, руки за голову. Поворачивает туловище влево и вправо, можно сочетать с разведением рук в стороны.
    • Ребёнок сидит за столом, локти опираются на стол, предплечья вертикально. Разжимает и сжимает кулаки, разводя пальцы в стороны.

    - данный приём широко используется в арттерапии (метод в психологии).

    1. Практическая часть

    Цель: организация деятельности по применению новых знаний.

    Задачи: Организовать деятельность по применению новых знаний; выполнить эскизы людей в одежде 17 века.

    Планируемый результат: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    -поработать над созданием коллективного панно: «Бал во дворце».

    -ребята, сегодня мы будем рисовать с вами эмблемы одного из классов нашей школы, какой вам нравится, но будем придерживаться правил:

    -эмблема должна иметь определённую форму

    -предметы должны соответствовать выбранному кабинету

    -предметы должны быть стилизованны( упрощены).

    . -учащиеся создают работу ,это создаёт условия для творческой самореализации.

    - во время работы звучит музыка для эмоционального настроя учащихся.

    1. Анализ рисунка

    Цель: формирование целостной системы знаний по теме: «О чём говорят гербы и эмблемы»

    Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока; установить уровень осознанности усвоения нового учебного материала; выявить пробелы и неверные представления по теме урока и провести их коррекцию; повысить уровень осмысления изученного материала и глубины его понимания.

    Методы: метод словесной передачи информации и слухового восприятия: воспроизводящая беседа, фронтальный и уплотнённый опрос; методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций и ценностей).

    Планируемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, по выявлению внутрипредметных связей.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - отрабатывают и закрепляют полученные на уроке знания и умения;

    - отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий конкретизируют их.

    - провожу беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

    - с помощью учебных вопросов проверяю умения учащихся соотносить между собой факты, понятия. Правила. Идеи;

    • С какой темой урока мы сегодня познакомились?
    • Что представляют собой гербы?

    - исходя из ответов, выявляю типичные ошибки и неверные представления учащихся;

    - стимулирую активность учащихся вербальным поощрением.

    - понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала.

    1. Итог урока

    Цель: анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся.

    Задачи: проанализировать степень эффективности решения поставленной цели урока; оценить активность каждого на разных этапах урока; подвести итоги урока, поставить новые цели.

    Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

    Планируемый результат: адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - формулируют конечный результат своей работы на уроке;

    - озвучивают, что нового узнали сегодня, чему научились;

    - Выражают удовлетворённость занятием творчеством.

    - организую беседу, связывая результаты урока с его целями:

    • Что нового мы сегодня сделали?
    • Чему научились?

    - провожу анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечаю перспективу последующей работы;

    - оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, выставляю отметки;

    - акцентирую внимание на чувствах и ощущениях;

    - выражаю удовлетворённость работой класса, фиксирую внимание на эмоциях творчества:

    • А вам понравился урок?

    -благодарю за урок.

    - цель урока считается достигнутой. Если все учащиеся справились с работой; если ребята могут ориентироваться в своих знаниях и могут защитить свою точку зрения.

    1. Домашнее задание

    Цель: сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения.

    Задачи: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверить соответствующие записи.

    Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

    Планируемый результат: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - знакомятся с содержанием и вариантами домашнего задания, записывают его в дневники;

    - уточняют способы его выполнения;

    - ставлю перед учащимися цель творческой самостоятельной работы:

    • Сбор материала по теме.
    • Принести материалы на следующий урок.

    - конкретизирую данную цель;

    - даю комментарии к домашнему заданию;

    - домашнее задание по поиску материала является связующим звеном между последующими уроками.

    Список   литературы:

    1. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

    2. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

    3. Ковалько И. Здоровьесберегающие технологии на уроках. М.: Просвещение, 2007. – 141 с.

    4. . Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

    5. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

    6. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского

    Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...

    Обобщающий урок по теме "О чем нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс

    Обобщающий урок по теме "О чем нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс представлен в виде игры....

    Конспект урока "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

    Конпект урока по программе Б.М.Неменского в 3 четверти 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"...

    Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"

    Технологическая карта урока по ИЗО  5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"...

    Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

    Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...

    Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

    Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»...

    Конспект урока в 5 классе по изобразительному искусству на тему "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы"

    План-конспект урока по изобразительному искусству на тему " О чем нам рассказывают гербы и эмблемы"....