Конспект урока Предмет: Изобразительное искусство, класс 5 Тема урока: О чём говорят гербы и эмблемы конкурс методических разработок урока «Урок здоровья»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Здоровьесберегающие технологии на уроках изо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.96 КБ |
Подтяните знания с репетитором за лето
Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.
вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут
Предварительный просмотр:
Ленкина Маргарита Николаевна
МБОУ СОШ №3
Учитель изобразительного искусства
Конспект урока
Предмет: Изобразительное искусство, класс 5
Тема урока: О чём говорят гербы и эмблемы
конкурс методических разработок урока «Урок здоровья»
Бийск 2014 г.
Здоровьесберегающие технологии на уроках изо
Цель: сохранить здоровье детей и выработать потребность в здоровом образе жизни.
Это достигается путем правильной организации учебной деятельности, а именно:
строгая дозировка учебной нагрузки;
активизация познавательной деятельности учащихся, что снижает риск переутомления;
построение урока с учетом работоспособности учащихся;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота, физминутка );
благоприятный эмоциональный настрой;
смена видов деятельности на уроке;
забота о сохранении психического здоровья учащихся в норме, что проявляется в повышении устойчивости нервной системы учеников в преодолении трудностей;
контроль за посадкой учащихся, особенно во время выполнения практических работ;
выполнение простейших упражнений.
Конспект урока Педагог: Ленкина Маргарита Николаевна
Предмет: Изобразительное искусство, класс 5
Тема урока: О чём говорят гербы и эмблемы
Цель урока: познакомить учащихся с гербами и эмблемами; сформировать представление о декоре как способе выявления роли людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки
Задачи:
Образовательная -. познакомить детей с эмблемой, дать основные понятия по символике в эмблемах.
Развивающая: Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, развить логику, глазомер; моторику рук.
Воспитательная: сформировать художественное сознание детей, любовь к искусству, приучить детей к аккуратности в работе, привить творческий подход к работе. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству и культуре других народов, совершенствовать графические умения и навыки.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: альбом, карандаши, ластик ,гуашь, кисти. Изобразительный ряд: формы эмблем, эмблемы разных кабинетов, символы.
Форма проведения урока: беседа, творческие задания, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: индивидуальная.
Технологии: ИКТ, приемы здоровьесъберегающих технологий, дифференцированный подход.
Домашнее задание: сбор материала по теме .
Оборудование: Альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка, или цветные карандаши для рисования.
Планируемые результаты: сформировать мотивацию к изучению искусства, умение проводить самооценку. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека
Предметные: Научить использовать основы изобразительной грамоты. Понимать значение искусства в жизни человека и общества.
Личностные: Сформированность мотивации к изучению искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека
Познавательные: Поиск информации. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, Синтез – составление цельного образа из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.
Коммуникативные: Принимать участие в работе коллектива, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.
Структура урока:
- Организационный момент (1 минута)
- Повторение изученного материала (Какой жанр узнали на прошлом уроке?)(1 минута)
- Актуализация знаний(Что вы знаете по этому жанру?)(1 минута)
- Теоретическая часть (13 минут)
- Закрепление(2 минута)
- Физкультминутка (1 минута)
- Практическая работа (Инструктаж, самостоятельная работа)(19 минут)
- Анализ работ(1 минута)
- Итог урока (2 минуты)
- Домашнее задание (1 минуты)
Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке. Задачи: создать благоприятную обстановку для работы на уроке; обеспечить благоприятный психологический настрой учащихся; проверить отсутствующих на уроке; включить учащихся в деловой ритм Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций) ; методы словесной передачи информации: беседа, опрос. Планируемый результат: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к работе на уроке. Быстрое включение класса в рабочий ритм, организация внимания всех учащихся, кратковременность организационного момента. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- приветствуют учителя; - занимают рабочие места; - готовят необходимые для урока материалы; -слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока | -приветствую учащихся; - слежу за ходом подготовки учащихся к занятию и внешним видом, посадкой за рабочие места; -проверяю готовность обучающихся к уроку; - создаю эмоциональный настрой на урок | Спокойная классическая музыка, включенная до урока, позволяет сразу создать эмоциональный настрой; - в случае необходимости корректировка к уроку; - возможны обоснованные замечания к внешнему виду, принадлежностям и материалам. |
Цель: актуализация знаний учащихся через активизацию индивидуальной мыслительной деятельности. Задачи: включить всех учащихся в обсуждение темы; активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; подвести учащихся к постановке цели урока. Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные (создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение. Планируемый результат: готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний. Определение цели и направления учебной деятельности. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- актуализируют субъективный опыт; - отвечают на вопросы учителя с места; - высказывают своё мнение; - формулируют тему и цель урока; - высказывают свои предположения по ходу урока. | - ставлю учебные вопросы, позволяющие погрузиться в тему:
- обобщаю ответы учащихся и подвожу их к определению темы и целей урока. - уточняю понимание учащимися поставленных целей урока. | - используется мультимедийная презентация, которая носит учебно- фоновый характер и визуализирует процесс усвоение учебного материала; |
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний по теме: Задачи: сформировать у учащихся конкретные представления по теме и содержанию урока; вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; формировать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы. Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации,таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение. Планируемый результат: определение целей урока; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- выход на тему урока, угадывают; - ставят цель. | -ставлю учебные вопросы:
- стимулирую активную познавательную деятельность учащихся вербальным поощрением. | - на данном этапе происходит расширение области знанийучащихся; - происходит интеграция с уроками истории, окружающего мира; - расширение понятийного ряда; |
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний по теме «О чём говорят гербы и эмблемы». Задачи: сформировать у учащихся конкретные представления по теме и содержанию урока; вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; формировать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, умение работать в коллективе и делать выводы. Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации,таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение. Планируемый результат: активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- слушают сообщение о творчестве великого художника К. Брюллова - рассматривают репродукции картин - учащиеся записывают название темы в альбомы по изобразительному искусству | Продолжая тему 3 четверти “Декор, человек, общество, время”, сообщаю тему урока: “О чем говорят гербы. Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе”. В них же ведется словарная работа, делаются зарисовки. На первом уроке по этой теме на классной доске записываются новые слова “эмблема”, “герб”, “герольд”, “геральдика”. Их первыми заносят в альбомы, так как они часто будут встречаться на последующих уроках. Эмблема – условное изображение какого-либо понятия (например, голубь – эмблема мира, раскрытая книга – эмблема знаний и другие). Герб – эмблема государства, города, рода, сословия, изображаемая на флагах, монетах, печатях и официальных документах. Герольд – всадник, глашатай при дворах феодальных правителей, а также распорядитель на рыцарских турнирах. Геральдика – раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю, а также описание гербов. Самые первые гербы появились в Европе в средние века. (Приложение 1, слайд 3). Это были личные знаки рыцарей, которые ставились на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода. В это время уже имелись люди, специально составляющие гербы, - герольды. Они разрабатывали прежде всего государственные и личные феодальные гербы. Слово “герб” означает по-немецки “erbe” и переводится как “наследство”. Изначально гербы помещались на боевом щите (Приложение 1, слайд 4), имевшем различную форму:
В Европе и на Руси рыцари и князья помещали на своих щитах различные символы в ознаменование заслуг прадедов (Приложение 1, слайды 5, 6, 7). На гербах запечатлевались орлы, львы, леопарды (Приложение 1, слайды 8, 9). Это внушало мысль о могуществе рода. Изображение мостов и башен говорило о том, что родоначальник фамилии отличился при захвате моста или башни, или, напротив, героически отстоял их от атак противника. Дельфин означал заслуги мореплавателя, единорог – непобедимость, расчетливость, гриф – свирепость, лилия – расцвет, дуб, медведь, лев – силу, факел и раскрытая книга – знания, пчела – трудолюбие, дракон – могущество, крылатый змей – зло и смуту, рука – храбрость, лавр – славу, ключ – открытость, поднятый меч – оборону, опущенный меч – мир. Самую важную часть герба – щит – по сторонам обычно поддерживают фигуры – щитодержатели: люди, птицы, звери (Цвет имел символическое значение. Желтые и белые цвета соответствовали цветам золота и серебра. Золото считалось символом богатства и справедливости, серебро – символом невинности и чистоты. Использовалось еще пять цветов:
До сих пор эти обозначения цветов используются в гербах и флагах многих государств. - показываю слайд с гербом города Парижа и предлагаею его прочесть. (Приложение 1, слайд 21) | - Музыкальный ряд. Звучит органная музыка И. Баха. - на данном этапе происходит расширение области знанийучащихся; - происходит интеграция с уроками истории, окружающего мира; - расширение понятийного ряда; Слайды №7- №20 . |
Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме: «О чём говорят гербы и эмблемы». Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока; установить уровень осознанности усвоения нового учебного материала; выявить пробелы и неверные представления по теме урока и провести их коррекцию; повысить уровень осмысления изученного материала и глубины его понимания. Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение. Планируемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний. По выявлению внутрипредметных связей. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- отрабатывают и закрепляют учебный материал полученный на уроке; - отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют их. | - провожу беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; - с помощью учебных вопросов проверяю умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи 1. Что означают цвета герба? 2. Есть ли разница в гербах разных стран? | Понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала. |
Цель: профилактика утомления, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Задачи: отдых учащихся, настрой на дальнейшую работу; расслабление глаз и рук. Планируемый результат: синхронизация деятельности обоих полушарий, увеличение эффективности работы всего мозга. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- ученики слушают учителя и повторяют за ним движения | Предлагаю учащимся упражнения на месте:
| - данный приём широко используется в арттерапии (метод в психологии). |
Цель: организация деятельности по применению новых знаний. Задачи: Организовать деятельность по применению новых знаний; выполнить эскизы людей в одежде 17 века. Планируемый результат: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
-поработать над созданием коллективного панно: «Бал во дворце». | -ребята, сегодня мы будем рисовать с вами эмблемы одного из классов нашей школы, какой вам нравится, но будем придерживаться правил: -эмблема должна иметь определённую форму -предметы должны соответствовать выбранному кабинету -предметы должны быть стилизованны( упрощены). | . -учащиеся создают работу ,это создаёт условия для творческой самореализации. - во время работы звучит музыка для эмоционального настроя учащихся. |
Цель: формирование целостной системы знаний по теме: «О чём говорят гербы и эмблемы» Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока; установить уровень осознанности усвоения нового учебного материала; выявить пробелы и неверные представления по теме урока и провести их коррекцию; повысить уровень осмысления изученного материала и глубины его понимания. Методы: метод словесной передачи информации и слухового восприятия: воспроизводящая беседа, фронтальный и уплотнённый опрос; методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций и ценностей). Планируемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, по выявлению внутрипредметных связей. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- отрабатывают и закрепляют полученные на уроке знания и умения; - отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий конкретизируют их. | - провожу беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; - с помощью учебных вопросов проверяю умения учащихся соотносить между собой факты, понятия. Правила. Идеи;
- исходя из ответов, выявляю типичные ошибки и неверные представления учащихся; - стимулирую активность учащихся вербальным поощрением. | - понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала. |
Цель: анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся. Задачи: проанализировать степень эффективности решения поставленной цели урока; оценить активность каждого на разных этапах урока; подвести итоги урока, поставить новые цели. Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение. Планируемый результат: адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- формулируют конечный результат своей работы на уроке; - озвучивают, что нового узнали сегодня, чему научились; - Выражают удовлетворённость занятием творчеством. | - организую беседу, связывая результаты урока с его целями:
- провожу анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечаю перспективу последующей работы; - оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, выставляю отметки; - акцентирую внимание на чувствах и ощущениях; - выражаю удовлетворённость работой класса, фиксирую внимание на эмоциях творчества:
-благодарю за урок. | - цель урока считается достигнутой. Если все учащиеся справились с работой; если ребята могут ориентироваться в своих знаниях и могут защитить свою точку зрения. |
Цель: сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения. Задачи: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверить соответствующие записи. Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение. Планируемый результат: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- знакомятся с содержанием и вариантами домашнего задания, записывают его в дневники; - уточняют способы его выполнения; | - ставлю перед учащимися цель творческой самостоятельной работы:
- конкретизирую данную цель; - даю комментарии к домашнему заданию; | - домашнее задание по поиску материала является связующим звеном между последующими уроками. |
Список литературы:
1. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
2. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
3. Ковалько И. Здоровьесберегающие технологии на уроках. М.: Просвещение, 2007. – 141 с.
4. . Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
5. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
6. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского
Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...

Обобщающий урок по теме "О чем нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс
Обобщающий урок по теме "О чем нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс представлен в виде игры....
Конспект урока "О чем рассказывают гербы и эмблемы"
Конпект урока по программе Б.М.Неменского в 3 четверти 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"...

Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"
Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс
Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»...

Конспект урока в 5 классе по изобразительному искусству на тему "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы"
План-конспект урока по изобразительному искусству на тему " О чем нам рассказывают гербы и эмблемы"....