Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству в 7 классе (УОД)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Донских Елена Валентиновна

Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе программы Грошенкова И.А. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область, предмет – изобразительное искусство

Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе программы Грошенкова И.А. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета изобразительное искусство отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

По учебному плану школы в 7 классе отведено 1 час в неделю (34 часа в год).

Содержание авторской учебной программы по изобразительному искусству сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались графические возможности детей, потенциальные возможности обучающихся к проведению аналитико-синтетической деятельности, умения применять знания, полученные на предыдущих годах обучения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.

Используемый учебно-методический комплект:

программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.,: Учебн.пособие для учителей спец.коррекционных школ и студентов дефектолог.ф-тов педвузов / И.А.Грошенков. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачёв, 2013

Материалом для обучения предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по искусству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранный к содержанию уроков индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников, конструктор, набор лекал и готовых форм, предметы декоративно-прикладного искусства

Программа адресована учащимся 7 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений изобразитель ной деятельности, который доступен учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы. Данный учебный предмет важен для семиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Содержание программы заключено в 4 основных разделах: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к формированию осознанной самостоятельной продуктивной деятельности каждого ученика в области ИЗО деятельности. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  •  развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
  • улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно полезной деятельности;
  • совершенствование навыков изобразительной практики;
  • развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного, скульптуры, архитектуры, дизайна;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Интеграция с другими предметами: чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, биология, география, СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля

Формы контроля: рисунки учащихся, беседы об изобразительном искусстве, обсуждении картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, посещение (по возможности) выставок работ местных авторов, небольшие тестовые задания по пройденному материалу.

Планируемые результаты: коррекционная направленность обучения особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Уроки ИЗО деятельности активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, комбинаторные способности, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы – все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки иллюстративной деятельности, но с учётом своих потенциальных возможностей. Владеть навыками самоконтроля при самостоятельном выполнении рисунков. Быть социально адаптированными.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития

(Синенко Е., Дёминов М., Логинова Д.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания по теме, несколько отличные от предлагаемых остальным учащимся.

К концу учебного года обучающиеся должны уметь:

  • передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определённой последовательности (от общего к частному);
  • изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объём и окраску;
  • проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов)в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
  • использовать приём загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удалённые предметы с учётом их зрительного уменьшения;
  • проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
  • отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
  • основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
  • особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
  • отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;
  • названия крупнейших музеев страны.

Содержание рабочей программы

п/п

Тема

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

 РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

0

16

2

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

0

5

3

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

0

6

4

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

0

7

Итого

4 раздела

0

34 часа

В связи с тем, что в авторской программе И.А.Грошенкова сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей. При этом темы идут не друг за другом (как представлено в содержании), а во взаимосочетании друг с другом.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование учебного материала на 2016/2017 учебный год

Изобразительное искусство. 7 класс (VIII вид)

ТЕМА УРОКОВ

№ п/п

Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы, повёрнутого углом к рисующему (коробка для подарка).

1

Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радио, телевизор, стопка из 5-6 толстых книг).

2

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись. Крупнейшие музеи страны.

3

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка, стеклянная банка с водой и керамический бокал).

4

Рисование по представлению объёмного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части («Сыр», «Торт»).

5

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усечённого конуса (чашка, цветочный горшок, ваза).

6

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер, подсвечник со свечой).

7

Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и тёплая цветовая гамма. Композиция». Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение её узором.

8

Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса

9

Рисование с натуры объёмных предметов – посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза – по выбору учащихся)

10

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объёмность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон и дерево и др.».

11

Народная скульптура (игрушки), её образность и выразительность.

12

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа).

13

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города».

14

Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвящённой школьного празднику

15

Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета.

16

Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса.

17

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура.

18

Выполнение эскизов элементов оформления книги – рисование заставок, буквиц, концовок.

19

Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (фрукты).

20

Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (овощи).

21

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня).

22

Рисование с натуры предметов комбинированной  формы (ваза, кринка).

23

Декоративное рисование – составление узора для вазы.

24

Рисование с натуры предметов комбинированной  формы (столярные или слесарные инструменты).

25

«Народное декоративно-прикладное искусство России». Презентация. (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.).

26

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись.

27

Рисование с натуры предметов комбинированной  формы (чайник, самовар).

28

Рисование с натуры предметов комбинированной  формы (игрушки).

29

Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам).

30

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус)

31

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне.

32

Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвящённой спортивным соревнованиям.

33

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя).

34