Методические подходы в обучении десятилетних детей изобразительной грамоте
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Пасынкова Ольга Александровна

Рекомендации по работе с десятилетними детьми предназначены для педагогов -художников, работающих в детских художественных школах и школах искусств и осуществляющих предпрофессиональные  общеобразовательные программы в области искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_konf_2020.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕСЯТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЕ

О.А.Пасынкова

МБУ ДО «Детская художественная школа №1»

e-mail: olgapasynkova12@gmail.com

         Многие педагоги художественных школ, начиная обучение десятилетних детей изобразительной грамоте, опасаются того, что малый возраст учеников не позволит им усваивать в должной мере академические дисциплины. И эти опасения не безосновательны. Но, если при обучении умело использовать возрастные особенности детей, то можно добиться хороших результатов. Нам известно, что дети в этом возрасте очень любознательны и открыты к восприятию нового, что позволяет в учебном процессе сочетать элементы игры, исследования, эксперимента.

 Интересно наблюдать за учениками, когда они на первых уроках удивляются невероятным, на их взгляд, вещам, например, таким, как рисование без линейки абсолютно прямых линий или квадрата, или окружности без циркуля. А после многочисленных проб и ошибок, выполнив эти задания у детей появляется чувство радости и даже гордости за то, что свершилось «невероятное». Поскольку изучение изобразительной грамоте – дело не простое, требующее времени, усидчивости и трудолюбия, то очень важно периодически поддерживать детей доброжелательным словом, взглядом, улыбкой, что поможет вселить в них веру в себя, в свои возможности.

Десятилетние дети очень любят задавать много вопросов. Но они и с удовольствием ищут ответы на поставленные вопросы, им нравится догадываться, угадывать. Конечно, педагог таким образом задает вопросы, чтобы ученики смогли найти ответы на них самостоятельно. Такой способ передачи знаний оживляет занятия и помогает обучаемым разобраться во всех тонкостях рисунка или живописи, особенно когда изучаются понятийные аспекты предмета, например, «физика цвета», «спектральный круг» и т.п.

И, конечно, десять лет - это тот возраст, когда дети любят сочинять, творить, придумывать. Это, именно, те качества, которые в сочетании с получаемыми знаниями о секретах композиции помогают развить в ребенке композиторские способности. Наша задача, задача педагогов-художников заключается в том, чтобы не пропустить, почувствовать, увидеть в ученике индивидуальность, неповторимость, так называемое творческое зерно и бережно поместить его в профессиональную почву, создать благоприятную, высокохудожественную среду, состоящую из лучших образцов отечественного и мирового искусства.

Обучая детей десятилетнего возраста, безусловно надо учитывать их, пока еще, ограниченные технические возможности в рисунке и живописи, учитывать их уровень объемно-пространственного мышления. Поэтому не стоит спешить и сразу переходить к сложным заданиям натурного рисования, а подготовить почву, провести вводный курс, например, по элементарному рисованию, а затем только переходить к рисованию объемных предметов. Также очень важно более внимательно продумывать задачи каждой темы учебного предмета, чтобы они были посильными и сложными одновременно. Посильные это те задачи, которые базируются на изученном материале. Но обязательно в каждом задании изучается что-то новое, ранее не известное и более сложное. Такой подход в обучении помогает оттачивать полученные навыки и на их базе одновременно осваивать новое развивая свое мастерство и творчество.

Используя современные технологии и методы в работе с детьми не стоит забывать о традиционных методиках классического рисования, о той системе, которая проверена временем и в основе которой лежит гениальный принцип «от простого к сложному». Нам, педагогам начального звена стоит почаще обращаться к системе преподавания величайшего художника-педагога Петра Петровича Чистякова, которая актуальна и современна по сей день. В ней есть и проблемный метод обучения, и сотрудничество учителя с учеником, и способы регулирования учебной деятельности с помощью контроля, даже элементы проектной работы, не говоря уже о столь необходимом для художникапедагога самосовершенствовании, которое направлено, прежде всего на совершенство учебного процесса и положительное воздействие на учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билингвистический подход к обучению глухих детей

Образование может быть полноценным и эффективным только тогда, когда есть полное взаимопонимание между учителем и учеником. О какой коммуникации можно говорить, если большинство педагогов школ г...

Системно-деятельностный подход в обучении биологии детей с ОВЗ

Презентация о системно-деятельностном подходе в обучении биологии детей с ОВЗ...

Основные подходы к обучению одаренных детей

Основные подходы к обучению одаренных детей...

Выступление на педагогическом совете. Дифференцированный подход в обучении слабовидящих детей.

В дифференцированном подходе, главной целью является: дать возможность каждому ученику получать качественное образование с учетом индивидуальных возможностей и запросов....

Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках изобразительного искусства.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение&r...

Методическая разработка. Обучение устной речи на английском языке. Методические подходы к обучению монологического высказывания.

Как известно, многие учащиеся сталкиваются с трудностями именно в освоении такого вида речевой деятельности, как говорение или устная речь. Хотелось бы остановиться поподробнее на некоторых методическ...