Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете. Дифференцированный подход в обучении слабовидящих детей.
    методическая разработка по теме

    Меньшикова Юлия Михайловна

    В дифференцированном подходе, главной целью является: дать возможность каждому ученику получать качественное образование с учетом индивидуальных возможностей и запросов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Человек родился. Начал ходить, говорить. Уже посещает детский сад. И, наконец, следующая ступенька в жизни: первый раз в первый класс. Ежегодно первого сентября в школы страны приходят миллионы нарядных первоклассников с родителями. Школа – новый этап в жизни каждого маленького человека. Настроение всех отражает их мечты и надежды на будущее. Спросите любого первоклассника, любого родителя первоклассника, о том, как он будет учиться. Ответ у всех приблизительно один и тот же: «отлично», «хорошо». Никто не думает, что спустя несколько месяцев, кто-то отстанет от своих одноклассников. Никто из детей не собирается стать «трудным», тем более преступником. Маленький человек вступает в одиннадцатилетие или двенадцатилетие, которое является определяющим в его судьбе. Начало систематического образования – трудный момент для ребёнка, в связи с тем, что новая ситуация требует новых психологических установок. Первоклассник должен более ответственно, самостоятельно относиться к учебной деятельности. Он должен научиться управлять собой, делать то, что необходимо выполнять, а не только то, что хочется. Приходиться отказываться от каких-либо развлечений.

    В процессе учебной деятельности формируются система знаний, умений, навыков, принципов мышления. Вырабатывается система ценностей, реакция на ситуации, приспособление к реальной действительности, отношение к труду, формируется уровень ответственности и направленность жизнедеятельности.

    Но в процессе учёбы появляется неуспеваемость, недоученность, трудные дети. Как сделать так, чтобы этих негативных проявлений было меньше или исчезли они совсем?

    В настоящее время, среди детей с нарушениями зрения, увеличилась доля тех, которые страдают снижением интеллектуальной активности. Причиной являются общие нарушения деятельности мозга. Но пониженная интеллектуальная активность характерна и значительной группе детей с нормальным интеллектом.

    Одна из возможных причин связана с изменением этиологии зрительной недостаточности. Кроме того, с общими нарушениями центральной нервной системы, связано увеличение врождённых форм слепоты и слабовидения. Также влияют патологические факторы на весь ход психического и физического развития детей с нарушениями зрения. Увеличилось количество  дополнительных заболеваний и нарушений деятельности. Большое количество детей стало с общим ослаблением организма: меньшим ростом, отклонениями в весе, в движениях и т. д.

    Вот такие дети приходят  в школу. Все дети с разными интересами, способностями и отношением к учёбе. Каждый находится на определённом уровне развития. А нам необходимо создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех учащихся, максимально учитывая индивидуальные особенности детей. Нельзя на уроках применять методы и формы обучения, ориентированные на учащихся среднего уровня развития. Иначе, в таких случаях, дети с хорошими способностями не будут развиваться в силу своих возможностей и потеряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения. Слабые ученики чаще всего переходят в неуспевающие, постоянное недопонимание приводит к тому, что дети также теряют интерес к предмету. Чтобы этого не случилось, каждый ребёнок должен получать задания с учётом его возможностей, то есть необходимо дифференцировать учащихся по уровню их подготовки, стимулировать школьников, которым хорошо даётся математика, поддерживать тех, у кого возникают трудности.

    Что такое дифференциация обучения?

    В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени. Аналогичное определение даётся и в словаре русского языка, но при этом подчёркивается, что дифференциация, то есть расчленение, различение происходит при рассмотрении, изучении какого-либо объекта.

     Дифференциация процесса обучения предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам. То есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся.

     При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стёрты. Также  реален переход учеников из группы в группу.

    Однако разделение учащихся на группы – существенный признак дифференциации, но не единственный.

    Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения.

    Кроме того, необходимо решить важный вопрос – о тех признаках, которые будут положены в основу деления учащихся на группы. Это учёт индивидуально-типологических особенностей учащихся, прямо или косвенно влияющие на процесс обучения.

    Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциаций. Под внутренней дифференциацией понимается организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своём классе. В этом случае понятие дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

    Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в классе, созданной по случайным признакам.

    Формы дифференциации: задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя. Дифференциация по общим способностям происходит на основании учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития - памяти, мышления, познавательной деятельности. Таким образом, внутренняя дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям учеников существует обычно в форме индивидуального подхода к ним, когда учитываются их психофизиологические особенности, преобладающий тип памяти, особенности мыслительных операций.

    Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определённым признакам (способностям, интересам) на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения и организационные формы различаются.

    Внешняя дифференциация не отрицает, а наоборот, предполагает одновременное существование и внутренней в организации учебного процесса, так как создаваемые при внешней дифференциации классы являются более или менее гомогенными по одному признаку, но гетерогенными по другим, что оставляет необходимый простор для внутренней дифференциации.

    Главной целью является: дать возможность каждому ученику получать качественное образование с учетом индивидуальных возможностей и запросов.

    А поэтому ставятся задачи:

    1. Приспособить учебный процесс к ученику, учитывая индивидуально-типологические особенности личности.
    2. Формировать способности у учащихся к объективной самооценке.
    3. Обеспечивать усвоение учащимися знаний по предмету.
    4. Развивать математическое мышление, математическую культуру и навыки математической речи.
    5.  Развивать пространственное воображение, интеллект.
    6. Развивать познавательный интерес детей к предмету.
    7. Формировать чувства ответственности за работу коллектива.
    8.   Повышать уровень обученности.

    Элементы дифференциации используются на разных этапах обучения математике: изучения нового материала, закрепления знаний, проверки знаний.

    Рассмотрим диагностику заболеваний учеников 7 класса.

    Частичная атрофия зрительного нерва, колбочковая дисфункция, нистагм, сложный гиперметропический астигматизм (гиперметропия  дальнозоркость). Амблиопия (нарушение зрения, которое не исправляется и присутствует на глазу, который выглядит нормальным. Иногда называют амблиопию «ленивым глазом», но это название некорректно, т. к. ленивым является не глаз, а зрительные клетки коры головного мозга.) Сходящееся косоглазие. Дальнозоркость средней степени, дальнозоркость высокой степени. Врождённая миопия высокой степени. Афакия (отсутствие хрусталика в глазу). Сложный миопический астигматизм. Астигматизм, ретинопатия недоношенных, ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Альбинизм, атрофия сетчатки. Невротические реакции, дискинезия желчевыводящих путей. Спазм аккомодации, функциональная кардиопатия, реактивный артрит. Церебрастенический синдром, гипертензионный синдром. Задержка вербального мышления. Нарушение осанки, дефицит веса.

    Таким образом, выявляются 3 группы. Первая группа, которая достаточно быстро усваивает новый материал, могут самостоятельно сводить сложные задачи к цепочке простых задач. Проявляют интерес к математике и обладают математическими способностями. Они должны добиться более высоких результатов. Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач; не справляются с решением сложных (нетиповых) задач. В третью группу входят дети, имеющие пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут решить задачи в 1; 2 шага, решение более сложных задач начинают со «слепых» проб, не могут найти связи между данными и искомыми величинами, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач.

    Состав групп не является застывшим. Любой ученик может перейти из более низкого уровня в другой, более высокий уровень.

    Основные правила, которых придерживаюсь: простое, короткое, понятное для всех без исключения изложение каждой темы базовых знаний, бесконфликтность, вариантность, концентрация внимания учеников.

    При изучении нового материала использую фронтальную форму организации урока. На данном этапе ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, вместе обсуждаем, сравниваем и обобщаем. Все это способствует установлению доверительных отношений между учащимися, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих одноклассников, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. В силу своих реальных возможностей, ученики могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Учитывая это, спрашиваю   соответственно их возможностям. Индивидуальную форму организации учебной деятельности, использую на всех этапах урока, при решении различных задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля. Когда учащиеся выполняют задание, контролирую ход их работы, помогаю в разрешении возникающих затруднений. Особое внимание уделяю учащимся третьей группы, даю советы, задаю наводящие вопросы.

    При закреплении материала использую элементы уровневой дифференциации, её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень практически доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения материалом , средний уровень и более высокий.

    Такая организация учебной работы учащихся на уроке даёт возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки.

    По поводу домашних заданий, каждая группа получает своё домашнее задание, которое можно выполнить. Конечно, третья группа  выполняет только задание базового уровня, иногда даётся задание и более сложного уровня.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

    Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

    Выступление на педагогическом совете на тему: "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

    Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формир...

    Педагогический проект "Дифференцированный подход в обучении учащихся технологии"

    Социально- реабилитационный центр является специализированным учреждением, созданным в системе социальных служб органов социальной защиты населения, пребывание детей носит временный характер. Зачастую...

    Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"

    Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...

    Выступление на педагогическом совете "Дифференцированный подход на уроках математики"

    Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из ни...

    Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

    Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»...