Выступление на педагогическом совете "Дифференцированный подход на уроках математики"
учебно-методический материал по алгебре по теме

Базанова Елена Павловна

Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них просто недостижим. Как следствие – пропадает интерес к учёбе и уверенность ученика в себе. Выходу из создавшейся ситуации в какой – то мере помогает  уровневая дифференциация знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_differentsirovannoe_obuchenie.docx.doc48.5 КБ
Файл prezentatsiya_ped_sovet.pptx109.28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление.

Педагогический совет

«Дифференцированное обучение на уроках математики»

         Дифференцированное обучение – это не дань моде, это жизнь, доказавшая, что люди всё – таки рождаются разными.

К наиболее существенным понятиям теории дифференцированного обучения  относится следующее:

«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных  условий для развития личности ученика как индивидуальности».  (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени).

В реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Одни учёные предлагают объединить учащихся по успеваемости, устойчивости интереса и уровню познавательной самостоятельности; другие исходят из устойчивости восприятия, уровня развития памяти, типа мышления, уровня выполнения мыслительных операций, темпераменту; третьи называют такие признаки, как  успеваемость по предмету, темп работы,   способности учащихся.

Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них просто недостижим. Как следствие – пропадает интерес к учёбе и уверенность ученика в себе. Выходу из создавшейся ситуации в какой – то мере помогает  уровневая дифференциация знаний и умений. 

Цель  уровневой дифференциации знаний и умений – обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению. В соответствии с этим в каждой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого формируется повышенный уровень усвоения материала.

Такой подход позволяет большинству школьников добиваться успехов в учёбе без ущерба для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей.

Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

-наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;

-базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

 -базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

-система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

-наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Если ученик достигает  уровня обязательной подготовки – это хороший сигнал о полновесных добротных знаниях и умениях, сигнал учебного успеха.

Метод обучения, о котором идёт речь, способствует сближению учителя и ученика, установлению доверительных отношений, помогает педагогу лучше и быстрее узнавать характер, способности каждого ребёнка. Дифференцированный подход позволяет всем школьникам успешно учиться.

Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

 При разделении учащихся на уровни необходимо учитывать желания самих учеников учиться на том или ином уровне. Для того чтобы такое  желание не расходилось с возможностями ученика, надо учащимся дать шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности.

Дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия.  

Я напомню формы организации дифференцированной работы учащихся на уроке.

1.Этап изложения новых знаний, умений (первичного восприятия материала).

Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во- первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во- вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить, и может быть, не один раз, для отдельных групп.

Можно использовать и такой приём: объяснить новый материал кратко на высоком уровне сложности (внесение проблемности в содержание учебных заданий), в расчёте на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провести объяснение того же, более развёрнуто и доступно.

Во время объяснения нового материала  важно учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы нужно адресовать детям со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Учащимся с хорошей зрительной памятью поможет  наглядность, с моторной – практическая работа на доске.

2.Этап закрепления и применения знаний и умений.

Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Готовится 2-3 варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант заранее предназначается определённой группе учеников.

Для учеников, обладающих низкими и средними учебными возможностями, временами даются задания по образцу, алгоритмического вида. Отдельным группам даётся разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Некоторым учащимся оказывается помощь ( в качестве вспомогательного средства используются схемы, чертежи, начало решения, теоретическая справка или указание на страницу учебника, где можно найти справку и т.д.).

Для школьников с высокими учебными возможностями нужно подбирать задания творческого характера, задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию различной трудности и характера, чтобы наиболее успешно способствовать их развитию. Кроме самостоятельной работы, на данном этапе урока рекомендуется работа в группах, опережающее домашнее задание, составление опорного конспекта.

3.Этап отработки, закрепления изученных знаний. Формы работы следующие:

-дифференцированные карточки для самостоятельной работы;

-работа в группах;

-дифференцированное домашнее задание;

-работа в группах с консультантом;

-диспут;

-семинар;

-работа по опорному конспекту.

4.Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе важно чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся и понижающейся трудности. Каждая серия должна отражать определённый уровень усвоения материала. В процессе обучения задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть учащихся, отстающих в учёбе, дают пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определённых учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с огромным трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию. Творческая деятельность на уроке сильных учеников, обгоняющих своих наиболее слабых товарищей, часто ставит последних в положение копирующих, воспроизводящих. Этим объясняется дифференциация заданий.

На данном этапе урока  рекомендуется проводить творческие работы, тесты, зачёт, взаимоконтроль, самоконтроль, разноуровневые карточки для самостоятельной работы.

Примеры уравнений:

На оценку «3».

21х – 3 = 12

На оценку «4».

3х - 2(2 - х) = 7(х – 2)    

   

На оценку «5».

Примеры решения задач на составление уравнений:

На оценку «3».

Портфель дороже папки в 5 раз. Сколько стоит портфель и сколько папка, если вместе они стоят 248,4 рубля?

На оценку «4».

8 телят и 5 овец съели 835 кг корма. За все время каждому теленку дали на 28 кг корма больше, чем овце. Сколько корма съел каждый теленок, сколько съела каждая овца?

На оценку «5».

Маше подарили 3 коробки конфет. Во второй коробке в 2 раза меньше конфет, чем в первой, а в третьей на 10 конфет меньше, чем в первой. Если в первую коробку добавить еще 34 конфеты, то количество конфет в первой коробке будет равно количеству конфет во второй и в третьей коробках вместе. Сколько конфет было в каждой коробке первоначально?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференцированное обучение – это не дань моде, это жизнь, доказавшая, что люди всё – таки рождаются разными.

Слайд 2

уровневая дифференциация знаний и умений. Цель уровневой дифференциации знаний и умений – обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению.

Слайд 3

Уровневая дифференциация обучения предусматривает: наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик; базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся; базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся; система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют); наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Слайд 4

Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

Слайд 5

Дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия. 1. Этап изложения новых знаний, умений (первичного восприятия материала). 2 .Этап закрепления и применения знаний и умений. 4. Этап проверки и оценки знаний и умений. 3.Этап отработки, закрепления изученных знаний.

Слайд 6

Примеры на решение уравнений На оценку «3» 21х – 3 = 18 Решение: 21х=18+3 21х = 21 х = 21 : 21 х= 1 Ответ: 1

Слайд 7

На оценку «4» 3х - 2(2 - х ) = 7( х – 2) Решение: 3х-4+2х=7х-14 3х+2х-7х = -14+4 -2х = -10 х = - 10 : (-2) х = 5 Ответ: 5

Слайд 8

На оценку «5» Решение: 3 (3х+2) = 4 (х+3) 9х+6 = 4х+12 9х-4х = 12-6 5х = 6 х = 6 : 5 х= 1,2 Ответ: 1,2

Слайд 9

Примеры на решение задач на составление уравнений На оценку «3» Портфель дороже папки в 5 раз. Сколько стоит портфель и сколько папка, если вместе они стоят 248,4 рубля? Решение: Всего 248,4 рублей. 5х+х = 248,4 6х=248,4 х = 248,4 : 6 х = 41,4 – стоимость папки 41,4 ∙ 5 = 207 – стоимость портфеля. Ответ: 41,4руб. и 207 руб. Портфель 5х Папка х

Слайд 10

На оценку «4» 8 телят и 5 овец съели 835 кг корма. За все время каждому теленку дали на 28 кг корма больше, чем овце. Сколько корма съел каждый теленок, сколько съела каждая овца? Решение: Пусть х кг корма дали одной овце, тогда теленку – ( х + 28). Все овцы съели 5 х кг корма, а все телята – 8( х + 28). А так как вместе съели 835 кг. Составим и решим уравнение: 5 х + 8( х + 28) = 835; Решим уравнение: 5 х + 8 х + 224 = 835; 13 х = 611; х = 47 – получила корма одна овца; 47 + 28 = 75 (кг) – дали корма одному теленку. Ответ: 47 и 75.

Слайд 11

На оценку «5» Маше подарили 3 коробки конфет. Во второй коробке в 2 раза меньше конфет, чем в первой, а в третьей на 10 конфет меньше, чем в первой. Если в первую коробку добавить еще 34 конфеты, то количество конфет в первой коробке будет равно количеству конфет во второй и в третьей коробках вместе. Сколько конфет было в каждой коробке первоначально?

Слайд 12

Решение 1-я коробка 2-я коробка 3-я коробка Было 2 х х 2 х – 10 Стало 2 х + 34 х 2 х – 10 А так как количество конфет в 1-й коробке стало равно количеству конфет во 2-й и 3-й, то составим и решим уравнение: 1) 2 х + 34 = х + 2 х – 10; – х = –44; х = 44 – во 2-й коробке; 2) 44 ∙ 2 = 88 – в 1-й коробке; 3) 88 – 10 = 78 – в 3-й коробке. Ответ: 88, 44, 78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Здоровьесберегающий подход на уроках математики при обучении школьников в ГБОУ СОШ пос. Прогресс

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопаснос...

Доклад для выступления на педагогическом совете "Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС ООО"

В докладе рассматриваются особенности и основные этапы урока в соответствии с требованиями  ФГОС ООО. Приводятся примеры из опыта работы на уроках истории....

Выступление на педсовете на тему "Компетентностный подход на уроках математики"

В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. В условиях стремительно возрастающего объема информации человеку необходимо не только влад...

Обобщение опыта на районном методическом объединении учителей математики по теме:" Формирование метапредметного подхода на уроках математики"

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности....

Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...