Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья по изобразительному искусству (изо)

Праник Ирина Викторовна

Статья об игре, как средстве образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Подготовила: воспитатель Праник И.В.

В самых разных системах обучения,  игре всегда отводилось и отводится особое место.  И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.

Через игру  педагоги  решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

 В условиях введения ФГОС  для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе. 

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Это  взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение).  При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

 Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Выделяет следующие компоненты игровых технологий:

• мотивационный

• ориентационно-целевой

• содержательно-операционный

• ценностно-волевой

• оценочный

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Можно использовать определенные игры с детьми, соответствующие  каждому виду деятельности:

Двигательная
• Подвижные дидактические игры
• Подвижные игры с правилам

• Игровые упражнения
• Соревнования

Игровая
• Сюжетные игры
• Игры с правилами

Продуктивная
• Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
• Реализация проектов

Коммуникативная
• Беседа, ситуативный разговор
• Речевая ситуация
• Составление, отгадывание загадок
• Сюжетные игры
• Игры с правилами

Трудовая
• Совместные действия
• Дежурство

 • Поручение
• Реализация проекта


Познавательно-исследовательская
• Наблюдение
• Экскурсии
• Решение проблемных ситуаций
• Экспериментирование
• Коллекционирование
• Моделирование
• Реализация проекта
• Игры с правилами

Музыкально-художественная
• Слушание
• Исполнение
• Импровизация
• Экспериментирование

• Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы
• Чтение
• Обсуждение
• Разучивание

Воспитатели наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя игровую  деятельность детей, воспитатель должен стремиться  к тому:

1. Чтобы  любая из вышеперечисленных  деятельностей  была мотивированной.  Для этого рекомендуется создавать проблемные ситуации  .

2. Чтобы дети были активными участниками процесса. Для этого надо строить игровую деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

3. Чтобы активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировалось, поощрялось, отмечалось с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечалось в портфолио, благодарностью родителей за хорошее воспитание детей.

4. Чтобы стать образцом современного воспитателя, надо тщательно продумывать содержание развивающей среды, постоянно обновлять игровую и наглядную среду в зависимости от темы Организованной Образовательной Деятельности.

 Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы.  Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применять различные методы для  формирования и обучения  ребенка. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя  учатся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная робототехника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит на первый план формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ребёнка к саморазви...

«Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС».

«Использование инновационного оборудования в деятельности учителя-дефектолога образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС»....

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

Внеурочная деятельность по математике как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.

        На внеурочных занятиях по математике необходимо развивать технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает таким задачам: учить детей без п...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Внеурочная деятельность по математике как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.(доклад) (форма 14)

Внеурочная деятельность по математикекак средство развития детей в условиях реализации ФГОС....