Разработка беседы по творчеству художника В.И. Мешкова
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7, 8, 9 класс)

Мосиюк Полина Александровна

Красноярская станковая графики наших дней - это десятки разных художников, разных творческих манер, тех­ник. Это и офорт, и литография, и ксилогра­фия, множество разновидностей уникаль­ных техник. Но искусство Владимира Ильича Мешкова уже навсегда вошло в искусство Красноярска. Это наша история. Как бы ни складывались дальнейшие судьбы, как бы ни изменялись взгляды и отношения людей, но стоит вспомнить огромное небо и серебро нетронутых снегов в линогравюрах Мешко­ва, понимаешь, что это вечное - это жизнь.

Разработка содержит сценарий, презентацию, закладки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Ильич Мешков Народный художник России

Слайд 2

Родился в 1919 году в деревне Сятро-Кассы Ядринского уезда, Казанской губернии в семье бедного чувашского крестьянина Ильи Васильевича Мешкова .

Слайд 4

В. В. Мешков «Портрет В.Н.Увачан » 1974г.

Слайд 6

В. Мешков «Танец шамана» лгр .

Слайд 8

В. Мешков « Переход» лгр .

Слайд 9

В.Мешков Бывалый охотник

Слайд 15

В.Мешков В эвенкийской тайге цв.лгр

Слайд 16

В.Мешков С добычей

Слайд 17

В.Мешков Переправа

Слайд 18

В. Мешков В прошлом. Чумы на Нижней тунгуске.

Слайд 19

В. Мешков Далекий аэропорт

Слайд 20

В.Мешков На факторию

Слайд 21

В Мешков Поздний гость

Слайд 22

В.Мешков К далекому другу

Слайд 23

В.Мешков В верховьях Кочечума

Слайд 24

В.Мешков Соболятники в пути

Слайд 25

В. Мешков «Самолёт прилетел» лгр. В. Мешков «Самолёт прилетел» лгр

Слайд 26

В.Мешков Уши тундры

Слайд 27

В. Мешков Дорога на Талнах

Слайд 28

В. Мешков Дорога на Ессей

Слайд 29

В Мешков В Туре

Слайд 31

Список использованной литературы. К полярной звезде: О творчестве народного художника России Мешкова Владимира Ильича[Текст]/ ред.сост. А.П.Паращук. – Красноярск:ООО ИД»КП»,2005.-175с.,ил. В.И. Мешков. Каталог выставки произведений - Красноярск, 1970.-46с.,ил. Художники Севера - Газета Эвенкийская жизнь от 16.08.2019, стр 6-7.



Предварительный просмотр:

 

Художник Мешков

Беседа о творчестве народного художника России

Мешкова Владимира Ильича

Подготовила учитель ИЗО  

МКОУ Тутончанская средняя школа

Мосиюк Полина Александровна

2019

15 августа 2019 года,  исполнилось 100 лет со дня рождения народного художника России, заслуженного художника Чувашской АССР, кавалера орденов «Знак почета» и Дружбы народов, участника Великой Отечественной войны  Владимира Ильича Мешкова.  

В.И. Мешков – один из тех сибирских  художников, который, не имея  профессионального художественного образования, благодаря своему труду и природному таланту сумел создать значительные  произведения искусства.

Это самобытный, талантливый художник. Для многих людей в Красноярском крае и далеко за его пределами его имя ассоциируется с бескрайними просторами тундры, с северными сияниями, с эвенкийской тайгой, потому что воспетый им Крайний север вошел почти в каждый дом.

Позади многие километры, пройденные по тайге и по тундре, годы нелегкого труда, десятки, сотни и тысячи созданных им эстампов, акварелей, рисунков, мучительные сомнения, поиски, достижения и утраты – все, что зовется одним словом «творчество».

Владимир Ильич Мешков родился в 1919 году в деревне Сятро-Кассы Ядринского уезда, Казанской губернии в семье бедного чувашского крестьянина Ильи Васильевича Мешкова. СЛАЙД 2

Будущему художнику было 8 лет, когда отец переехал на жительство в Сибирь. Более 4000 километров пути по горам, степям, лесам, через деревни и города… Может быть, именно тогда впервые неосознанно почувствовал он необыкновенную красоту природы Сибири.

Рисовать начал в школьные годы. Этому занятию отдавался с увлечением. Малограмотные родители были равнодушны к устремлениям юноши в искусстве. Впрочем, отец иногда наставлял сына: «Только керосин жжешь бестолку. Какая польза от твоих рисунков. Лучше бы учился счетному делу. Счетоводу всегда дело найдется». К 15 годам, когда детские увлечения проходят, Владимир продолжал рисовать. Вскоре его взяли учиться наборному делу в политотдел типографиии газеты совхоза.

Началась одна из важных страниц творческой биографии Владимира Мешкова. Ему не удалось получить профессионального образования. Всему пришлось учиться в ходе газетной работы.

СЛАЙД 3 Работа газетного художника обязывала Мешкова рисовать быстро и точно в любых условиях. Это умение особенно пригодилось ему, когда он переехал в 1939 году Заполярье – в Эвенкийский национальный округ и стал работать в газете «Эвенкийская новая жизнь». Задание было нелегким. Если сложно было делать газету для малограмотного сельского русского населения, то каково же было приучить к газете, печатавшейся на русском языке, небольшой народ, имеющий свою древнюю культуру, свой язык и не имеющий даже своей письменности. Труд художника в такой газете был особенно важен. Каждый номер не просто сопровождался рисунками, а фактически полностью состоял из рисунков.

СЛАЙД 4,5,6 Много газетных иллюстраций Владимир Мешков посвятил простым людям Эвенкии – оленеводам, рыбакам, охотникам. Эвенки – доверчивые, честные, доброжелательные люди – полюбились Мешкову. Навсегда связал художник свою жизнь с этим народом, хотя в те годы он еще не знал, что навсегда. И еще он влюбился страстно, взволнованно в неповторимую природу Севера. Таежные тропы, просторы тундры, тайга, непокорные реки много позже войдут в работы художника, по пока он выполнял лаконичные газетные гравюры да еще многочисленные зарисовки в альбомах.. Настоящий его мешковский Север был еще далеко впереди.
В 1940 году пришло первое по-настоящему серьезное признание. Владимир Мешков назван в числе участников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где в павильоне печати экспонировался его альбом газетных гравюр: выполненное в форме журнала письмо-газета «Эвенкийская новая жизнь». Множество самых разнообразных гравюр о жизни современной Эвенкии, ее прошлом, ее природе, ее людях были созданы молодым художником для этого альбома.
СЛАЙД 7,8,9.

В годы ВОВ автополк, где служил диспетчером лейтенант В. Мешков, прошел немало трудных фронтовых дорог. После войны он снова работает в газетах в Назарово и Ачинска, участвует на художественных выставках в Красноярске и Москве.

Первым шагом на самостоятельном творческом пути стала книжная иллюстрация. Началась работа в книжной графике с книги красноярского писателя Н. С. Устиновича «Рассказы следопыта».    СЛАЙД10

Ему был интересен сам литературный материал. Н. С. Устинович собрал в книге рассказы о тайге, об охотниках, о людях, живущих далеко на Севере, об их суровой, часто исполненной опасностей жизни. В. И. Мешков хорошо знал эту жизнь - ему, живя в Эвенкии, приходилось много путешествовать. Это был первый шаг, первые пробы, и в целом можно сказать, что первая работа В. И. Мешкова в книжной иллюстрации стала удачной.

До последних лет в разных издательствах выходили оформленные им повести, рассказы, стихи, как всегда, посвященные родной Сибири, Крайнему Северу, людям тайги. СЛАЙД 11,12 Это книги А. Лабезникова «Далеко за Угрюм-рекою», роман красноярского писателя А. Буйлова «Большое кочевье», сборник стихов Казимира Лисовского «Твое молодое лицо» и его же сборник «В Шуше, у подножия Саяна» и еще многие другие.

СЛАЙД 13,14 Особо надо сказать о взаимоотношениях Владимира Ильича Мешкова с писателем Жоресом Петровичем Трошевым. Они не только работали вместе над книгой Ж. П. Трошева «Большой Ошар», но одну из своих книг писатель посвятил творчеству своего друга и любимого художника, каким является для Трошева Владимир Мешков («Северная рапсодия». Красноярское книжное издательство, 1989). В этой книге Трошев с глубоким уважением повествует о мальчике-пастушке, ставшем известным художником.

В 1948 году одновременно с книжной иллюстрацией началась работа и над самостоятельными станковыми линогравюрами.

СЛАЙД 15

Линогравюра — способ гравирования на линолеуме
Возник на рубеже XIXXX веков с изобретением линолеума.

Слайд 16,17,18Мешкову  предстояло найти свою тему, свой, никем до него не пройденный, путь в огромном мире искусства. Тема такая была, подспудно она жила уже долгие годы в душе художника с того времени, когда двадцатилетний Владимир впервые оказался в Эвенкии, увидел суровые берега Подкаменной Тунгуски, ощутил ледяное дыхание тундры, любовался сполохами северного сияния. Тема эта - Север с его многими народами: эвенками, якутами селькупами, кетами, долганами, нганасанами, ненцами. Все эти народы испокон веков занимались охотничьим, рыболовным и оленеводческим промыслами, жили в очень тяжелых условиях Крайнего Севера. Отрезанные от всего мира бескрайними ледяными просторами, они пели кочевой образ жизни, путешествуя со стадами оленей. Двадцатый век принес огромные изменения в их жизнь. С 1930-х годов на Севере появилась авиация, которая очень быстро стала необходимым элементом жизни северян, связывающим и снабжающим самые отдаленные фактории и станки. Радиомачты, дома вместо чумов, моторные лодки, самолеты и вертолеты входили в жизнь, становились естественной частью быта, во многом облегчали труднейшие условия существования людей.

СЛАЙД 19,20 Вот такой  увидел впервые Эвенкию молодой Владимир Мешков в 1939 году. Эвенкия старая - чумы, кочевья, и Эвенкия новая - школы-интернаты для детей, аэропорт в Туре, электричество, газета - все это слилось, перемешалось, а над всей исчезающей старой и стремительно, напористо (нередко слишком напористо) надвигающейся новой жизнью дышало вечным покоем небо полярных ночей, шумела неповторимо прекрасная богатая тайга, бились о скалы своенравные реки.

СЛАЙД 21,22,23,24,25 Первые работы, посвященные Северу и сразу же завоевавшие необычайную славу, - цветные линогравюры «На факторию», «Поздний гость», «К далекому другу», «В верховьях Кочечума», «Соболятники в пути» .Композиции работ удивительно просты: одинокий каюр, бескрайние снега, теплые огоньки дома или радиостанции, необозримое ночное небо с фантастическим северным сиянием или без него, но каждая работа овеяна огромной любовью к холодным пустынным краям, глубоким уважением к людям, живущим среди этих снегов. Любовь к Эвенкии, к ее людям, к ее суровой, но величественной прекрасной природе заложена в каждой работе, она заставляет зрителей поверить автору, сопереживать с ним, увидеть Север глазами художника.
С середины 1950-х годов расширяется крут поездок художника. Мешков едет в самые отдаленные районы Эвенкии, Таймыра. Путешествует на всех видах транспорта от великанов-теплоходов до собачьих и оленьих упряжек. Копится большой материал, который складывается из встреч с людьми, ночевок в чумах, поездок в такие точки, где вообще мало кто бывал, например, на Землю Франца Иосифа. Свою задачу художник видит в том, чтобы передать сам дух Севера, его сложившийся образ, свой восторг и преклонение перед всем, из чего состоит этот сложный, прекрасный и, как показало время, очень хрупкий мир.

В 1971 году В. И. Мешков впервые обратился к литографии.

СЛАЙД 26  
Литогра́фия  - разновидность печатной графики, основанная, в отличие от гравюры, на технике плоской печати, при которой типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.

СЛАЙД 27,28,29 Тогда же им и был выполнен цикл из нескольких листов, продолжающий северную тему: «Самолет прилетел», «Уши тундры», «Дорога на Талнах».

В.И. Мешков говорит о себе – «Я видел Север зимой и летом. Я видел первую зелень Эвенкии и нетающий снег на Таймыре. Я писал статьи для охотников и рисовал портреты оленеводов и рыбаков. Работа в местной газете научила меня смотреть на жизнь глазами моих земляков северян. Если мои работы в какой-то мере пробудят в зрителе интерес к Таймыру и Эвенкии, помогут понять душу моего народа, я буду самым счастливым человеком. СЛАЙД 30,31 Названия и сюжеты моих работ конкретны – «Дорога на Ессей», «В Туре» - это рассказы о Родине. Так я видел мою северную землю, суровую, холодную, Родину сильных, мужественных людей.

СЛАЙД 32 Владимир Ильич Мешков со своей цветной линогравюрой стоял у истоков красноярской станковой графики. Мир его образов – смелый романтичный – вызывал в те годы и вызывает сейчас глубокие чувства восторга перед прекрасной природой и мужеством людей Севера.

Минули годы. Красноярская станковая графики наших дней - это десятки разных художников, разных творческих манер, техник. Это и офорт, и литография, и ксилография, множество разновидностей уникальных техник. Но искусство Владимира Ильича Мешкова уже навсегда вошло в искусство Красноярска. Это наша история. Как бы ни складывались дальнейшие судьбы, как бы ни изменялись взгляды и отношения людей, но стоит вспомнить огромное небо и серебро нетронутых снегов в линогравюрах Мешкова, понимаешь, что это вечное - это жизнь.

Список использованной литературы.

К полярной звезде: О творчестве народного художника России Мешкова Владимира Ильича[Текст]/ ред.сост. А.П.Паращук. – Красноярск:ООО ИД»КП»,2005.-175с.,ил.

В.И. Мешков. Каталог выставки произведений - Красноярск, 1970.-46с.,ил.

Художники Севера - Газета Эвенкийская жизнь от 16.08.2019, стр 6-7.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».

Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...

Творчество художника Виктора Григорьевича Перова

Материал для проведения уроков изобразительного исскутсва...

Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".

Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...

Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Методическая разработка "«Пейзаж в творчестве русских художников второй половины XIX века»

Представляется методическая разработка 6 занятий по теме "Пейзаж", кототрые проводятся в рамках курса "Диалоги о прекрасном" педагогом дополнительного образования ЦТРиГО "На Васильевском" Свистуновой ...

Беседа о творчестве художника - пейзажиста И.И. Шишкина

Материал предназначен для урока по изобразительному искусству "Творчество художников пейзажистов", 6 класс...