«Декор и положение человека в обществе. Древняя Греция»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Горбань Светлана Владимировна

Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса на тему: «Декор и положение человека в обществе.  Древняя Греция»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Декор и положение человека в обществе.  Древняя Греция».

Цель: проследить связь костюма с социальным положением человека в обществе.

Задачи:

-обучить использованию  греческого орнамента на элементах костюма в Древней Греции;

-развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, познавательный интерес;

-воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Оборудование и материалы:

- иллюстративный материал с изображением элементов костюма и орнамента эпохи Древней Греции;

- литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже»;

- видеофрагмент;

- музыкальный ряд: «Сиртаки»;

- художественные материалы;

- раздаточный материал: кукла-шаблон.

Ход урока

1.Мотивация:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. А как вас зовут, я вижу на ваших бейджиках. У каждого человека есть свое имя и у каждого народа есть свое имя.

 Мы продолжаем изучение раздела «Декор: Человек, Общество, Время» и сейчас познакомимся со страной, которая является одной из самых древних народов мира.

Видеофрагмент

«Много есть славных сил в природе,

Но славней человека нет ничего».

Софокл

2.Актуализация знаний:

-Хитон, гиматий, хламида, пальметты, критская волна, плетенка, меандр... Эти слова вам не знакомы, но в  нашей разговорной речи мы часто употребляем  такие слова  как: космос, туника, театр, стадион. Все они являются словами, пришедшими из Древней Греции.

-А может кто- нибудь из вас еще знает греческие слова?

-Тема нашего урока звучит так: «Декор и положение человека в обществе.  Древняя Греция».

-Костюм- это устойчивые формы одежды народа, сословия, эпохи. Он несет в себе художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи, который меняется с жизнью общества.

Декор костюма выполнялся не только для получения эстетического удовольствия, но и имел символическое значение.

Деко́р (лат. decoro — приличие, пристойность, совместимость) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление.

-Ребята, посмотрите перед вами изображения древних греков, как вы думаете чем они отличаются друг от друга?(Орнаментом и цветом).

1. Орна́мент (лат.ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Орнамент, является элементом культуры и  имел в Древней Греции особое значение, как и одежда древних греков. Узоры орнамента связаны с природой, имеют стилизованный геометрический или растительный характер. На одежде древних греков он ритмичен и строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением линий драпировки это особенно чётко и выразительно подчёркивает красоту и пластику движений.

Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную кайму по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты», «критская волна», «плетенка», «меандр».

2.Цвет. Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным, потому что отбелить ткань было очень трудно. Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета, но, вследствие дороговизны настоящего пурпура, его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими, как марена и сафлор.

Одежда в Древней Греции служила практическим целям и являлась особым знаком – знаком положения человека в обществе.

Так, рабы и сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона.

Горожане предпочитали желтый, синий, светло-зеленый, красный цвет.

Воины носили одежду пурпурного цвета.

А аристократия белого.

 

Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный. 

Волокнистый состав греческих тканей – шерсть или лён. К хлопку греки отнеслись с удивлением и увидев его впервые в Индии, во время похода Александра Македонского,  назвали «шерстью дерева».

Хитон – прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам. Закреплялся на плечах пряжками. 

Гиматий или гиматион –большой кусок ткани- плащ, в который укутывались, обвивая его вокруг тела различными способами.

Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной. Уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца.

Хламида легкий плащ- кусок прямоугольной ткани, закрепленный узлом, застежкой, пряжкой- фибулой на правом плече или под подбородком.

Обувь греков повторяла форму ступни, изготовлялась на пробковой подошве (или верёвочной), с ремешками, переплетавшимися на икрах. Носила обувь только знать.

Головные  же уборы носили, в основном, в непогоду или во время путешествий.

3. Контроль:

Музыкальный эпиграф («Сиртаки»)

-Теперь, ребята, вам нужно будет самостоятельно выполнить костюм эпохи Древней Греции, для этого у вас на столах у каждого лежит  кукла-шаблон. Можете нарисовать, как, по-вашему, выглядели сельские жители и городская бедность, воины  и аристократия в Древней Греции. Для этого вы используете орнамент и цвет.

4.Рефлексия: 

- Сегодня мы убедились, что каждая историческая эпоха, создавая свой идеал красоты, выражает его через костюм, который является не только отличительным признаком общества, но и показательной мерой социального положения людей в обществе.

- У вас на столах лежат свитки. В память о нашем уроке я хотела бы их вам оставить на память, но прежде оценим свою работу на уроке: тем, кому понравился урок поднимите свитки. Спасибо.

Древние греки, античные греки.

многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берёт:

Ну до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

мудрые мифы они создавали

(с детства знакомы любому из нас

и Прометей, и Геракл,  Атлас).

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили,

и Олимпийские игры они

тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

ставили греки комедии, драмы.

И посмотрите на них каково

было костюмное их мастерство!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.

Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов....

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Методическая разработка урока по ИЗО 6 класс «Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции»

Изобразительное искусство, 6 класс, урок.Тема: "Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции"...

Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...

Конспект урока "Декор и положение человека в обществе"

Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса на тему "Декор и положение человека в обществе"...

"Декор и положение человека в обществе. Греческая вазопись"

Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса на тему  "Декор и положение человека в обществе. Греческая вазопись"...