Конспект урока по ИЗО во 2 классе "Тёплые и холодные цвета"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Селькова Татьяна Михайловна

Конспект составлен по УМК "Школа России". Праткическое задание для учащихся - рисунок пера Жар-птицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_izo_borba_tyoplogo_i_holodnogo_2_kl.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 2

УМК, программа – «Школа России»

Предмет – Изобразительное искусство.

(Учебник: Изобразительное искусство.2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. /И.Е.Коротеева; под ред. Б.М. Неменского.  – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.)

Учитель изобразительного искусства – Селькова Татьяна Михайловна

Тема - «Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного»

Цель: познакомить учащихся с тёплыми и холодными цветами, различными способами смешивания цветов, применение их на практике.

Задачи:

Образовательные:

  • дать представление о тёплых и холодных цветах, которые применяют художники для выражения чувств и настроения; о контрасте тёплых и холодных цветов;
  • расширить опыт владения цветовыми сочетаниями;
  • сформировать понимания красочной выразительности родной природы, способность наслаждаться её красотой;
  • расширить знания о средствах художественной выразительности;
  • научить изображать простые сюжеты колористическим контрастом;
  • сформировать умение работы с графическими материалами

Развивающие. Развивать:

  • навык смешения красок;
  • умение использовать в своей изобразительной деятельности выразительные возможности художественных материалов (краски);
  • фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук;
  • умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища по заданным критериям;
  • умение по-разному держать кисть; умение изменять направление движения;
  • эмоциональную сферу, художественно-образное, творческое мышление детей, наблюдательность, художественный вкус.
  • развивать технику рисования «по сырому»
  • развивать изобразительные навыки образного представления;
  • колористические навыки работы акварелью;
  • каллиграфическую технику написания.

Воспитательные. Воспитывать:

  • чувства прекрасного в природе через живопись;
  • у учащихся чувство наслаждения от созерцания красоты цвета;
  • аккуратность, самостоятельность;
  • эмоциональную отзывчивость;
  • эстетическое восприятие окружающего мира:
  • интерес к урокам изобразительного искусства;

Здоровьесберегающая:

•        создать условия для сохранения и сбережения здоровья обучающихся на уроке.

Планируемые результаты. Научатся:

Личностные:

  • осознавать значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества;
  • ценить и принимать базовые ценности природы;
  • способности к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся;
  • иметь представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
  • этическим нормам (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия;
  • соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения задания.
  • навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  • применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности

Предметные:

  • приобретут практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  • овладеть художественным (эстетическим) вкусом;
  • овладеть художественным вкусом, воображением, фантазией;
  • самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
  • готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
  • выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
  • применять  освоенные  знания  и  практические  умения; использовать инструменты при рисовании;
  • осуществлять анализ природы;
  • различать «теплые» и «холодные» цвета;
  • смешивать краски; владеть цветовыми сочетаниями;
  • изображать простые сюжеты колористическим контрастом; работать с графическими материалами
  • работать с кистью и акварелью при рисовании;
  • технике «по сырому»

Здоровьесберегающая:

•        создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся на уроке.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

  • формулировать цель деятельности на уроке и учебную проблему;
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • выполнять упражнения для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • работать по плану, составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства, осуществлять контроль точности выполнения операций;
  • определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).

Познавательные УУД:

  • творческому видению с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
  • слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;
  • слушать и слышать учителя и одноклассников совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • выполнять предлагаемые задания индивидуально, в паре, совместной работе

III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • фронтальной, групповой и индивидуальной работы
  • здоровьесберегающие технологии
  • практической деятельности
  • деятельностного мышления
  • частично – поисковой деятельности

Методы:

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, инструктаж.
  • Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений; репродукция картин
  • Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, самостоятельная работа изобразительной деятельности, выполнение практического задания
  • Практические: анализ репродукции картин; выполнение заданий; каллиграфическое написание
  • Логические методы: анализ и обобщение, метод разрешения проблемной ситуации.
  • Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль
  • Методы поощрения: похвала, одобрение

V. Формы работы: фронтальная, индивидуальная

VI. Оборудование:

  • Для учителя –  мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, проигрыватель
  • Для обучающихся – альбом для рисования, акварель, стакан с водой, кисти, салфетки, палитра

VIII. Тип урока: урок – путешествие

ХОД УРОКА

Этап урока

Результаты

Деятельность учителя (вопросы, задания)

Деятельность учащихся (способы)

Организацион-ный момент

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Добрый день, 2-ой класс,

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

Ребята у нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие.

Любите ли вы путешествовать? А что бы вы взяли с собой в путешествие по стране красок?(Слайд 1)

А я бы взяла с собой верного друга и заряд хорошего настроения. Пусть урок принесёт нам радость общения и наполнит сердца добрыми чувствами. Подарите друг другу улыбки.

Готовят рабочее место.

Слушают учителя и отвечают на вопросы

Актуализация имеющихся знаний и опыта

Подготовка к усвоению нового

А путешествие мы начнем с загадки:

Как над речкой, над рекой, появился круг цветной чудо – мостик подвесной, семицветная дуга, красочная …(радуга)

 (Слайд 2)

А давайте вспомним цвета радуги –

буква каждого слова означает первую букву названия цвета:

Каждый-------------красный

Охотник----------оранжевый

Желает------------желтый

Знать--------------зеленый

Где----------------голубой

Сидит-------------синий

Фазан-----------фиолетовый.

 (Слайд 3)

К вам в гости прилетела фея. Она приглашает вас совершить волшебное путешествие на ковре – самолете. Ковер-самолет это вам не автомобиль и здесь нельзя пристегнуть ремни, чтобы не упасть, поэтому предлагаю взяться за руки с соседом по парте. Ну как вы готовы? Тогда летим (закройте глаза)

Мы летим в страну вечной зимы. Сверкающего льда и искрящегося снега. Чувствуете, как стало холодно?

-Внимание! Подлетаем к царству царевны Льдинки. Это ее страна. Откройте глаза. Чтобы войти в замок и увидеть царевну Льдинку, надо угадать какие краски живут в ее царстве. Учитель организует восприятие и анализ иллюстративного материала (на слайдах презентации появляется зрительный ряд, способствующий эмоциональному восприятию цвета, рождению ассоциаций Слайд 4))

Эти краски такие же холодные, как лед и снег, но не белые.

Какие это цвета?

(ответы детей)

Вы справились с заданием и можете увидеть царевну Льдинку. Царевна может творить настоящие чудеса – она может превратить в холодный почти любой цвет, опуская в него синюю льдинку.

Царевна Льдинка предлагает вам игру: Назовите как можно больше предметов, которые в природе бывают синего цвета.

(Ответы детей)

Молодцы! Вы справились с заданием, и царевна награждает вас орденом Синей тучки.

-Внимание, посадка. Возьмитесь за руки. Мы отправляемся в другое царство. Закройте глаза. Летим!

-В этом королевстве царит вечное лето. Вам становится тепло. Чувствуете? Ярко светит солнышко, цветут цветы, порхают бабочки. Подлетаем к замку царевны Огонек. Откройте глаза. Хотите увидеть царевну? Отгадайте, какие краски живут в ее царстве. Найдите теплые краски солнца и огня.

(Ответы детей)

Вы справились с заданием. А вот и сама царевна.

Она тоже умеет творить чудеса и превращать любые цвета в теплые, добавляя немного солнечного желтого в любой цвет. Поиграем с царевной Огонек, назовите как можно больше предметов в природе желтого цвета.

Молодцы! Царевна награждает вас орденом солнца.

Между двумя царевнами существует спор.

Они как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным.

–Как вы думаете, почему? Как можно получить зелёный цвет? (Ответ детей)

–Правильно, ведь он состоит из тёплого – жёлтого и холодного синего цветов. Если в зелёном окажется больше синей льдинки, он станет холоднее, но если Огонек постарается и в синий опустит жёлтый луч – зелёный станет тепле

Слушают учителя

Усваивают информацию, отвечают на вопросы,

Рассуждают, высказывают свою точку зрения,

Постановка цели урока. Определение темы. Планирование

Выход на тему, выдвижение гипотез, определение цели урока и составление плана деятельности на уроке

Догадались о теме нашего урока

(формулирование темы учениками)

Да наша тема

«Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного» (Слайд 5)

Формулируют тему урока,

Изучение нового материала

Выделение существенных признаков нового знания (правила, явления, способа действия, вычислительного приема, вида задачи…).

Построение нового способа действия.

У тёплых и холодных цветов разное настроение. – Радостное и весёлое настроение, передают какие цвета? (Тёплые) – А фантастическое, загадочное? (Холодные)

Посмотрите на картину Ивана Айвазовского «Черное море». Какое настроение она у вас вызвала? (Слайд 6) (Тревогу, грусть, печаль)

-Почему эта картина создает такое настроение? (Использованы мрачные, темные краски)

-А теперь посмотрим на картину Ван Гога «Красные виноградники» (Слайд 7)

 Какие чувства она у вас вызывает? (Торжество, радость, тепло)

-Какие краски помогают нам это почувствовать? (Красные, желтые, оранжевые)

-Почему у этих картин разное настроение? (Использованы разные цвета)

Говоря про теплые и холодные цвета, нельзя обойти молчанием ассоциации и дополнительные смыслы, связанные с ними. Вы наверняка слышали не раз, что теплые цвета приближают, а холодные – отдаляют? Этот эффект художники с успехом используют для передачи трехмерных форм. Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче. Теплый становится еще теплее, а холодный – еще холоднее. Используя контраст теплого и холодного – можно выделить в рисунке главное.

Посмотрите на слайды

(Слайд 8-12) (репродукции: И. Шишкин «Перед грозой», «Лес зимой», И. Левитан «Золотая осень», Н. Ромадин «Цветущий бугор», «Розовый вечер»)

Когда художник пишет картину, он использует набор цветов, и этот набор

называется цветовая гамма. Цветовая гамма – это ряд гармонично сочетающихся оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений.

Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче.

А  вспомните сказку «Конёк-горбунок» и представьте перо Жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась.

 (стихи «Жар-птица») (Слайд 13)

А сейчас нам прочитает стих Даша про эту чудесную птицу а вы послушайте

(чтение стихотворение учащейся)

Птица чудная она.

Вся из пламени-огня.

Крылья плавно поднимает,

Хвост как веер распускает,

Глазки яхонтом горят –

Удивительный наряд.

Побеждает темень, мрак.

Туче чёрной – первый враг.

А перо той дивной птицы

Вмиг желание исполнит,

Людям счастье принесёт

А теперь представьте пылающее перо, сияющего оттенками жёлто-оранжевого и красно-оранжевого цветов. И вы сможете понять как яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера усиливается, если расположить его на фоне холодного неба, т.е. в окружении фиолетовых, синих, голубых.

Смотрят картины. Отвечают на вопросы

Рассуждают, выдвигают предположения, высказывают свою точку зрения

Физминутка

Если б все на свете было

Одинакового цвета, (Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (Наклоны головы вперед – назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным… (Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах)

Выполняют задание

Первичная проверка материала

Составление алгоритма действия по новому правилу

Давайте поэкспериментируем.

На краю парты лежат листы. Возьмите их перед собой.

 Возьмите кисточку и проведите по листу бумаги по середине бумаги снизу вверх желтой краской линию, помойте кисточку. Теперь

 Сверху желтой проведите полоску зеленого цвета, а снизу добавьте каплю синего цвета. Получилось два новых цвета, оттенков зеленого. Определите, какой оттенок «теплый», а какой«холодный».

Зеленый цвет занимает особые положения среди цветов. Он находится на границе двух групп, и поэтому все зависит от того, какого цвета в нем больше и рядом с каким цветом он стоит. Если в нем больше желтого, то зеленый цвет – «теплый», если синего, то – «холодный». Синий «холоднее» голубого, фиолетовый «теплее» синего, красный «теплее» зеленого, а зеленый – синего. Теплые и холодные качества, как видите, относительные.

Но есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый – самый «теплый» цвет, а самый «холодный» цвет – синий. Не случайно они находятся в спектре друг против друга

Усваивают информацию, правила

Применяют правило, алгоритм действия.

Взаимооценку

Закрепление материала

Составление алгоритма действий по новому правилу (знанию)

Представьте перо Жар-птицы, которое осталось в руках у Ивана, когда она вырвалась. (Учащиеся представляют пылающее перо, сияющее оттенками желто-оранжевого и красно-оранжевого цветов)

-Яркость теплых цветов волшебного пера усилятся, если расположить его на фоне холодного неба.

-Холодные цвета также обретут еще большую выразительность от того, что будут находиться около тёплых. Холодное небо с оттенками синих, голубых и фиолетовых словно зажигает теплое пятно.

-Сегодня вы попробуете передать борьбу теплых и холодных цветов в своем рисунке, изображая перо Жар-птицы. Используйте свои знания, которые получили на уроке. В конце урока мы сделаем выставку ваших работ, посмотрим какие цвета вы использовали, какой рисунок получился у вас.

И  оценим по следующим критериям: (Слайд 14)

1)красота (эстетичность);

2)использование цветов по группам: холодные или теплые (умение различать и дефференцированно использовать эти цвета);

4)использование разных по теплоте зеленых оттенков

3)владение материалом (акварелью);

4)аккуратность;

Усваивают информацию, правила

Применяют правило, алгоритм действия.

Самооценка

Оценка выполнения задания

Самооценка и оценка работы

Просмотр, анализ выполненных работ, отбор лучших.

Молодцы, нарисовали, а теперь давайте сделаем выставку   и обсуждение работ.

(Выставление оценок, при этом учитывается самооценка учащихся. Если учитель не согласен, объясняет и анализирует, почему)

Высказывают свое мнение.

Взаимооценка

Рефлексия.

Самоанализ по обобщению знаний и качества сформированных умений учащегося

Понравилось вам сегодня работать? Что нового вы узнали? Что такое цветовая гамма? – Какие цвета называют холодными? Какие теплыми?

Для чего в работе нужно использовать эти цвета? (Чтобы передавать разное настроение, дополнять один цвет другим, делать работу выразительной)

Легко ли вам было рисовать море?

- В чем испытали затруднения?

Понравился ли вам урок?

У вас на партах лежат полосочки разноцветной бумаги. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению.  В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.  (слайд 15)

Анализируют свою деятельность, возникшие трудности. Ранжируют свое эмоциональное состояние на уроке.

Итог урока

Выводы по уроку, уборка рабочих мест

Домашнее задание: подумать, где в природе еще встречается «борьба» теплых и холодных красок, в каких состояниях природы, времен года преобладают «холодные» или «теплые» цвета. (слайд 16)

Слушают учителя и убирают свое рабочее место



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.

Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Разработана учителем изобразительного искусства Морозовой .В. А....

Конспект урока языка хинди в 5 классе. Тема: "Цвета".

Конспект урока языка хинди.Класс/возраст учащихся:  5 класс, 11-12 летТема урока: Цвета. Семантика цвета в одежде....

Конспект урока по английскому языку по теме "Виды цветов"

Конспект урока по теме "Виды цветов" для учащихся 6 классов с использованием Смарт-доски....

План-конспект урока по предмету "Композиция" на тему "Какого цвета весна?"

Предмет:  КомпозицияИзучаемая тема: Тематическое рисование Тема урока: Какого цвета весна?Вид урока: Рисование по воображениюЦель урока: Нарисовать сюжет на весеннюю тему.Класс: 2 класс (учащиеся...

План-конспект урока . Защита проекта"Сделать город ярче - укрась цветами"

Арт-группа Рассказовского представительства Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина предложила нам принять участие во Всеросийском арт-проекте "Сделай город ярче--укрась цветами!" ...

Конспект урока в 3 классе по теме "Какого цвета..?"

Конспект урока обобщения и систематизации материала по изученной теме "Цвета" в 3 классе. В приложении интерактивные задания, песня и упражнения для работы в тетрадях....

Конспект урока по изобразительному искусству.Тема урока: «Тёплые и холодные цвета», перо жар птицы (гуашь), 2 класс

   Конспект урока изоискусстваТема урока: «Тёплые и холодные цвета», перо жар птицы (гуашь).Цели деятельности учителя:- научить различать теплые и холодные цвета-учить сме...