Мастер-класс. Фестиваль "Открой себя"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Якимова Елена Николаевна

"Граттаж" на уроке ИЗО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Якимова Е. Н.

(МБОУ «Средняя школа №1»

 город Велиж)

Тема мастер – класса:  

«Техника «граттаж»

на уроках ИЗО».

Мастер – класс рассчитан для учителей начальной школы, родителей и детей старшего  возраста.

Цель: познакомить с техникой «гратттаж».

Задачи:

-развивать творческие способности школьников, художественный вкус, чувство композиции,

- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

- воспитывать желание узнавать новое;

- научить выполнять работы в данной технике.

Структура мастер-класса:

  1. Теоретическая часть: вступительное слово по теме:«Техника «граттаж» на уроках ИЗО».
  2. Практическая часть: выполнение работы в данной технике.

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки – маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

(отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой).

Граттаж – техника занимательная и необычная.

Техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей

С первого взгляда простая техника таит огромный обучающий потенциал – она знакомит ребенка с основами композиции, дает представление о физических свойствах веществ (краски, воск, тушь), развивает воображение и мелкую моторику рук, комплексно воздействует на ребенка, способствуя  его развитию.

Что такое граттаж

Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография или граттография.

Граттаж – это древняя техника нанесения рисунка методом выцарапывания. Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Это довольно распространенный профессиональный способ создания художественных графических композиций. Он позволяет добиться четких штрихов и с минимальными усилиями создать эффектный образ.

Пик популярности граттажа пришелся на начало XX века, когда в России активно практиковали технику граттографии для реализации фантастических и экспрессивных произведений. Особой популярностью пользовались работы М. В.Добужинского.  Для процарапывания изображений и штрихов можно использовать любой острый предмет подходящего диаметра. Традиционно для этого применяют гусиные перья,  деревянные палочки. Когда острый предмет процарапывает слой туши, на черном фоне появляется штрих, цвет которого соответствует цвету восковой подложки. Здесь уже могут быть различные вариации, например, для создания черно-белого изображения достаточно просто покрыть белый лист воском и тушью.

 А чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку нужно сделать из нескольких цветов.

Неслучайно, что граттаж стал таким популярным в начале XX века – в то время ценились лаконичность, неординарность и простота, которые, тем не менее, помогали выразить глубину мысли или призыва. Даже сегодня граттаж остается в своем роде уникальной техникой, которую активно внедряют в программы по дошкольному и школьному развитию, что дает позитивные результаты.

Интересный факт: прародителем техники можно считать наскальные рисунки и технику декорирования посуды греческими мастерами.

Специфика техники

Материалы и инструменты, необходимые для выполнения рисунка в технике «граттаж»

  • Плотная бумага, картон.
  • Восковые мелки, цветные карандаши, акварельные или гуашевые краски.
  • Черная тушь или гуашь (может быть и любой другой цвет).
  • Парафиновая свеча.
  • Плоская кисть с мягким ворсом.
  • Жидкое мыло или шампунь.
  • Гусиное перо, деревянная шпажка (зубочистка), спица, ручка без чернил.

Прежде чем приступать к рисунку « граттаж», следует изучить особенности нанесения каждого из слоев.

  1. Нанести на плотную бумагу красочный слой (для этого подойдут: восковые мелки, цветные карандаши, акварельные или гуашевые краски)

Если хотите нарисовать осенний пейзаж-возьмите красные и желтые тона,

подводный мир- синие и фиолетовые и т. д.

  1. Разноцветную  или однотонную поверхность равномерно  покрыть парафиновой свечой.
  2. Закрасить всю поверхность черной тушью или гуашью (в гуашь, тушь капнуть каплю жидкого мыла или шампуня).

Для нанесения краски используйте широкую кисть с мягким ворсом (чтобы не повредить восковую прослойку)

  1. Процарапайте рисунок (зубочистка, крючок для вязания,  игла).

Можно использовать различные приёмы: точки, штрихи, перекрёстные штрихи и т. д.

Главное - подобрать правильно картинку: для  младших школьников – простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно,  чтобы картинка была перед глазами.

Искусство техники ограничивается только фантазией, строгих правил не существует.

Демонстрация работ учащихся.

Практическая часть.

Раздаётся затонированная бумага, шаблоны кленового листка,  деревянные палочки (зубочистки) для выполнения рисунка в технике «граттаж».

 Ресурсы

 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%F2%F2%E0%E6

2. http://allencyclopedia.ru/23907

 3. http://www.raruss.ru/excellent/2714-dobuzjinsky-white-nights.html

4. http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/izobrazitelnoe-iskustvo/tehnika-gratazh-master-klas.html

5. http://stranamasterov.ru/node/188882

 6. http://worldhobbies.ru/idei-rukodelija/realistichnyiy-grattazh-kristinyi-penesku


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Раскрой в себе художника"

Мастер – класс«Раскрой в себе художника» Мастер – класс предназначен для учителей младшей школы, применяющих на занятиях изобразительной деятельности информационно коммуникационные технологии. Ма...

Мастер-класс для родителей "Подарок себе, любимой"

Мастер-класс для мам проводится накануне праздника 8 марта. Основная цель мастер-класса представить родителям детей с нарушениями способы изучения себя и своего психофизического состояния....

мастер-класс "Познай себя"

dash; создание благоприятной атмосферы для работы в группе;– знакомство участников друг с другом;– освоение активного стиля общения;– самопознание и самораскрытие участников тренин...

ОДНКНР Мастер-класс "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Доведение до сознания детей, что семья- самое дорогое, что есть у человека,раскрыть понятие "семья", выявить ее особенности, воспитывать уважение к членам семьи....

ОДНКНР презентация к мастер-классу "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

формирование представление о семье, воспитывать уважение к членам семьи....

Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)

Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)...

Мастер-класс "Открой в себе поэта!"

Многие ребята пытаются писать стихотворения, создают очень  яркие образы, но результатом своей работы остаются  не довольны: стих «не звучит». Им не хватает теоретических знаний ...