Мастер-класс "Открой в себе поэта!"
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7 класс)
Многие ребята пытаются писать стихотворения, создают очень яркие образы, но результатом своей работы остаются не довольны: стих «не звучит». Им не хватает теоретических знаний по стихосложению (рифма, ритм, стопа, размер)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_otkroy_v_sebe_poeta_.docx | 29.53 КБ |
prezentatsiya._master-klass_otkroy_v_sebe_poeta_1.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Название методической идеи | Мастер- класс |
Кому предназначена идея (обучающиеся с указанием класса, педагоги, родители) | Для обучающихся 5-6-х классов |
Описание проблемы, на решение, которой направлена идея | Многие ребята пытаются писать стихотворения, создают очень яркие образы, но результатом своей работы остаются не довольны: стих «не звучит». Им не хватает теоретических знаний по стихосложению (рифма, ритм, стопа, размер) |
Когда ее можно реализовать (на уроке, после урока, вне урока) | На уроке литературы, родной литературы, на занятиях творческого объединения |
Как будет реализована идея (пошаговая стратегия реализации, пример реализации в практике работы | - организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса, целеполагание); - демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме); - заключительный (подведение итогов, рефлексия). |
Методическая разработка
Мастер- класс «Открой в себе поэта!»
Цель: создание творческой атмосферы, помогающей познакомить обучающихся с принципами стихосложения
Задачи:
- Развивать творческие способности обучающихся;
- Совершенствовать знания, умения, навыки в стихосложении;
- Углубить понятие о стихотворных размерах;
- Остановиться на особенностях стиха: стопа, ритм, рифма, строфа;
- Помочь детям поверить в свои возможности.
Оборудование: презентация, проектор, экран, рабочие листы
Основные этапы мастер - класса:
- организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса);
- демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме);
- заключительный (подведение итогов, рефлексия).
Организационный этап (приветствие, введение в тему мастер - класса)
Добрый день, ребята! Сегодня на занятии нас ждет много нового и интересного! А чтобы у всех все получилось, давайте улыбнемся друг другу и пусть «От улыбки станет всем светлей!».
Итак, прочитайте, пожалуйста отрывок из баллады
Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мед»:
From the bonny bells of heather
They brewed a drink long-syne,
Was sweeter far than honey,
Was stronger far than wine.
They brewed it and they drank it,
And lay in a blessed swound
For days and days together
In their dwellings underground. (слайд 1)
- А теперь давайте переведем на русский язык этот отрывок:
Из прелестных соцветий вереска издревле они варили напиток, который был намного слаще меда и намного крепче вина.
Варили его и пили, дружно погружаясь на целые дни в блаженный сон в темноте своих подземных жилищ.(слайд2)
- А теперь давайте прочтем перевод отрывка из баллады Роберта Льюиса Стивенсона Самуилом Яковлевичем Маршаком
«Вересковый мед»
Из вереска напиток забыт давным-давно.
А был он слаще меда, пьянее, чем вино.
В котлах его варили и пили всей семьей
Малютки-медовары в пещерах под землей.(слайд 3)
-Ребята, почему один и тот же текст в разных переводах звучит по-разному?
-Можете сказать, о чем сегодня мы будем говорить на занятии? (о стихотворениях)
-Кто создает стихотворения? (поэт)
-Вы когда-нибудь пробовали писать стихотворения? (да)
-Хорошо получалось? (нет)
- Хотите научиться писать стихотворения? (да)
-Чью профессию будем сегодня осваивать? (поэта)
-Определите тему занятия (Как стать поэтом!)(слайд 4)
-Итак тема занятия : «Открой в себе поэта!»
- Определите цель нашего занятия.(учиться создавать стихотворения)
Комментарий: сравнение стихотворного и свободного перевода показало обучающимся, что стихотворный текст создается по особым правилам. Организационный этап мастер–класса направлен на погружение в тему. Цель: заинтересованность детей, настрой на работу.
Демонстрационныйэтап (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме)
-Итак, перед нами стихотворный текст:
Из вереска напиток забыт давным-давно.
А был он слаще меда, пьянее, чем вино.
В котлах его варили и пили всей семьей
Малютки-медовары в пещерах под землей.(слайд 5)
- Давайте разберемся, что дает ему стройность, звучность, стихотворность (рифма)
- Что такое рифма? (созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
- Определите, какие слова рифмуются в этом тексте. (давно-вино; семьей-землей).
-Молодцы! А сейчас задание№1, оно обозначено в ваших рабочих листах: давайте к предложенным словам подберем рифму. (дети работают в парах, слова у всех одинаковые)
парта - …(карта)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
соль - …(фасоль)
доска - …(тоска)
Существуют разные виды рифм: парная, перекрестная и кольцевая.
В парной строки рифмуются по принципу ААББ, то есть попарно:
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
В перекрестной рифме созвучные строки расположены через одну, АБАБ:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ну и в кольцевой рифме созвучны первая и последняя строки, а также две средние, то есть АББА:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
-Давайте поделимся на 3 группы и потренируемся определять виды рифм (раздается для каждой группы задание, дети определяют виды рифмы)
Комментарий: отработка в деятельностном режиме, комментарий и обсуждение позволят каждому участнику мастер–класса предложить свои вариант и коллективно выбрать самые интересные, работа в группах позволит принять правильное решение
- Ребята, вернитесь к тексту стихотворения в оригинальном и стихотворном переводе. Только ли рифма создает певучесть и стройность стихотворного текста? (нет) (слайд 6)
-А что еще?
Комментарий: проблемный вопрос ставит обучающихся в позицию поиска ответа, который они пока не знают, но хотят найти
-Не мало важным составляющим построения стихотворения является ритм.
-Как вы понимаете значение этого слова?(чередование, повторение, ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц)
-Давайте послушаем, как создается ритм с помощью шага солдат, когда они маршируют. (слайд 7) - видеоролик
- Солдаты создают ритм с помощью шага, ступая, то одной, то другой ногой на плац. А в стихотворении, кто «шагает»? (ударение)
-Давайте посмотрим еще один видеоролик (слайд 8)
- Что мы слышим? (топот людских ног)
-Почему нет четкости?(бегут в беспорядке)
-На какой из этих видеороликов больше похож стихотворный текст?(солдатский шаг, он создает ритм)
-Что создает ритм в стихотворении? (ударение)
-Но в слове кроме ударных слогов ест безударные, они какую роль играют? (чередуются с ударными и создают стопу. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке, именно она создает ритм)
- Вот мы и подошли к самому основному понятию сегодняшнего занятия -стихотворному размеру — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы.(слайд 9)
-Существует несколько стихотворных размеров, они делятся на двусложные и трёхсложные.
-Сегодня мы познакомимся с двусложным : хорей, где идет чередование сначала ударного, а потом безударного слогов (Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, ви́хри сне́жные крутя́), и ямб, в котором первый безударный слог чередуется со вторым ударным (Моро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный, еще́ ты дре́млешь, дру́г преле́стный).(слайл 10)
Комментарий: проводя аналогию между ритмом, созданным солдатским шагом, беспорядочным бегом и строчками стихотворения, дети приходят к выводу, что ритм в стихотворении создает ударение, что основой построения стихотворения является чередование ударных и безударных слогов.
Физминутка (тематическая):
-Каждой группе я дам четверостишье. Ваша задача: показать нам его ритм с помощью ног, рук, окружающих вас предметов. Главное условие: мы должны постараться угадать строчку этого стихотворения.
Комментарий: Участники мастер–класса работают в группах. Каждая группа изображает свой вариант стихотворения. Дети находятся в движении. Обсуждаются ответы команд. Демонстрируется, комментируется и отрабатывается прием «работа в группах над творческим заданием».
1. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
2. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
3. В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
Практическая часть. Создание стихотворения.
А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.
Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения. Не забудьте учитывать размер и количество стоп в строке.
Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
- весна /ясна, греет /веет;
2. нет стужи /лужи, капель/ апрель;
3. окошко / солнышко, лучи /грачи;
Комментарий: Участники мастер–класса работают в группах. Каждая группа создает свой вариант стихотворения. По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные.
Заключительный этап (подведение итогов, рефлексия)
Подведем итоги нашего мастер - класса.
-Ребята, в заключение нашей встречи я хочу пожелать вам полета фантазии, красоты образов, прекрасных стихотворных строк. Творите и помните: поэтом может стать каждый, если он этого захочет. Как гласит известный афоризм: «Гениальность-это один процент вдохновения, девяносто девять процентов пота»
-Завершить наше занятие я хотела бы притчей: «Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».
Ребята, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас дерево только оно без листьев, давайте его сейчас оденем. Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии) то прикрепите к дереву зеленый листок. Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную информацию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили), то прикрепите к дереву красный листик. А если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик синего цвета.
Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ.
Комментарий: Подведение итогов мастер - класса структурирует основные результаты совместной деятельности. Эмоциональная рефлексия как последний и обязательный этап – это отражение чувств, ощущений, эмоций на происходящее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи: Цель: создание творческой атмосферы, помогающей познакомить обучающихся с принципами стихосложения . Задачи: 1. Развивать творческие способности обучающихся; 2.Совершенствовать знания, умения, навыки в стихосложении; 3.Углубить понятие о стихотворных размерах; 4.Остановиться на особенностях стиха: стопа, ритм, рифма, строфа; 5.Помочь детям поверить в свои возможности.
Этапы мастер – класса: Приветствие, введение в тему мастер-класса. Организационный № 1. Подведение итогов, рефлексия. Заключительный №3 . Демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме. Демонстрационный №2 . Мои стихи
Организационный этап № 1 .
From the bonny bells of heather They brewed a drink long-syne, Was sweeter far than honey, Was stronger far than wine. They brewed it and they drank it, And lay in a blessed swound For days and days together In their dwellings underground . Отрывок из баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед»
Перевод на русский Из прелестных соцветий вереска издревле они варили напиток, который был намного слаще меда и намного крепче вина. Варили его и пили, дружно погружаясь на целые дни в блаженный сон в темноте своих подземных жилищ .
Перевод на русский Из вереска напиток забыт давным-давно. А был он слаще меда, пьянее, чем вино. В котлах его варили и пили всей семьей Малютки-медовары в пещерах под землей.
Т ема занятия : «Открой в себе поэта!» Авторы: Журавлева Марина Витальевна, Исаева Екатерина Алексеевна .
Демонстрационный этап № 2 .
Рифма Рифма – (от греч. рифмос – стройность) созвучие окончаний стихотворных строк.
Рифма парта - … пенал - … указка - … ручка - … соль - … доска - … К предложенным словам подберите рифму.
Существуют разные виды рифм: В парной строки рифмуются по принципу ААББ, то есть попарно. Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.
Существуют разные виды рифм: В перекрестной рифме созвучные строки расположены через одну, АБАБ. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Существуют разные виды рифм: Ну и в кольцевой рифме созвучны первая и последняя строки, а также две средние, то есть АББА. Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.
From the bonny bells of heather They brewed a drink long-syne, Was sweeter far than honey, Was stronger far than wine. They brewed it and they drank it, And lay in a blessed swound For days and days together In their dwellings underground . Только ли рифма создает певучесть и стройность стихотворного текста? Из вереска напиток забыт давным-давно. А был он слаще меда, пьянее, чем вино. В котлах его варили и пили всей семьей Малютки-медовары в пещерах под землей.
Ритм Ритм – чередование, повторение, ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
Давайте послушаем, как создается ритм с помощью шага солдат, когда они маршируют.
Давайте посмотрим еще один видеоролик.
Стопа Стопа– это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке, именно она создает ритм.
Стихотворный размер Стихотворному размеру – это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.
Существует несколько стихотворных размеров, они делятся на двусложные и трёхсложные. Сегодня мы познакомимся с двусложным! Первый безударный слог чередуется со вторым ударным (Моро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный, еще́ ты дре́млешь, дру́г преле́стный). Чередование сначала ударного, а потом безударного слогов (Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, ви́хри сне́жные крутя́), Ямб Хорей
Физкультминутка Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры. В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью Каланча.
Практическая часть Мои стихи
Буриме Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения. Не забудьте учитывать размер и количество стоп в строке.
Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие? 1. весна /ясна, греет /веет; 2. нет стужи /лужи, капель/ апрель; 3. окошко / солнышко, лучи /грачи;
Заключительный этап Мои стихи №3.
«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма». Подведение итогов. Рефлексия.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские поэты 19 века о Родине, природе и о себе.
Конспект урока по литературе в 5 классе. Используемая технология - развитие критического мышления через чтение и письмо....
Приложение № 2 к уроку Русские поэты 19 века о Родине, природе и о себе
карточка с ключевыми словами...
Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"
Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
Русские поэты 20 века о Родине и о себе. 5 класс
Открытый урок по ФГОС. Технологическая карта. Урок с элементами проектной деятельности....
Урок по литературному краеведению "Открываем для себя поэта" (по творчеству А.М. Казанцева)
Представляю вашему вниманию урок о жизни и творчестве нашего земляка, поэта Анатолия Михайловича Казанцева. Сегодня Анатолия Михайловича с нами нет, этот урок был создан, когда Анатолий Михайлович рад...