Мастер-класс "Открой в себе поэта!"
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7 класс)

Исаева Екатерина Алексеевна

Многие ребята пытаются писать стихотворения, создают очень  яркие образы, но результатом своей работы остаются  не довольны: стих «не звучит». Им не хватает теоретических знаний по стихосложению (рифма, ритм, стопа, размер)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название методической идеи

Мастер- класс  

Кому предназначена идея (обучающиеся с указанием класса, педагоги, родители)

Для обучающихся 5-6-х классов

Описание        проблемы,        на решение, которой направлена идея

Многие ребята пытаются писать стихотворения, создают очень  яркие образы, но результатом своей работы остаются  не довольны: стих «не звучит». Им не хватает теоретических знаний по стихосложению (рифма, ритм, стопа, размер)

Когда ее можно реализовать

(на уроке, после урока, вне урока)

На уроке литературы, родной литературы, на занятиях творческого объединения

Как будет реализована идея (пошаговая стратегия реализации, пример реализации в практике

работы

- организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса, целеполагание);

- демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме);

- заключительный (подведение итогов, рефлексия).

Методическая разработка

Мастер- класс «Открой в себе поэта!»

Цель: создание  творческой атмосферы, помогающей познакомить обучающихся с принципами  стихосложения

Задачи: 

  1. Развивать творческие способности обучающихся;
  2. Совершенствовать знания, умения, навыки в стихосложении;
  3. Углубить понятие о стихотворных размерах;
  4. Остановиться на особенностях стиха: стопа, ритм, рифма, строфа;
  5. Помочь детям поверить в свои возможности.

Оборудование: презентация, проектор, экран, рабочие листы

Основные этапы мастер - класса:

- организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса);

- демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме);

- заключительный (подведение итогов, рефлексия).

Организационный этап (приветствие, введение в тему мастер - класса)

Добрый день, ребята! Сегодня на занятии нас ждет много нового и интересного! А чтобы у всех все получилось, давайте улыбнемся друг другу и пусть «От улыбки станет всем светлей!».

Итак, прочитайте, пожалуйста отрывок из баллады

Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мед»:

From the bonny bells of heather

They brewed a drink long-syne,

Was sweeter far than honey,

Was stronger far than wine.

They brewed it and they drank it,

And lay in a blessed swound

For days and days together 

In their dwellings underground. (слайд 1)

- А теперь давайте переведем на русский язык этот отрывок:

Из прелестных соцветий вереска издревле они варили напиток, который был намного слаще меда и намного крепче вина.

Варили его и пили, дружно погружаясь на целые дни в блаженный сон в темноте своих подземных жилищ.(слайд2)

- А теперь  давайте прочтем перевод отрывка из  баллады Роберта Льюиса Стивенсона Самуилом Яковлевичем Маршаком

 «Вересковый мед»

Из вереска напиток забыт давным-давно.
А был он слаще меда, пьянее, чем вино.

В котлах его варили и пили всей семьей
Малютки-медовары  в пещерах под землей.
(слайд 3)

-Ребята, почему один и тот же  текст в разных переводах звучит по-разному?

-Можете сказать, о чем сегодня мы будем говорить на занятии? (о стихотворениях)

-Кто создает стихотворения? (поэт)

-Вы когда-нибудь пробовали писать стихотворения? (да)

-Хорошо получалось? (нет)

- Хотите научиться писать стихотворения? (да)

-Чью профессию будем сегодня осваивать? (поэта)

-Определите тему занятия (Как стать поэтом!)(слайд 4)

-Итак тема занятия : «Открой в себе поэта!»

- Определите цель нашего занятия.(учиться создавать стихотворения)

Комментарий:  сравнение стихотворного и свободного перевода показало обучающимся, что стихотворный текст создается по особым правилам. Организационный этап мастер–класса направлен на погружение в тему. Цель: заинтересованность детей, настрой на работу.

Демонстрационныйэтап (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме)

-Итак, перед нами стихотворный текст:

Из вереска напиток забыт давным-давно.
А был он слаще меда, пьянее, чем вино.

В котлах его варили и  пили всей семьей
Малютки-медовары  в пещерах под землей.
(слайд 5)

- Давайте разберемся, что дает ему стройность, звучность, стихотворность (рифма)

- Что такое рифма? (созвучие окончаний стихотворных строк.

(от греч. рифмос – стройность)

- Определите, какие слова рифмуются в этом тексте. (давно-вино; семьей-землей).

-Молодцы! А сейчас задание№1, оно обозначено в ваших рабочих листах: давайте к предложенным словам подберем рифму. (дети работают в парах, слова у всех одинаковые)

парта - …(карта)

пенал - … (журнал)

указка - … (сказка)

ручка - … (штучка)

соль - …(фасоль)

доска - …(тоска)

Существуют разные виды рифм: парная, перекрестная и кольцевая.

В парной строки рифмуются по принципу ААББ, то есть попарно:

Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

В перекрестной рифме созвучные строки расположены через одну, АБАБ:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Ну и в кольцевой рифме созвучны первая и последняя строки, а также две средние, то есть АББА:

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

-Давайте поделимся на 3 группы и потренируемся определять виды рифм (раздается для каждой группы задание, дети определяют виды рифмы)

Комментарий:  отработка в деятельностном режиме, комментарий и обсуждение позволят каждому участнику мастер–класса предложить свои вариант и коллективно выбрать самые интересные, работа в группах позволит принять правильное решение

- Ребята, вернитесь к тексту стихотворения в оригинальном и стихотворном переводе. Только ли рифма создает певучесть и стройность стихотворного текста? (нет) (слайд 6)

-А что  еще?

Комментарий: проблемный вопрос ставит обучающихся в позицию поиска ответа, который они пока не знают, но хотят найти

-Не мало важным составляющим построения стихотворения является ритм.

-Как вы понимаете значение этого слова?(чередование, повторение, ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц)

-Давайте послушаем, как создается ритм с помощью шага солдат, когда они маршируют. (слайд 7) - видеоролик

- Солдаты создают ритм с помощью шага, ступая, то одной, то другой ногой на плац. А в стихотворении, кто «шагает»? (ударение)

-Давайте посмотрим еще один видеоролик (слайд 8)

- Что мы слышим? (топот людских ног)

-Почему нет четкости?(бегут в беспорядке)

-На какой из этих видеороликов больше похож стихотворный текст?(солдатский шаг, он создает ритм)

-Что создает ритм в стихотворении? (ударение)

-Но в слове кроме ударных слогов ест безударные, они какую роль играют? (чередуются с ударными и создают стопу. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке, именно она создает ритм)

- Вот мы и подошли к самому основному понятию сегодняшнего занятия -стихотворному размеру — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы.(слайд 9)

-Существует несколько стихотворных размеров, они делятся на двусложные и трёхсложные.

-Сегодня мы познакомимся с двусложным : хорей, где идет чередование сначала ударного, а потом безударного слогов (Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, ви́хри сне́жные крутя́), и ямб, в котором первый безударный слог чередуется со вторым ударным (Моро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный, еще́ ты дре́млешь, дру́г преле́стный).(слайл 10)

Комментарий: проводя аналогию между ритмом, созданным солдатским шагом, беспорядочным бегом и строчками стихотворения, дети приходят к выводу, что ритм в стихотворении создает ударение, что основой построения стихотворения является чередование ударных и безударных слогов.

Физминутка (тематическая):

-Каждой группе я дам четверостишье. Ваша задача: показать нам его ритм с помощью ног, рук, окружающих вас предметов. Главное условие: мы должны постараться угадать строчку этого стихотворения.

Комментарий: Участники мастер–класса работают в группах. Каждая группа изображает свой вариант стихотворения. Дети находятся в движении. Обсуждаются ответы команд.  Демонстрируется, комментируется и отрабатывается прием «работа в группах над творческим заданием».

1. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

2. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

3. В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,

Практическая часть. Создание стихотворения.

А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.

Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения. Не забудьте учитывать размер и количество стоп в строке.

 Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

  1. весна /ясна, греет /веет;

2. нет стужи /лужи, капель/ апрель;

3. окошко / солнышко, лучи /грачи;

Комментарий: Участники мастер–класса работают в группах. Каждая группа создает свой вариант стихотворения. По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные.

Заключительный этап (подведение итогов, рефлексия)

Подведем итоги нашего мастер - класса.

-Ребята, в заключение нашей встречи я хочу пожелать вам полета фантазии, красоты образов, прекрасных стихотворных строк. Творите и помните: поэтом может стать каждый, если он этого захочет. Как гласит известный афоризм: «Гениальность-это один процент вдохновения,  девяносто девять процентов пота»

-Завершить наше занятие я хотела бы притчей: «Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».

Ребята, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас дерево только оно без листьев, давайте его сейчас оденем. Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии) то прикрепите к дереву зеленый листок. Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную информацию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили), то прикрепите к дереву красный листик. А если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик синего цвета.

Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ.

Комментарий: Подведение итогов мастер - класса структурирует основные результаты совместной деятельности. Эмоциональная рефлексия как последний и обязательный этап – это отражение чувств, ощущений, эмоций на происходящее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер- класс Авторы: Журавлева Марина Витальевна, Исаева Екатерина Алексеевна .

Слайд 2

Цели и задачи: Цель: создание творческой атмосферы, помогающей познакомить обучающихся с принципами стихосложения . Задачи: 1. Развивать творческие способности обучающихся; 2.Совершенствовать знания, умения, навыки в стихосложении; 3.Углубить понятие о стихотворных размерах; 4.Остановиться на особенностях стиха: стопа, ритм, рифма, строфа; 5.Помочь детям поверить в свои возможности.

Слайд 3

Этапы мастер – класса: Приветствие, введение в тему мастер-класса. Организационный № 1. Подведение итогов, рефлексия. Заключительный №3 . Демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме. Демонстрационный №2 . Мои стихи

Слайд 4

Организационный этап № 1 .

Слайд 5

From the bonny bells of heather They brewed a drink long-syne, Was sweeter far than honey, Was stronger far than wine. They brewed it and they drank it, And lay in a blessed swound For days and days together In their dwellings underground . Отрывок из баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед»

Слайд 6

Перевод на русский Из прелестных соцветий вереска издревле они варили напиток, который был намного слаще меда и намного крепче вина. Варили его и пили, дружно погружаясь на целые дни в блаженный сон в темноте своих подземных жилищ .

Слайд 7

Перевод на русский Из вереска напиток забыт давным-давно. А был он слаще меда, пьянее, чем вино. В котлах его варили и пили всей семьей Малютки-медовары в пещерах под землей.

Слайд 8

Т ема занятия : «Открой в себе поэта!» Авторы: Журавлева Марина Витальевна, Исаева Екатерина Алексеевна .

Слайд 9

Демонстрационный этап № 2 .

Слайд 10

Рифма Рифма – (от греч. рифмос – стройность) созвучие окончаний стихотворных строк.

Слайд 11

Рифма парта - … пенал - … указка - … ручка - … соль - … доска - … К предложенным словам подберите рифму.

Слайд 12

Существуют разные виды рифм: В парной строки рифмуются по принципу ААББ, то есть попарно. Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Слайд 13

Существуют разные виды рифм: В перекрестной рифме созвучные строки расположены через одну, АБАБ. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Слайд 14

Существуют разные виды рифм: Ну и в кольцевой рифме созвучны первая и последняя строки, а также две средние, то есть АББА. Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

Слайд 15

From the bonny bells of heather They brewed a drink long-syne, Was sweeter far than honey, Was stronger far than wine. They brewed it and they drank it, And lay in a blessed swound For days and days together In their dwellings underground . Только ли рифма создает певучесть и стройность стихотворного текста? Из вереска напиток забыт давным-давно. А был он слаще меда, пьянее, чем вино. В котлах его варили и пили всей семьей Малютки-медовары в пещерах под землей.

Слайд 16

Ритм Ритм – чередование, повторение, ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

Слайд 17

Давайте послушаем, как создается ритм с помощью шага солдат, когда они маршируют.

Слайд 18

Давайте посмотрим еще один видеоролик.

Слайд 19

Стопа Стопа– это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке, именно она создает ритм.

Слайд 20

Стихотворный размер Стихотворному размеру – это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.

Слайд 21

Существует несколько стихотворных размеров, они делятся на двусложные и трёхсложные. Сегодня мы познакомимся с двусложным! Первый безударный слог чередуется со вторым ударным (Моро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный, еще́ ты дре́млешь, дру́г преле́стный). Чередование сначала ударного, а потом безударного слогов (Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, ви́хри сне́жные крутя́), Ямб Хорей

Слайд 22

Физкультминутка Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры. В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью Каланча.

Слайд 23

Практическая часть Мои стихи

Слайд 24

Буриме Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения. Не забудьте учитывать размер и количество стоп в строке.

Слайд 25

Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие? 1. весна /ясна, греет /веет; 2. нет стужи /лужи, капель/ апрель; 3. окошко / солнышко, лучи /грачи;

Слайд 26

Заключительный этап Мои стихи №3.

Слайд 27

«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма». Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские поэты 19 века о Родине, природе и о себе.

Конспект урока по литературе в 5 классе. Используемая технология - развитие критического мышления через чтение и письмо....

Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Русские поэты 20 века о Родине и о себе. 5 класс

Открытый урок по ФГОС. Технологическая карта. Урок с элементами проектной деятельности....

Урок по литературному краеведению "Открываем для себя поэта" (по творчеству А.М. Казанцева)

Представляю вашему вниманию урок о жизни и творчестве нашего земляка, поэта Анатолия Михайловича Казанцева. Сегодня Анатолия Михайловича с нами нет, этот урок был создан, когда Анатолий Михайлович рад...