Урок композиция орнамента
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Иванова Расина Александровна

Урока «Композиция орнамента»

Технологическая карта урока

(1 урок)

Предмет: Изобразительное искусство

7 класс

Автор УМК:   Иванова Расина Александровна

Тип урока 

        Урок усвоение новых знаний

Технология построения урока

Развивающая, проблемно–диагностическая, с выполнением творческого задания

Тема урока

«Композиция орнамента»

Цель урока

Ознакомить обучающихся с историей возникновения орнамента, техникой выполнения, некоторыми способами построения орнамента и выполнить орнаментальный эскиз.

Планируемые результаты УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

– развитие индивидуальных творческих способностей;

– формирование стремления к самостоятельному изучению темы;

– развитие стремления к самостоятельной работе;

– осуществление творческих возможностей в предметно–практической деятельности ППД.

Познавательные:

– проводить сопоставление;

– развивать интерес к декоративно–прикладному творчеству;

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих задач;

– поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Регулятивные:

– определять и формулировать цель работы на уроке;

– формулировать и анализировать учебные задачи;

– преобразовать познавательную деятельность в практическую;

– умение исправлять ошибки, на основе полученных рекомендациях;

– оценка и самооценка.

Коммуникативные:

– диалог;

– уметь достаточно четко выражать свои мысли;

– уметь формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

Знания:

– история возникновения орнамента;

– виды орнаментальной композиции; 

– технология построения орнаментальных композиций;

– материалы;

– краски;

– приспособления

Умения:

– выполнить эскиз карандашом для росписи.

Основные термины, понятия

Орнамент, декоративная композиция, композиция ленточных орнаментов (бордюр)

Дидактические средства

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд: ИКТ – презентация, проектор, слайды, экран, картинки, эскизы на бумаге;

Оборудование для обучающихся:

тетрадь, ручка, альбом, карандаш, ластик.

Зрительный ряд

Презентация, слайды, наглядное пособие, картинки, иллюстрации с орнаментом, готовые образцы росписи на ткани.

Ресурсы

Электронная презентация «Виды орнаментальных композиций», в PowerPoint, Учебник Неменский Б.М. "Изобразительное искусство и художественный труд", 1–9 класс,2008 год; учебное пособие для вузов Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция»

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная

Методы обучения

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

     

Структура урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

1.

Организационный.

1.Выявить уровень подготовки обучающихся к уроку.

2. Настроить детей на восприятие нового материала.

1. Приветствие обучающихся.

2. Проверка явки на урок.

3. Проверка готовности к уроку.

4.Организация внимания.

 

1. Проверяют готовность к уроку.

2. Дежурный называет отсутствующих в классе

3. Слушают учителя.

 

Личностные УУД:

– сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

Коммуникативные УУД:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний.

1. Настроить мыслительные процессы, необходимые для готовности обучающихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.

1.Вступительное слово, введение нового материала.

2.Мобилизующий вопрос к обучающимся.

3. Показываю слайды готовых работ художников.

4. Делаю вывод.

1. Слушают, участвуют в формулировании цели.

2. Вспоминают, размышляют, высказывают свои предположения, рассуждают об орнаментах.

3. Внимательно рассматривают предложенный материал.

Личностные УУД:

– концентрация внимания.

Познавательные УУД:

– дать свое толкование о росписи.

Коммуникативные УУД:

– определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

– высказывать свои предположения.

3.

«Открытие нового знания» (изучение новой темы).

1.Сформулировать тему и учебную задачу урока.

2. Готовность к восприятию новых знаний.

3. Подготовить обучающихся к выполнению практического задания.

 

1. Создание проблемной ситуации, беседа с использованием ЭОР.

2. Демонстрация презентации и сообщаю тему урока.

3. Ввожу небольшой экскурс в историю возникновения орнамента, технологию росписи, красителях и инструментах.

4. Постановка художественной задачи.

5.Демонстрация образцов готовой росписи и видов орнамента.

1. Принимают цель, определяют учебную задачу на урок.

2. Слушают, записывают тему урока и нужную информацию.

3. Рассматривают образцы и изучают иллюстрации с видами орнамента.

Выбирают для себя понравившийся орнамент.

4. Участвуют в беседе, Задают вопросы.

Познавательные УУД:

– извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного.

– самостоятельное выделение в тексте необходимой информации;

– построение логической цепочки рассуждений

Личностные УУД:

– знание культуры своего народа своего края, основ культурного наследия разных народов мира.

Коммуникативные УУД:

– эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.

Регулятивные УУД:

– принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

– осуществляют самоконтроль.

4.

Закрепление (включение нового знания в систему знаний).

1. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

2. Обнаружить недочеты в освоении материала, провести исправление.

1. Предлагаю выполнить карандашные эскизы для росписи.

2. Провожу контроль

за выполнением задания.

1. Выполняют эскиз на бумаге карандашом, отталкиваясь от понравившегося орнамента.

2. Оценивают результат.

Личностные УУД:

– проводят работу над эскизами

Коммуникативные УУД:

– учатся формулировать собственное мнение и позицию;

– организовывать учебное взаимодействие в классе

Регулятивные УУД:

–оценка деятельности класса, самооценка.

5.

Рефлексия и оценивание.

1. Проверка правильность выполнения поставленной задачи.

2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных обучающихся.

1.Подвести итог занятия вместе с обучающимися.

2. Обсуждение новых знаний и умений.

3. Выделение наиболее лучших результатов.

1. Подводят итог своей учебной деятельности и оценивают результат.

3. Убирают рабочее место.

 

Коммуникативные УУД:

– точно и полно выражают свои мысли.

– строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД:

– умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

6.

Домашнее задание.

1. Закрепление полученных знаний

2.Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дается домашнее задание.

1. Слушают, записывают домашнее задание.

2. Задают, возникающие вопросы.

Коммуникативные УУД:

– участвуют в обсуждении домашнего задания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Композиция орнамента»

Технологическая карта урока

(1 урок)

Предмет: Изобразительное искусство

7 класс

Автор УМК:   Иванова Расина Александровна

Тип урока

Урок усвоение новых знаний

Технология построения урока

Развивающая, проблемно–диагностическая, с выполнением творческого задания

Тема урока

«Композиция орнамента»

Цель урока

Ознакомить обучающихся с историей возникновения орнамента, техникой выполнения, некоторыми способами построения орнамента и выполнить орнаментальный эскиз.

Планируемые результаты УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

развитие индивидуальных творческих способностей;

 формирование стремления к самостоятельному изучению темы;

 развитие стремления к самостоятельной работе;

 осуществление творческих возможностей в предметнопрактической деятельности ППД.

Познавательные: 

 проводить сопоставление;

– развивать интерес к декоративно–прикладному творчеству;

 самостоятельная организация и выполнение различных творческих задач;

 поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Регулятивные:

– определять и формулировать цель работы на уроке;

– формулировать и анализировать учебные задачи;

– преобразовать познавательную деятельность в практическую;

 умение исправлять ошибки, на основе полученных рекомендациях;

 оценка и самооценка.

Коммуникативные: 

 диалог;

уметь достаточно четко выражать свои мысли;

 уметь формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

Знания: 

 история возникновения орнамента;

 виды орнаментальной композиции; 

 технология построения орнаментальных композиций;

 материалы;

 краски;

 приспособления

Умения: 

 выполнить эскиз карандашом для росписи.

Основные термины, понятия

Орнамент, декоративная композиция, композиция ленточных орнаментов (бордюр)

Дидактические средства

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд: ИКТ – презентация, проектор, слайды, экран, картинки, эскизы на бумаге;

Оборудование для обучающихся:

тетрадь, ручка, альбом, карандаш, ластик.

Зрительный ряд

Презентация, слайды, наглядное пособие, картинки, иллюстрации с орнаментом, готовые образцы росписи на ткани.

Ресурсы

Электронная презентация «Виды орнаментальных композиций», в PowerPoint, Учебник Неменский Б.М. "Изобразительное искусство и художественный труд", 19 класс,2008 год; учебное пособие для вузов Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция»

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная

Методы обучения

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Структура урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

1.

Организационный.

1.Выявить уровень подготовки обучающихся к уроку.

2. Настроить детей на восприятие нового материала.

1. Приветствие обучающихся.

2. Проверка явки на урок.

3. Проверка готовности к уроку.

4.Организация внимания.

1. Проверяют готовность к уроку.

2. Дежурный называет отсутствующих в классе

3. Слушают учителя.

Личностные УУД: 

сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

Коммуникативные УУД: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний.

1. Настроить мыслительные процессы, необходимые для готовности обучающихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.

1.Вступительное слово, введение нового материала.

2.Мобилизующий вопрос к обучающимся.

3. Показываю слайды готовых работ художников.

4. Делаю вывод.

1. Слушают, участвуют в формулировании цели.

2. Вспоминают, размышляют, высказывают свои предположения, рассуждают об орнаментах.

3. Внимательно рассматривают предложенный материал.

Личностные УУД:

– концентрация внимания.

Познавательные УУД:

– дать свое толкование о росписи.

Коммуникативные УУД: 

– определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

высказывать свои предположения.

3.

«Открытие нового знания» (изучение новой темы).

1.Сформулировать тему и учебную задачу урока.

2. Готовность к восприятию новых знаний.

3. Подготовить обучающихся к выполнению практического задания.

1. Создание проблемной ситуации, беседа с использованием ЭОР.

2. Демонстрация презентации и сообщаю тему урока.

3. Ввожу небольшой экскурс в историю возникновения орнамента, технологию росписи, красителях и инструментах.

4. Постановка художественной задачи.

5.Демонстрация образцов готовой росписи и видов орнамента.

1. Принимают цель, определяют учебную задачу на урок.

2. Слушают, записывают тему урока и нужную информацию.

3. Рассматривают образцы и изучают иллюстрации с видами орнамента.

Выбирают для себя понравившийся орнамент.

4. Участвуют в беседе, Задают вопросы.

Познавательные УУД:

– извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного.

– самостоятельное выделение в тексте необходимой информации;

– построение логической цепочки рассуждений

Личностные УУД: 

– знание культуры своего народа своего края, основ культурного наследия разных народов мира.

Коммуникативные УУД:

– эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.

Регулятивные УУД:

– принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

– осуществляют самоконтроль.

4.

Закрепление (включение нового знания в систему знаний).

1. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

2. Обнаружить недочеты в освоении материала, провести исправление.

1. Предлагаю выполнить карандашные эскизы для росписи.

2. Провожу контроль

за выполнением задания.

1. Выполняют эскиз на бумаге карандашом, отталкиваясь от понравившегося орнамента.

2. Оценивают результат.

Личностные УУД:

– проводят работу над эскизами

Коммуникативные УУД:

– учатся формулировать собственное мнение и позицию;

– организовывать учебное взаимодействие в классе

Регулятивные УУД:

–оценка деятельности класса, самооценка.

5.

Рефлексия и оценивание.

1. Проверка правильность выполнения поставленной задачи.

2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных обучающихся.

1.Подвести итог занятия вместе с обучающимися.

2. Обсуждение новых знаний и умений.

3. Выделение наиболее лучших результатов.

1. Подводят итог своей учебной деятельности и оценивают результат.

3. Убирают рабочее место.

Коммуникативные УУД:

точно и полно выражают свои мысли.

– строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД:

– умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

6.

Домашнее задание.

1. Закрепление полученных знаний

2.Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дается домашнее задание.

1. Слушают, записывают домашнее задание.

2. Задают, возникающие вопросы.

Коммуникативные УУД:

– участвуют в обсуждении домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - композиция по роману Л.Н.Толстого ( «Анна Каренина»).

Урок - композиция по роману  Л.Н.Толстого ( «Анна Каренина»).Представлен материал, который  можно использовать в своей работе на уроке и во внеклассной работе....

Открытый урок "Проектирование орнамента"

Предлагаю Вашему вниманию разработку открытого урока. Практическая часть урока выполняется в графическом редакторе Paint....

Беседа к программе "Макраме" "Композиция. Орнамент."

В тексте беседы содержатся основные сведения и советы по созданию орнамента и вводится понятие композиции....

Открытый урок "Бурятский орнамент"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баргузинский дом детского творчества»с. Баргузин План-конспект открытого урока по декоративно – прикладному и...

Открытый урок "Вышивка орнамента «Зег» «тамбурным швом»

Открытый урок "Вышивка орнамента «Зег» «тамбурным швом»  с применением национально-регионального компонента....

Конспект урока «Расшифровка орнамента. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента». 4 класс

Урок помогает по новому увидеть традиционное народное искусство,  способствует знакомству со смысловым обозначением элементов орнамента ( на примере мезенской росписи).  Предмет: изобразите...

Открытый урок: «Красота орнамента»

День метопредметного осознания по теме "Красота"...