Доклад Наброски и зарисовки фигуры человека
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Лялина Елена Геннадьевна

Грамотное изображение фигуры человека является важным аспектом в обучении академическому рисунку, живописи, скульптуры и композиции на художественном отделении ДШИ.

В докладе даны методические рекомендации по обучению наброскам и зарисовках фигуры человека как с натуры, так и по представлению. Главную роль средства выражения в набросках и зарисовках отведена — линии и контура. Также  раскрыта тема значения наброска по памяти, который позволяет овладевать замечательной способностью запечатлевать быстропроходящие явления, положения, которые могут не повторяться - это важные и необходимые качества для профессионального становления будущих художников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №8 г. Сергиев Посад»

Доклад

НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Преподаватель МБУ ДО ДШИ №8 г. Сергиев Посад

 Лялина Елена Геннадьевна

Сергиев Посад

2020 г.

НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

     Длительный рисунок является основной формой обучения рисунку фигуры человека. Он вырабатывает умение видеть и анализировать сложную форму человеческого тела, вырабатывает чувство пропорциональных и тональных соотношений, умение подчинять детали целому. Однако, выполняя много часовой рисунок, учащиеся порой теряют свежесть восприятия, а подробное изучение и моделировка формы у недостаточно опытного рисовальщика подменяется бездумным срисовыванием модели.

     Чтобы избавиться от этих недостатков, развить остроту зрения и умение выявить и зафиксировать на бумаге главное в пластике фигуры живого человека, необходимы краткосрочные рисунки с натуры и по памяти.

     На набросок или зарисовку фигуры человека отводится от 15 до 30 минут. Поэтому от ребёнка, выполняющего рисунок в короткий срок, требуется умение лаконичными, ограниченными средствами и обобщённой трактовкой передать самое существенное и характерное в изображаемой модели – остроту движения и основные пропорции.

     Владение наброском помимо вспомогательной роли в учебном рисунке приобретает самостоятельное значение и бывает совершенно необходимо для профессионального становления будущего художника..

     Быстро и ясно выполненные наброски и зарисовки в производственных условиях часто оказываются предпочтительнее законченного рисунка, так как дают наглядное представление о конструкции и творческом замысле. Часто наброски служат вспомогательным материалом для дальнейшей работы над композицией и «освещением» замысла в материале.

     Исходя из значения и важности наброска как эффективного средства познания окружающего мира, целесообразно в процессе обучения рисунку регулярно выполнять наброски фигуры человека с натуры и по памяти на уроке и самостоятельно.

     Обращаясь к рисункам больших мастеров, не стремитесь копировать их, а попытайтесь понять, как тот или иной художник решал стоявшую перед ним задачу, как он использовал возможности кратковременного рисунка.

     Изучение рисунков мастеров даёт вдохновляющие примеры разнообразных путей и возможностей подхода к натуре, виртуозной техники использованных средств выражения, создающих запоминающийся зрительный образ.

     На первых порах обучения наброску чаще всего пользуются обычными графитными карандашами с мягкими стержнями. Затем, по мере приобретения некоторого опыта, используют и другие графические материалы. Такие как, прессованный уголь, карандаш «Ретушь», сангину, соус, цветные карандаши и тушь (для рисунков металлическим пером, натуральным пером и другими материалами).

     В набросках должны отразиться знание и опыт, приобретённые в изучении натуры: конструкция, пластическая анатомия, перспектива, пропорции, характер движения. Поверхностные, не подкреплены знаниями наброски, не принесут начинающему художнику никакой пользы.

     Перед учениками, выполняющим наброски, стоят общие задачи: воспитывать и развивать у себя способность к наблюдению, глазомер, способность подмечать в натуре главное и характерное.

     Каждый раз, приступая к наброску, следует ставить перед собой и определённые конкретные задачи. Например, выполняя вспомогательный набросок для уточнения движения фигуры натурщика, можно ограничиться наброском-схемой. Такие наброски помогают понять направление движения крупных форм, положение грудной клетки по отношению к тазу, центра тяжести на опорную ногу, поддерживающую равновесие, изгиб позвоночного столба, основные пропорции.

     При выполнении набросков и зарисовок нельзя забывать о композиции, размещении изображении на листе бумаги. Для большей выразительности пластики фигуры её следует закомпоновать в лист достаточно крупно. На масштабном наброске легче определять движение фигуры и её пропорции на глаз.

     По мере накопления опыта время, отводимое на наброски с  модели, можно постепенно сокращать от 15 до 10 и даже 5 минут. В дальнейшем желательно разнообразить характер модели, выполняя наброски с контрастных по внешним данным фигур – мужчин и женщин разного возраста и типов сложения.

     Ставя перед собой задачу, передать первое впечатление от натуры лаконичными  изобразительными средствами, следует не пасовать в случае неудач и проявить настойчивость. Надо помнить, что овладение техникой кратковременного рисунка требует систематических упражнений. Трудолюбие и интерес к делу рано или поздно дадут свои положительные результаты.

     Главным средством выражения в набросках и зарисовках является линия, контур. Именно на контуре сосредотачивается внимание учеников в самом начале наброска. При этом следует осознать, что контур – это край формы, линия, ограничивающая объем.

     Если в длительном рисунке линия – контур появляется на месте в результате поиска выражения формы, то в наброске контурная линия должна служить в первую очередь непосредственному выражению обобщённой и цельно увиденной натуры. Живая, точная пространственная линия, являющаяся средством выражения трёхмерной формы, - результат долгих и целенаправленных упражнений. Разной ширины и силы нажима на карандаш, такая линия отличается от сухой, однообразной «чертёжной» линии.

     В набросках с натуры следует попытаться передать пластику фигуры несколькими линиями без отрыва карандаша от бумаги. Непрерывное движение карандаша имеет  существенное значение, так как одновременно помогает обобщению изображения, а также отбору и увязке отдельных частей в единое целое. В зависимости от нажима карандаша – острым концом или боковой поверхностью грифеля – можно получить широкие или узкие, тёмные или светлые, мягкие или жёсткие штриховые пятна требуемой силы.

     Развивая в процессе работы над набросками способность к быстрой реакции, к активному восприятию натуры, постепенно переходят к следующему методу закрепления зрительного восприятия – рисунку по памяти.

     Развивать зрительную память помогут специальные упражнения. Например, учащимся даётся задание: внимательно, в течение минуты рассмотреть позу натурщика. По истечении отведённого на запоминание времени натурщик уходит, а ученики  должны, сохранив наблюдения в памяти, воспроизвести движение и характерные пропорции модели на листе. Затем наброски по памяти корректируются в сравнении с пластикой вернувшегося в исходную позу натурщика.

     Такие упражнения развивают способность запечатлевать не все формы фигуры человека, а выборочно, лишь самые главные, характеризующие позу и неповторимые индивидуальные пропорциональные соотношения, присущие только данной натуре. Чем сильнее развита у будущего рисовальщика зрительная память, тем выше его профессиональные возможности.

     Набросок по памяти в отличие от длительного рисунка обладает замечательной возможностью запечатлевать быстропроходящие явления, положения, которые могут не повторяться.  Такой набросок способен схватить живое движение, действие человека, передать напряжение, выразительность силуэта, неповторимость пластики.

     Работа по представлению активизирует и дополняет работу с натуры. Учебный рисунок по представлению – надёжный способ контроля закреплённых знаний. В конечном счёте, рисунки с натуры, наброски по памяти, по представлению и по воображению служат единой цели – воспитанию образного видения, без которого сложно решать творческие и производственные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Конспект урока технологии в 5 классе по теме: "Виды рабочей одежды. Фартук в народном костюме.Фигура человека и её измерение."

Материал содержит план-конспект урока по указанной теме, включает разнообразные методы обучения, материал по истории костюма, включающий региональный компонент, кроссворд для  проверки усвояемости мат...

«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ

Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...

«Зарисовка черепа человека»

   Голова человека является одним из наиболее сложных объектов визуального графического изображения. .     В докладе  подчеркнуто что, для правильного из...