Рабочая программа и КТП по ИЗО ФГОС 5 класс коррекционная школа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Баранова Надежда Витальевна

Программа предназначена для  обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса.

Программа имеет направление социально – эстетическое направление.Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она развивает личностные качества и психические процессы у детей, и основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izo_5_klass_68_chasov.docx32.24 КБ
Файл ktp_izo_5_klass.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Вичугская школа – интернат №2»

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

   ____________________

Протокол №  1 от

__ августа 20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы-интерната  по УР

_________________ ФИО

______________________

__ августа 20__ г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната ___________________ФИО

________________________

Приказ №  9

от  __ августа 20__г.

Рабочая программа

Изобразительное искусство

5 класс

на 2021 - 2022 учебный год

Составитель:

Учитель: Баранова  Н.В.

Старая Вичуга. 2021 год

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….3
  1. Нормативная база……………………………………………………………………3
  2. Цели образовательно-коррекционной работы

с учётом специфики учебного предмета…………………………………………..3

  1. Общая характеристика учебного предмета………………………………………..4
  2. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане……………………5
  3. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета………….5
  1. Основное содержание учебного предмета……………………………………………7
  2. Тематический план……………………………………………………………………..7
  3. Рекомендации по учебно-методическому

и материально-техническому обеспечению…………………………………………..8

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………..9

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование……………………………………………..10

Приложение №2

Контрольно-измерительные  материалы…………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………………16

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Нормативная основа рабочей программы

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г.

-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.

- санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

1.2.Цели образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета.

Цель курса изобразительной деятельности: развитие у обучающихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально – эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:

  • коррекции недостатков развития познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
  • совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
  • улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
  • развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

1.3.Общая характеристика учебного предмета.

Программа предназначена для  обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса.

Программа имеет направление социально – эстетическое направление.Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она развивает личностные качества и психические процессы у детей, и основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков у детей.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция мышц мелкой моторики.
  2. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
  3. Корректировать  познавательную и речевую деятельность учащихся.
  4. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  5. Развитие самостоятельности, аккуратности.

1.4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 68 часов, 2 часа  в неделю в соответствии с расписанием уроков.

1.5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

- владеть некоторыми видами изобразительных  искусств (живопись, графика);

- владеть некоторыми жанрами изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт);

- основам изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство);

- узнавать отдельные произведения выдающихся представителей русского искусства (А. Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков);

- значению изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, карандаш);

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);

- узнавать изученные произведения;

- применять приобретенные знания и умения в практике и повседневной жизни;

- восприятию и оценке произведений искусства;

- самостоятельной деятельности в рисунке (с натуры, по памяти, воображению).

Личностные результаты:

- освоение художественной культуры как формы материального выражения, духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

- воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

- овладение средствами художественного изображения;

- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки.

Регулятивные результаты:

- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой эстетической и личностно значимой ценности;

- воспитание и уважение к искусству и культуре своей Родины;

- обретение практического опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям;

- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

- развитие образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные результаты:

- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

- понимание основ изобразительной грамоты;

- восприятие темы, сюжета, содержания произведения.

Коммуникативные результаты:

- умение ориентироваться в информации по искусству;

- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

- развивать умение видеть  положительные черты своих товарищей;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить);

- слушать и понимать речь других, умение работать в паре и в группе.

2. Основное содержание учебного предмета

Программа реализуется через следующие методы и приемы обучения:

Разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ обучающихся и образцов рисунков, анализ и синтез.

Программа по изобразительному искусству включает четыре вида занятий:

  • рисование с натуры;
  • декоративное рисование;
  • рисование на темы;
  • беседы об изобразительном искусстве.

Межпредметные связи

Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.

Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).

Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.

3.Тематический план

  1. Таблица основных тем по четвертям

Тема занятия

четверти

Итого:

I

II

III

IV

1

Рисование с натуры

4ч.

6ч.

10ч.

6ч.

26ч.

2

Декоративное рисование

10ч.

2ч.

4ч.

4ч.

10ч.

3

Рисование на темы

-

2ч.

2ч.

4ч.

4ч.

 4

Беседы об изобразительном искусстве

4ч.

4ч.

4ч.

2ч.

7ч.

Итого:

18ч.

14ч.

20ч.

16ч.

68ч.

4. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

        Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится:

- Рисование с натуры:

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

- Декоративное рисование:

Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

- Рисование на темы:

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

- Беседы об изобразительном искусстве:

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

5.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Базовый уровень

Обучающиеся должны уметь:

- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

Минимальный уровень

Обучающиеся должны уметь:

- передавать в рисунке форму изображаемых предметов;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;

- рассказывать содержание картины.

Приложение 1

КТП

Приложение 2

Контрольно – измерительные материалы

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству

Оценка «5» ставится, если: 

- обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

- верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4» ставится, если: 

- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка «3» ставится, если: 

- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

Список литературы для подготовки проведения учебных занятий

по предмету ИЗО

1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г

2..Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М :Агар. 1997г.

  1. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1 кл.: - Дрофа, 2010 г.
  2. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 2 кл.: - Дрофа, 2010 г.
  3. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 кл.: - Дрофа, 2010 г.
  4. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 4 кл.: - Дрофа, 2010



Предварительный просмотр:

КТП по ИЗО 5 класс

п/п

Кол-во часов

Тип урока

Тема урока

1 четверть

1

4

Урок сообщения нового материала

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края».

01.09.2021г

03.09.2021г

08.09.2021г

10.09.2021г

2

2

Комбинированный

Рисование с натуры простого натюрморта: яблоко и керамический стакан.

15.09.2021г

17.09.2021г

3

2

Комбинированный

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы: керамическая ваза.

22.09.2021г

24.09.2021г

4

2

Комбинированный

Рисование геометрического орнамента в круге.

29.09.2021г

01.10.2021г

5

2

Комбинированный

Рисование в квадрате геометрического узора.

06.10.2021г

08.10.2021г

6

2

Комбинированный

Рисование геометрических узоров в квадрате.

13.10.2021г

15.10.2021г

7

2

Комбинированный

Рисование растительных элементов в полосе.

20.10.2021г

22.10.2021г

\Итого: 16 часов

2 четверть

1

2

Комбинированный

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы: «Крутой спуск».

10.11.21г.

12.11.21г.

2

2

Комбинированный

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы: «Дорожные работы».

17.11.21г.

19.11.21г.

3

2

Комбинированный

Рисование с натуры объемного предмета конической формы: детская 1раскладная пирамидка разных видов.

24.11.21г.

26.11.21г.

4

4

Комбинированный

Беседа на тему «Hapоднoe декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и Meдвeдь» и др.).

01.12.21г.

03.12.21г.

08.12.21г.

10.12.21г.

5

2

Комбинированный

Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета.

15.12.21г.

17.12.21г.

6

3

Комбинированный

Рисование новогодних карнавальных очков.

22.12.21г.

24.12.21г.

29.12.21.г.

Итого: 15 часов

3 четверть

1

2

Комбинированный

Беседы об изобразительном искусстве «Картины художников о 1школе, товарищах и семье»

12.01.22.г.

14.01.22.г.

2

 2

Комбинированный

Рисование с натуры игрушки (по выбору учеников).

19.01.22.г.

21.01.22.г.

3

2

Комбинированный

Рисование на тему «Зимние развлечения».

26.01.22.г.

28.01.22.г.

4

2

Комбинированный

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

02.02.22.г.

04.02.22.г.

5

2

Комбинированный

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий.

09.02.22.г.

11.02.22.г.

6

2

Комбинированный

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители»

16.02.22.г.

18.02.22.г.

7

3

Комбинированный

Декоративное рисование плаката «8 Марта».

25.02.22.г.

02.03.22.г.

04.03.22.г.

8

3

Комбинированный

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета: коробка.

09.03.22.г.

11.03.22.г.

16.03.22.г.

9

3

Комбинированный

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом: коробка с тортом, перевязанная лентой.

18.03.22.г.

23.03.22.г.

25.03.22.г.

Итого: 21 часов

4 четверть

1

2

Комбинированный

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выборы учителя с учетом возможностей учащихся).

06.04.22.г.

08.04.22.г.

2

2

Комбинированный

Рисование с натуры игрушки: грузовик.

13.04.22.г.

15.04.22.г.

3

2

Комбинированный

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

20.04.22.г.

22.04.22.г.

4

2

Комбинированный

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме.

27.04.22.г.

29.04.22.г.

5

4

Комбинированный

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков.

04.05.22.г.

06.05.22.г.

11.05.22.г.

13.05.22.г.

6

2

Комбинированный

Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору.

18.05.22.г.

20.05.22.г.

7

2

Комбинированный

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.Итоговый рисунок за год.

25.05.22.г.

27.05.22.г.

Итого: 16 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....

Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогичес...

Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под ре...

Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная  программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...

Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы по ФГОС

Рабочая программа по матиематике для 9 класса коррекционной школы по ФГОС...

Рабочая программа по информатике для 7 класса коррекционной школы по ФГОС

Рабочая программа по информатике для 7 класса коррекционной школы по ФГОС...

Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы по ФГОС

Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы по ФГОС...