Изобразительная деятельность. Развитие творческих способностей детей.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества  начинается в семье, в детском саду. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей  является изобразительное искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_v_izo.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

            Изобразительная деятельность.

Развитие творческих способностей детей.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества  начинается в семье, в детском саду. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей  является изобразительное искусство.

   При использовании различных приемов на занятиях по изобразительной деятельности, дети могут осваивать художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества.

   В процессе  изобразительной  деятельности  детей создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности и творческих способностей дошкольников. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы - компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений, а следовательно, способствуют развитию творческих способностей детей.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Педагог постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования

   В настоящее время  в изобразительном  искусстве используются  более разные  технико-выразительные  решения, более свободные  соединения различных  изобразительных  материалов. И в детское  творчество  также  необходимо включать разные краски, карандаши, мелки  и т. п.; и учить  детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от  окружающей жизни. Разнообразие изобразительных  материалов обогащает восприятие  и представления детей,  способствует расширению их знаний об изобразительном  искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения

Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, которые не требуют от ребенка четкого графического изображения,  и все - таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

   Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в  создании изображений, если не владеют техникой  рисования. Под техникой рисунка  следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их  использования  для целей  изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования понимается художниками  широко: сюда включается  техника линии, тушевки, способ использования тех или иных  материалов (бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши и т.п.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями.

Задачи:

1. Сформировать у детей технические навыки рисования.

2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

3. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

4. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования.

5. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Для стимулирования развития творческих способностей ребенка важно обеспечить следующее:

  • Благоприятную окружающую  атмосферу
  • Доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом).
  • Отсутствие критики в адрес малыша.
  • Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.
  • Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.
  • Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
  • Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.
  • Отсутствие у ребенка страха  быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.

В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы:

Наглядный метод – использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.

Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Игровой метод – для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.

Метод стимулирования занимательным содержанием – это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.

Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

  • организация предметно-развивающей среды;
  • сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
  • выстраивание на занятии игрового сюжета;
  • стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
  • применение разнообразных художественных материалов и техник;
  • наличие творческих заданий;
  • проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
  • интеграция различных видов искусства;
  • обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих способностей  является ведущей целью образования и воспитания.

Рамазанова Милвара Мугуддиновна

Педагог - организатор

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей"

Применение на занятиях по изобразительной деятельности различных современных технологий, в том числе и нетрадиционных, таких как ароматерапия и хромотерапия, позволят педагогам наиболее полно активизи...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных зада...

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ    КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...