Зарисовки фрагментов архитектуры
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Лебедева Людмила Николаевна

Рисование детьми  малых архитектурных форм — арк, акведуков, мостов, беседок, фонтанов, павильонов  и т. д. полезно тем, что такой тип сооружений дает возможность видеть конструкцию, хорошо просматривать внутреннее и наружное пространство, видеть их связь, работу строительного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

                             Зарисовки фрагментов архитектуры

                                  (методические рекомендации)

Лебедева Людмила Николаевна

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска «Маленький принц»

Рисование детьми  малых архитектурных форм — арк, акведуков, мостов, беседок, фонтанов, павильонов  и т. д. полезно тем, что такой тип сооружений дает возможность видеть конструкцию, хорошо просматривать внутреннее и наружное пространство, видеть их связь, работу строительного материала.

  При постановке задач и целеполагании следует исходить из собственных знаний и умений. Важно уже в первых рисунках архитектурных сооружений выработать последовательность выполнения их, уделить большое внимание основным закономерностям набросков, а затем рисунков в целом: перспективного построения изображения, тонального выявления объемных форм объекта, пространства. В этих упражнениях всё внимание должно быть направлено на выяснение связей архитектуры с окружающей средой.

Весь процесс рисования можно разделить на два этапа:

  • первый — определение композиции рисунка и знакомство с архитектурным сооружением;
  • второй — непосредственное исполнение рисунка. При изучении и рисовании архитектуры надо выяснить для себя множество вопросов: что это за сооружение, его функциональное назначение, место в окружающей среде, каковы стилевые особенности его, из какого материала оно построено, его конструкции, пропорции и т. д. Чем больше будет поставлено и выяснено вопросов, тем глубже будет понимание сути данного сооружения.

Сперва выполняются пометки основных размеров масс архитектуры, антуража делаются по эскизу и выверяются по натуре. После этого помечаются вертикальные членения: окна, двери, балконы и т.д На следующей стадии необходимо проанализировать построение рисунка, правильность перспективного построения, и исправить возможные ошибки. После этого переходят к пометке общих размеров мелких членений.

В стадии прорисовки деталей важно выдержать их соразмерность по отношению к целому. Поэтому после первой их пометки следует вновь проанализировать и скорректировать весь рисунок. Следует заметить, что ошибочно помеченная деталь (велика или мала) будет сбивать масштаб сооружения

Следующий этап работы — тональное решение рисунка. В условиях пленэра он осложняется непостоянством освещения. В рисунке же невозможно передать изменение световой среды. В эскизе этот вопрос в общем был решен — свет справа или слева, т. е. найдены такие условия освещенности, которые наилучшим образом выявляют объем изображаемого объекта. Но к моменту окончания построения рисунка, если это не было предусмотрено, солнце может уйти, и все изменится. Однако в этом случае следует зрительно запомнить определенное световое состояние среды и исходя из этого постараться построить тени. В этой стадии работы над рисунком придется много делать «от себя».

Рисунок может быть как тональным, так и линейным. Подойдут различные материалы, в зависимости от задачи. Не забываем так же об этюдах с архитектурой. Интересно выполнить архитектурный рисунок, когда сперва художник работает пером, а потом делает по рисунку лёгкие заливки акварелью. Задачи можно ставить перед собой те же, что и в пейзаже - передать освещение, настроение и т.д. Но не надо забывать, что архитектура отсылает нас к конкретной эпохе, и мы должны рисуя этот стиль передать, а сделать это можно только овладев точность. В рисунке и построении пропорций и перспективы. Не стоит надеяться, что всё получиться сразу. Лучше запастись бумагой , хорошими карандашами и не отчаиваясь развивать руку и глазомер. Отдельная задача для художника связать природу и архитектуру в единый ансамбль. Необходимо найти ту точку зрения , где красота архитектуры подчёркивалась бы пейзажем, при этом архитектура не должна доминировать.

Никогда не стоит рисовать архитектуру на переднем плане, перегораживая весь обзор в рисунке, или напротив изображать только маковки церквей на фоне неба. Оторванные фрагменты смотрятся нелепо. Для первой пробы лучше выбирать городские дворики с замкнутым пространством, с небольшими строениями и деревьями внутри. В любом городе есть масса симпатичных уголков — это особый притягательный для художника мир.

Методика относящаяся к анималистическому жанру состоит в таких советах, как привитие учащимся интереса к знанию анатомии, к наблюдению за жизнью и повадками животных — необходимые условия для создания полноценного образа. Это знание приобретается постепенно, и не следует упускать ни одного случая пополнить его. Рисунок с живой натуры основной способ познания животного. Впечатления, почерпнутые непосредственно из жизни,— единственный, ничем не заменимый, подлинно живой материал для дальнейшей творческой работы художника.

Знакомство с рисованием животного лучше начать с учебного наброска. Набросок передает самыми общими и скупыми линиями различные позы, моменты движения и пропорции животного, а также отдельные части его. При исполнении наброска не следует обращать внимание на подробности, тушевать тоже не надо. Набросок — это самый скорый способ закрепить на бумаге свои первые впечатления от натуры. Линия — основной элемент наброска, она должна наноситься на бумагу легко и свободно, сохраняя четкость. Для набросков лучше брать гладкую тонкую бумагу и карандаш средней мягкости. На шероховатой бумаге линия мягкого карандаша разбивается на точки, легче смазывается и теряет свою четкость. Начинающему лучше наносить легкие линии, не черня их: в таком случае можно оставлять неверные линии, не стирая, и заменять их более верными, а по окончании наброска стереть ненужное; таким образом начинающий привыкает реже пользоваться резинкой и не лохматить напрасно бумагу: не всякая бумага выносит резинку.

Для первого знакомства с каким-нибудь зверем или птицей удобно взять средней величины лист бумаги и начать делать наброски с левой верхней стороны, на одном листе — по нескольку, следуя изменяющимся позам натуры (не надо делать их слишком мелкими — на листе должно быть набросков пять или шесть).

Не следует во время работы разбрасываться. Выбрав натуру, следует сосредоточиться на ней возможно серьезнее и дольше.

Следует стремиться и к красоте линии, и к острому и верному выражению характера изображаемого, т. е. смысловому содержанию наброска.

Что можно посоветовать при выполнении работы над людьми. Во время пленера работу над набросками людей необходимо начинать с наблюдения за человеком - каковы его пропорции, как он двигается. Можно на одном листе располагать несколько набросков. Попробуйте сперва сделать линейный рисунок, а от него перейти к рисунку пятном, вылепливая светотенью объём головы и фигуры. Рисуйте человека в полный рост и погрудно. Поставьте им задачу найти интересные разнообразные типажи.

Для этюда фигуры человека в пленэре лучше взять женскую модель: продумать ее костюм, чтобы это была красивая по краскам, ясная по тону, гармоничная с окружением постановка. Модель легче нарисовать в три четверти поворота, посадить в естественную, спокойную позу, она дольше не устанет и не будет двигаться, так как при движении сбиваются складки одежды и их сложно восстановить. Можно посадить фигуру на крыльце, на завалинке, у колодца, у воды на камнях.

Сделать общий набросок фигуры, определить ее масштаб к листу и прорисовать Определите пространственное положение торса, плечевого пояса, конечностей путем соотношения парных точек — плеч, бедер, коленей, локтей, стоп по отношению друг к другу. Рисуя одетую фигуру, представляйте конструкцию ее невидимых поверхностей, рисуйте не внешний абрис, а ее объем. Складки платья образуются на местах перелома формы, на сгибах локтей, коленей, торса в области живота - это основные складки, выявляющие движение, анатомические особенности и пластику фигуры. Не забывайте и об индивидуальных особенностях модели; все люди немножко разные - худые и полные, высокие и коренастые.

Методика преподавания натюрморта на пленере заключается в серьёзном отношении к нему, даже несложный натюрморт написать в пленэре трудно, свет обволакивает предметы со всех сторон, раcтворяя их очертания. Если постановка из светлых предметов, ее лучше разместить в тени, она будет казаться цветнее. Солнечный свет обесцвечивает светлые тона, глаз с трудом различает оттенки на светлых поверхностях. Если вы хотите несколько усложнить задачу, то можете поставить натюрморт на солнце, но из предметов средней светлоты и темных, на них глаз различает более тонкие нюансы. В тенях при сильном солнечном свете отчетливо видны рефлексы - отраженный свет от окружающих цветных поверхностей. Особенно внимательно проследите касания предметов: вы убедитесь, насколько сложно смотрится каждый из предметов; в каких-то местах он темный на светлом, в других - наоборот - светлый на темном, а местами совершенно растворяется, сливаясь с фоном. В таком натюрморте интенсивен не только тон, но и цвет. Краски настолько ярки, чисты и красивы, что порой теряешься, не зная, как же передать ощущение сильного света простыми акварельными красками.

Исходя из изменчивости освещения (через 2 - 3 часа оно может кардинально поменяться), размер этюда желательно взять не более 1/4 листа (30x40). Для такого натюрморта берите уже знакомые предметы простой формы — бидон, чайник, кринку, кружку, ножик, деревянные ложки, хлеб, пучки редиса, зеленого лука и одну или две драпировки. Натюрморт можно поставить на скамейке, ящике, пеньке или прямо на траве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архитектура. Виды архитектуры.

Презентация для уроков изобразительного искусства....

«Архитектура. Стили архитектуры»

Проект по ИЗО включает в себя 2 теоретических занятия и 4 недели, в форме дальтон – урока,  один раз в неделю, каждую среду. В ходе работы учащиеся ведут дневник проекта, что позволяет контролиро...

Материал для уроков в 9 классе по теме: "Архитектура современного города. Органическая архитектура"

Материал подготовлен для учителя. Ознакомление учащихся с органической архитектурой современного города, с проектами архитекторов по созданию экологически чистых построек, городов и их связь с окружаю...

Тема занятия 3 г.о.: Зарисовки людей. Зарисовки людей в движении.

Тема: "Зарисовки людей. Зарисовки людей в движении". Теоретический материал, предназначенный для учащихся 3 года обучения в изостудии (5-6 классы). Материал для самостоятельного изучения....