Конспект занятия кружка «Акварель» на тему: «Чудеса монотипии»
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Трофименко Ольга Сергеевна

Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве и нетрадиционной техникой рисования, различным способам и последовательностью выполнения работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_monotipiya_na_konkurs.docx812.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Конспект занятия кружка «Акварель»

на тему: «Чудеса монотипии»

Подготовила: Трофименко Ольга Сергеевна,

учитель изобразительного искусства

первой квалификационной категории

с. Мирное, 2020 г.


Конспект занятия кружка «Акварель» на тему:

«Чудеса монотипии».

 

Цель: Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве и нетрадиционной техникой рисования, различным способам и последовательностью выполнения работы.

Задачи

Развивающие:

1. развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы;

2. развить образное представление, ассоциативно-образное мышление,

3. познавательную активность, зрительную память,

4. воображение, художественную фантазию, интерес,

5. навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.

Воспитательные:

1.воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.

Прогнозируемый результат: развитие образной памяти, учащиеся должны самостоятельно выполнить работы с помощью техники монотипии – оттиска.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, оргстекло, акварель или гуашь, кисти, салфетка, губка, презентация.

Зрительный ряд: репродукции работ художников, выполненных в технике монотипии (пр., книга А.В.Гнездилова «Сундук старого принца», оформленная Ариной Даур).

Аудиозапись: музыка П.И. Чайковского "Времена года".».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы: словесный, наглядный.

Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоить новый вид деятельности, умение использовать образный язык изобразительного искусства, цвет, линию, ритм, композицию, для достижения своих творческих замыслов, способность к самооценке; чувство прекрасного.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

 планировать свои действия, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 Ребёнок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, выполняет работу, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда, при необходимости осуществляет коррекцию.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, умение выражать свои мысли, работать в паре, договариваться, участвовать в общей беседе.

Познавательные: способствовать актуализации представлений о выразительных возможностях цвета; содействовать формированию умений определять настроение произведения по его цветовой гамме. Осуществлять для решения учебной задачи  операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Ход занятия

  1. Организационный этап урока.

Сообщение темы и целей урока.

Педагог: Здравствуйте ребята, прежде чем начать наше занятие давайте настроимся на позитивную и плодотворную работу. Все мы здесь дружные, веселые и умные, давайте поделимся друг с другом своей дружбой и теплом. Слова за мною повторяйте, задания дружно выполняйте!

Педагог проговаривает слова и показывает движения. Учащиеся повторяют и слова, и движения:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздароваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг

Молодцы ребята, этой игрой мы доказали, что вместе мы одна большая и дружная семья.

Педагог: Ребята, посмотрите на доску, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?

Эпиграф на доске:

Фантазия художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного!
Представь, насколько жизнь была б бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных»

Ученики. О фантазии, о чём-то нежданном, негаданном, о чудесном, о кляксах.

Педагог. Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой нетрадиционной техникой выполнения рисунка – монотипией или кляксографией.

  1. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Педагог: Давайте с вами вспомним основы цветоведения, с которыми мы уже знакомы.

1. Дидактическая игра «Основные и составные цвета». 

Выбери 3 основных цвета и 3 составных, полученных при смешивании основных цветов. Раздели и наклей их в колонки: основные и составные цвета/ При этом используются следующие цвета: жёлтый, красный, синий, оранжевый, зелёный, фиолетовый.

Дидактическая игра «Раздели цвета».

Задание 1. Из предложенных цветных прямоугольников (серый, чёрный, жёлтый , красный, синий, белый) найди хроматические и ахроматические цвета и наклей в ячейки.

Педагог: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки!

Процесс воображения свойственен только человеку. (Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением) Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. 

На сегодняшнем занятии очень понадобятся ваши знания о цвете и ваши творческие воображения.

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Педагог: Что вы видите?

Ученики: кляксу

Педагог: Ребята, клякса сказала мне, что это она нарисовала все эти замечательные картины.

Как вы думаете, можно рисовать при помощи клякс? (высказывания детей). А ведь действительно, многие работы художники выполняют  при помощи обыкновенных клякс.

Педагог: Вам понравились эти работы? Вы хотите научиться рисовать при помощи клякс?

Сегодня вы познакомитесь с новой техникой выполнения рисунка монотипией или попросту кляксографией. Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

Ученики: учиться рисовать при помощи клякс.

Педагог: Какая задача стоит перед нами?

Ученики: узнать, как рисовать в новой технике и попробовать самим рисовать в этой технике)

Педагог Давайте найдём  в толковом  словаре значение слова монотипия.

(раздаю разные словари, дети ищут значение слова)

Монотипия – это своеобразная графическая и нетрадиционная техника  рисования художественных оттисков. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. Изобретение монотипии приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне жившему в 17 веке.

Существует множество разновидностей монотипии, одной из простых и распространенных является фрактальная монотипия, когда на твердую поверхность наносятся краски нужным вам инструментом, сверху накладывается бумага и продавливается. После снятия листа исследуется полученный оттиск. Всматриваясь в получившийся оттиск, нужно увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка его доработать.

Педагог: Итак. Какие же этапы выполнения техники МОНОТИПИЯ бывают (педагог всё показывает сам):

1 способ:

Делается это так: на поверхность (обычно стекло) наносится краска пятнами, линиями - как душе угодно или в зависимости от замысла. Берем бумагу, слегка намачиваем губкой, чтоб бумага у нас стала влажной. Сверху стекла накладываете бумагу, надавливаем ее сверху руками. Плавно снимаете лист «на себя». В результате на бумаге получается очень живописное нечто. Краски смешиваются сами, затекают, где-то остаются каплями. Это лучше один раз увидеть.

Исследуете полученную печать. Старайтесь увидеть образы. Теперь включите фантазию, дорисуйте линиями вашу работу и придумайте ей название.

2 способ:

Для этого нужны лист плотной бумаги, краски и кисточки. Сложи лист пополам. Чтобы получился ровный сгиб. На одной стороне бумаги нарисуй красками цветные пятна. Вторую половину смачиваем губкой.

Влажную половину накладываем на первую половину с краской и проглаживаем. Разверни – и любуйся. Теперь включайте фантазию и дорисовывайте.

Педагог (всё показывает сам): Мы с вами познакомимся с двумя способами монотипии.

Педагог: понравились? Учащиеся: высказывают свое мнение.

  1. Правила техники безопасности.

При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска должна быть густой.

При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. При работе со стеклом соблюдаем технику безопасности. Сильно не давим, с места не двигаем. Сидим свободно, не сутулимся.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Упражнение на расслабление.

Педагог: Давно не было дождя, растения завяли. Сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелек до земли (дети за учителем опускают голову, затем роняют руки вдоль туловища, потом приседают на корточки). Вдруг закапал дождик, растения стали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок (руки над головой), зашумели стебельки (покачивание руками), затих ветерок (руки вниз). Сели.

  1. Этап применения изученного материала (творческая деятельность учащихся).

Практическая работа дети работают по алгоритму (Приложение 1).

Во время работы звучит музыка Чайковского «Времена года».

Сейчас договоритесь в паре, какой рисунок вы вместе изобразите в своей работе, какие краски вы будете использовать и выполните работу вместе любым из двух способов.

А теперь, приступаем к работе.  

Сначала приступаем к работе с акварелью, которую предварительно смочили водой (это даёт более прозрачные и звонкие цвета). Большой кистью тонируем лист бумаги, можно выбрать любую гамму цветов, главное, чтобы фон был достаточно влажным, от этого зависит качество будущего отпечатка. Если фон слишком мокрый, то можно подсушить тряпочкой (пройтись тряпкой по листу бумаги).

Теперь приступаем к работе с гуашью. На листе бумаги делаем любой формы и цвета пятно.

У нас получится силуэт будущей вазы. Теперь рисуем зелёное пятно над поверхностью вазы – это будет будущая зелень букета. Дальше будем создавать цветы, жёлтой и красной гуашью рисуем спиральки (с одной стороны листа) . Подобным образом добавляем нужное количество бутонов цветов. Вокруг получившегося букета дорисовываем листья, добавляем зелёные треугольники .

Работаем быстро, что бы краска не успела подсохнуть. На эту поверхность укладываем лист, немного прижимаем. Плавно снимаете лист «на себя». Работа с отпечатками закончена, будем кистью дорисовывать не хватающие детали композиции, оживлять цветы и листья. Пришло время выровнять края вазы, делаем чёткие контуры и плавный переход между цветами от насыщенного к светлому в центр вазы. Добавим белого цвета. Оживляем листики - обводим их контуры и рисуем жилочки более тёмным оттенком зелёного цвета.

Педагог: Наша работа готова. Ребята, посмотрите на свои работы и придумайте названия. Вам понравились? Скажите, в какой технике Вы их нарисовали?

(Ответы детей)

Вы настоящие художники. Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать порисовать в этой технике и создать свои новые образы. Желаю вам радости и успехов.

  1. Этап контроля и самоконтроля

Во время работы детей педагог делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приемов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объема и качества выполненной работы.
  1. Этап подведения итогов занятия.

Выставка работ.

Педагог вызывает тех, кто выполнил оттиски монотипии и просит их объяснить, на какую тему была работа, и достиг ли он цели, после этого как он получил оттиск. Каждый ребёнок даёт название своему рисунку.

Педагог: С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились?

Ученики: Монотипией.

Педагог: Какие материалы мы использовали для этого?

Ученики: Стекло, краски, бумагу, губка.

Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства?

Ученики: Своей непредсказуемостью.

Педагог: Ребята! Исследователь графического искусства П.Е.Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом».

Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники. 

Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать все способы, которые мы прошли на занятии и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов.

Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно, какие были разногласия при работе в паре. Лучшими работами ребята украшают свой кабинет, коридоры школы.(Приложение 2)

  1. Этап рефлексии.

«Рожицы настроения»

Свое отношение к занятию выразите, оставив на парте одну из рожиц настроения.

(Дети рисуют красками рожицы)


  1. Литература и интернет ресурсы:

  1. Н.М. Сокольникова. Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь. Учебники для 5-8 классов, М., 1999.
  2. Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – М., 2000. – 160с.
  3. Т.В. Калинина. Альбом с кляксами. Основы языка. СПб., 2009 г.
  4. Кожохина С. К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества – Ярославль; П К «Химический завод» «Луч»», 2007г.
  5. Рутковская А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский дом «Нева»»; М.; «ОЛМА-ПРЕСС», 2003г.
  6. Stranamasterov.ru
  1. www.monotypy.ru
  1. www.art-gid.ru
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Монотипия_(искусство) 

        

Приложение 1

Алгоритм работы (1способ)

1. На стекло нанеси кляксы (пятна, линии) акварельной краской с помощью кисточки, цвета используй  в зависимости от  замысла, разные.

2. Накрой изображение на стекле влажным  листом бумаги.

3. Прижми лист и проговори волшебные слова: «Абра-кадабра. Что тут вышло?»

4.Подними листок движением «на себя». На бумаге получился цветной отпечаток.  

5.Рассмотри монотипию со всех сторон, и ты увидишь  какой-либо образ.

6.Дорисуй  полученный образ тонкой кистью.

7. Придумай название своей работы.

Алгоритм работы (2способ)

1.Сложи лист пополам.

2.На одной стороне бумаги нарисуй красками цветные пятна.

3.Вторую половину смочи влажной губкой.

4.Влажную половину накладываем на первую с краской и проглаживаем.

5.Разверни – и любуйся. Теперь включите фантазию, дорисуйте линиями вашу работу.

6. Придумайте ей название.


Приложение 2

       G:\Рисунки детей\DSC08764.JPG        G:\Рисунки детей\DSC08765.JPG

G:\Рисунки детей\DSC08763.JPG

G:\Рисунки детей\DSC08744.JPG 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия кружка "Кулинария" на тему "Веселый капустник".

Данный материал может быть использован учителями технологиии, преподавателями дополнительного образования....

Конспект занятия кружка "Домисолька" . Тема "Оркестр русских народных инструментов".

На занятии идёт разговор о музыкальных инструментах оркестра русских народных инструментов, о его составе, об В.В. Андрееве, его создателе. Ребята прослушают, как звучит каждый инструмент и оркес...

Конспект занятия кружка по теме "Мир глазами физиолога. Изучение испарения воды растениями" в 5 классе

Конспект занятия составлен на основе системно - деятельностного метода обучения....

Конспект занятия кружка «Мастер украшения» по теме «Дымковские игрушки»

: Продолжение знакомства детей с дымковской игрушкой  и показ возможных сфер использования элементов дымковской росписи в современной жизни человека....

Конспект занятия кружка "Флористика" по теме Объемное конструирование "Светофор - друг человека"

Конспект занятия кружка "Флористика" по теме "Объемное конструирование" на примере работы "Светофор - друг человека".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11864426","attributes":{"alt":""...

Конспект занятия кружка “Cambridge English” в 4 классе по учебнику Kid`s Box. Тема "Дни недели"

Конспект занятия кружка “Cambridge English” в 4 классе  по учебнику Kid`s Box. Мы с ребятами повторяли тему "Дни недели"...

План-конспект занятия «Рисование акварелью на мокрой бумаге «Мне приснились сны»

План-конспект занятия «Рисование акварелью на мокрой бумаге «Мне приснились сны» к дополнительной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности "Мир цвета и чу...