Разработка урока по изобразительному искусству "Пейзаж" 5 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Вера Александровна Островская

Этот урок я разработала для учеников 5 класса,интересуующихся жанром пейзажа.Здесь я даю начальные знания по изображению пейзажа поэтапно .а также знакомлю детей с творчеством художников-пейзажистов.

К уроку прилагается специально разработанная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по теме "Пейзаж".36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 5класса: «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства».

                                    Учитель Зубрильчева Вера Александровна

 Тип урока: урок открытия новых знаний.


Цели урока: расширение знания учащихся о пейзаже как о жанре изобразительного искусства; формирование  умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира. Формировать навыки работы художественными материалами в выполнении пейзажа;


Задачи:

-Развивать творческую активность, воображение, память, пространственное мышление;

-Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь к малой родине.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

-умение самостоятельно определять цель урока;

-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами;

-умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Личностные:

-развитие эстетического сознания через творческую деятельность;

-воспитание любви к природе родного края.

-Оборудование: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, альбом, палитра, банка для воды, проектор, компьютер,  репродукции картин, детские работы, презентация к уроку “Пейзаж в творчестве великих художников" урока (40 мин):


1. Организационный момент.(Этап мотивации) Проверка готовности к уроку. 3мин.


2. Сообщение темы урока.(Актуализация опорных знаний и умений) 4мин.

3. Постановка и формулирование учебной проблемы.(Что изображено на представленных пейзажах,какая их тематика)

4. Открытие нового знания.(Какие бывают пейзажи)

5. Первичное применение новых знаний. (Определите по картинкам к какому  виду относится тот или иной пейзаж.)

6. Физкультминутка. 3 мин.

7. Практическая работа. Мастер-класс.(Совместная работа учителя и класса) 20 мин.



8. Заключительная часть. Выставка работ. Рефлексия. Подведение итогов. 5 мин.


Ход урока:


1.Организационный момент. (Этап мотивации) Проверка готовности к уроку. 3мин.



Учитель: Здравствуйте ребята! Очень рада вновь видеть вас!

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения поэта Сергея Есенина-нашего земляка

-Гляну в поле, гляну в небо,

И в полях и в небе рай.

Снова тонет в копнах хлеба

Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасённых

Неизбывные стада,

И струится с гор зелёных

Златоструйная вода.

 2.Сообщение темы урока. (Актуализация опорных знаний и умений) 4мин.

- Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о природе)

- А о каком жанре изобразительного искусства? (о пейзаже)

-А почему, как вы думаете, я завела этот разговор? (Это тема нашего урока)

3.Постановка и формулирование учебной проблемы. 

-Природа нас окружает везде: по дороге в школу, на отдыхе. Поглядев в окно мы тоже можем увидеть небо, деревья, дома, т.е пейзаж.

Многие великие художники посвятили своё творчество пейзажному жанру.

-А где ещё, кроме изобразительного искусства, вы встречали пейзаж?(в литературе)
- Как вы считаете, всегда ли существовал пейзаж как самостоятельный жанр?(кто как думает?)
-А как он возник? Интересно узнать?

-Вот мы с вами и поставили цель урока:(Узнать о жанре пейзажа побольше)


 4.Открытие нового знания.(Какие бывают пейзажи)

Учитель: ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

 Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.

Жанр пейзажа гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены.

Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с XVII века, только в этот период  появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.  В XVIII веке на арену европейского искусства вступает Россия. В России появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семен Щедрин, Федор Алексеев, Максим Воробьев. XIX век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон Констебль и КамильКоро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи.  В России – Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Федор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан и другие.


Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра: марина (ит. marina, от лат. marinus — морской) — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море;  городской , сельский, парковый, архитектурный пейзаж -картина, на которой художник изобразил вид местности ( улицы, переулки, площади, маленькие дворики города.) ; архитектурный пейзаж — разновидность пейзажа, близко соприкасается с городским пейзажем (разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой); промышленный (индустриальный) пейзаж-изображение предприятии промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса; лирический пейзаж (пейзаж – настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.

5. Актуализация. Первичное применение новых знаний (вопросы по увиденному материалу)
- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины?
- Какая картина вам больше всего запомнилась?
- Почему?
- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?
- Чем отличается фотография  от живописного полотна художника-пейзажиста?

-(в живописном произведении художник выражает своё отношение к увиденному, а не просто копирует действительность)


6.Физкультминутка (упражнения для рук и туловища)


7.Практическая работа(Мастер-класс).


Учитель: А сейчас каждый из вас побудет в роли художника-пейзажиста. Нам с вами предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Назовём наше произведение "На цнинских лугах".

На уроке мы начнём работу, а доделаете её дома.


Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.
Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.


Третий этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.
В работе особое внимание необходимо уделить таким понятиям как:
-линия горизонта;
-точка схода;
-воздушная перспектива.
Ученики пишут пейзажи. Учитель показывает приемы работы на листе бумаги, а так же делает целевые обходы:
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполняемой работы.


8.Заключительная часть
. Выставка работ. Рефлексия. Подведение итогов. 5 мин.

-я узнал много нового о...

-мне пригодится это в.....

-я научился...

-было интересно...

-понял, что....

9.Домашнее задание. Завершить работу.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Очень рада вновь видеть вас!

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения поэта Сергея Есенина-нашего земляка

-Гляну в поле, гляну в небо,

И в полях и в небе рай.

Снова тонет в копнах хлеба

Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасённых

Неизбывные стада,

И струится с гор зелёных

Златоструйная вода.

Включаются в деловой ритм урока.

2. Актуализация знаний

Вопросы к классу.

 - Ребята, скажите, о чём это стихотворение?

 

- А о каком жанре изобразительного искусства?

-А почему, как вы думаете, я завела этот разговор?

о природе

о пейзаже

(Это тема нашего урока)

3.Формулировка целей и задач урока.

 -Природа нас окружает везде: по дороге в школу, на отдыхе. Поглядев в окно мы тоже можем увидеть небо, деревья, дома, т.е пейзаж. -А где ещё, кроме изобразительного искусства, вы встречали пейзаж? - Как вы считаете, всегда ли существовал пейзаж как самостоятельный жанр? (кто как думает?) А как и когда он возник? Интересно узнать?

Многие великие художники посвятили своё творчество пейзажному жанру. Какую же цель урока мы можем поставить?

в литературе

Узнать о жанре пейзажа побольше

4.Открытие нового знания.

ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

 Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.

Жанр пейзажа гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены.

Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с XVII века, только в этот период  появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.  В XVIII веке на арену европейского искусства вступает Россия. В России появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семен Щедрин, Федор Алексеев, Максим Воробьев. XIX век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон Констебль и КамильКоро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи.  В России – Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Федор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан и другие.


Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра: марина (ит. marina, от лат. marinus — морской) — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море;  городской , сельский, парковый, архитектурный пейзаж -картина, на которой художник изобразил вид местности ( улицы, переулки, площади, маленькие дворики города.) ; архитектурный пейзаж — разновидность пейзажа, близко соприкасается с городским пейзажем (разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой); промышленный (индустриальный) пейзаж-изображение предприятии промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса; лирический пейзаж (пейзаж – настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.


5. Актуализация. Первичное применение новых знаний

- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины?
- Какая картина вам больше всего запомнилась?
- Почему?
- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?
- Чем отличается фотография  от живописного полотна художника-пейзажиста?

-(в живописном произведении художник выражает своё отношение к увиденному, а не просто копирует действительность)

Класс отвечает на вопросы учителя.

Свои чувства.

-(в живописном произведении художник выражает своё отношение к увиденному, а не просто копирует действительность)

6.Физкультминутка

А чтобы хорошо работать-немного  разомнёмся

Повторяют движения

7. Практическая работа (Мастер-класс).

А сейчас каждый из вас побудет в роли художника-пейзажиста. Нам с вами предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Назовём наше произведение "На цнинских лугах".

На уроке мы начнём работу, а доделаете её дома.

Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.
Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.


Третий этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.
В работе особое внимание необходимо уделить таким понятиям как:
-линия горизонта;
-точка схода;
-воздушная перспектива..

. Учитель показывает приемы работы на листе бумаги , а так же делает целевые обходы:
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполняемой работы.

Ученики приступают к работе вместе с учителем.

Ученики пишут пейзажи

1. Работа в карандаше начиная с линии горизонта

2. Намечают основные объекты.

3. Находят цвет неба, прокладывают основные его краски.

4. Цвет земли или травы.

5. Горизонт, дальний план.

8.Заключительная часть. Выставка работ. Рефлексия

Выставка работ. Рефлексия.

Завершите фразы:

-я узнал много нового о...

-мне пригодится это в.

-я научился...

-было интересно.

-понял, что....

-о жанре пейзажа

-работах, связанных с изображением природы

-смешивать краски для неба

-узнать историю этого жанра

-получил полезные знания


9.Домашнее задание. Завершить работу.

Завершить работу дома.

Записывают домашнее задание.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс

Материал может быть использован учителями  изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса .

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса по программе Б.М. Неменского. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "Чудо дерево" 5 класс

Урок дает возможность расширить знания обучающихся о символическом значении дерева в изобразительном искусстве,  научить выполнять ребят декоративную плакетку в рельефной технике, воспитывать худ...

Календарно-тематическое планирование и разработки уроков по изобразительному искусству для классов интегрированного обучения (7 класс)

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрит...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...