теме «О чем рассказывают гербы и эмблемы».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства 

Учитель: Тедеева А.В.

Тема: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Образовательная технология: обучение сотрудничеству (групповая, командная работа)

Класс: 5

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель: формирование у обучающихся представления о символическом языке на примере гербов и эмблем.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с  формами, символикой фигур на гербах;
  • содействовать фoрмирoвaнию хyдoжeствeннoгo вкyсa, прoстрaнствeннoгo мышлeния;

Развивающие:

  • развивать фантазию и воображение;
  • рaзвивaть твoрчeскиe спoсoбнoсти yчaщихся;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.

Воспитательные:

  • yстaнавливать дoбрыe взaимooтнoшeния при работе в группах, сплoтить кoллeктив;
  • актуализировать умение работы в группах при выполнении практической работы;
  • прививать интерес к творчеству;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Формы работы

фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Оборудование

и материалы

кoмпьютeр; проектор;  презентация Power Point «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы», картинки с изображением гербов и эмблем,  цветные графические материалы, листы формата А3

Освоение компетенций

ценностно-смысловая, ценностно-ориентированная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие

Методы и формы обучения

беседа, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Образовательные ресурсы

Учебник под редакцией Л.А.Неменског о « Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2015.

Планируемые результаты

Предметные УУД

Личностные УУД

Метапредметные УУД

  • Знать символические элементы герба, смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе страны, родного города.
  • Уметь создавать эскиз своего герба
  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,

к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России).

  • Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира.
  • Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира

Познавательные:

• обмениваться мнениями, излагать своё мнение в диалоге.

Регулятивные:

• воспринимать информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

• составлять произвольное речевое высказывание в устной форме о городском пространстве;

• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей)

Описание этапов урока

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД (универсальные  учебные    действия)

I. Организационный

момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Сегодня у меня прекрасное настроение! А какое настроение у вас? Сегодня я предлагаю вам поработать в группах

-делятся на группы по жребию

-приветствуют учителя,

-проверяют организацию рабочего места

Регулятивные: сaмooргaнизaция и самоконтроль, проверка готовности к занятию

II. Постановка учебной задачи

- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами символы нашего государства. А чего не хватает?

-Правильно, герба. Может кто-то из вас знает, что символизирует герб нашей страны?

-Молодцы, но более точный ответ на вопрос вы получите в конце урока.

-А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Формулировка темы урока учащимися)

- Отлично, тема нашего урока – «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

- Тему определили, а какова будет цель нашего урока и какие задачи мы перед собой поставим?

- настраиваются на урок

-отвечают на вопросы учителя

-формулируют тему, цель и задачи занятия  

- приводят аргументы

Личностные: уметь излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод,

способность к рассуждению, понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке, мотивация к учебной деятельности учащихся определяют цель, проблему

в учебной деятельности

III. Изучение нового материала

- Вы любите истории? Тогда я расскажу вам историю одного рыцаря, который жил в 16 веке в Германии.

(Историческая справка)

- Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не передал своему сыну по наследству родовой знак собственности. Рыцарь влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили на порог дворца, так как у него не было знака отличия. Тогда рыцарь стал совершать ратные подвиги, побеждать в рыцарских турнирах, участвовать в крестовых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите. Именно в те времена и появилось слово герб.

- Ребята, а вы знаете, что обозначают слова герб, геральдика, герольды?

-У вас на столах лежит словарь полезных терминов, в течение одной минуты найдите и прочитайте значение необходимых нам слов «герб», «геральдика», «герольды».

- Капитаны групп, подойдите, пожалуйста, ко мне и выберите слово-определение, которое вам необходимо будет найти.

- Пожалуйста первая группа озвучьте, что вы нашли

Группа 1

«Герб» – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство». Это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица. Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века.  Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались  на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.

Группа 2

«Геральдика» – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб

и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Группа 3

«Герольды» – глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире, подавал знак к началу турнира. Герольд ведал составлением гербов и родословий. Систематизировал знания о гербах, вырабатывал общие принципы и правила их составления и распознавания. В конечном счете была создана наука «гербоведение» или «геральдика».

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!

- Предлагаю вам дальше продолжить знакомиться с гербами

-  Герб состоит из частей. Основой герба является щит – как поле для изображения эмблемы. Основа бывает итальянской, исландской, немецкой, варяжской, французской. В основе всех гербов лежат три геометрические фигуры: ромб, квадрат и круг. В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем. Поле щита может быть однотонное – простое или разделенное – сложное. Рассмотрите на слайде варианты полей:… Давайте их зачитаем.

- Особое значение в геральдике имеет цвет. Как вы думаете, а цвет имеет символическое значение?

- Конечно, цвет имеет значение

В геральдике используются 5 цветов и 2 металла:

1.Червленый (темно-красный) – символ любви и смелости;

2.Черный  - мудрость и печаль;

3.Зеленый - символ изобилия и надежды;

4.Голубой - символ красоты и величия;

5.Пурпурный (оттенок красного) - могущество;

6.Белый (серебро) - символ чистоты;

7.Желтый (золотой) - символ богатства, справедливости.

- Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями.

Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной.

- Кроме того, в гербах использовались изображения животных. В украшении гербов были фигуры условно-изобразительного характера, каждое условное обозначение имеет свое значение. Все эти фигуры называются негеральдическими.

Познакомьтесь с некоторыми:

•Лев - мужество и благородство;

•Дуб, медведь - крепость, сила;

•Факел, раскрытая книга - знание;

•Пчела - трудолюбие;

•Лавр - слава;

•Крылатый змей - зло;

•Змея - ум, изворотливость;

•Дракон - могущество;

•Собака – преданность;

•Солнце – свет, богатство, изобилие;

•Феникс – бессмертие;

•Овца – кротость;

•Рука - храбрость.

- Многие гербы украшает лента с девизом. Как вы думаете, для чего писались девизы?

- Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря. Посмотрите, сколько интересных девизов здесь представлено на слайде:

•«Храбрость и справедливость»,

•«Со щитом или на щите»,

•«Доброе имя - выше всего»;

•«Любовь и долг»;

•«Без страха и упрёка».

- Откройте, пожалуйста, учебник на стр.137. Нашему вниманию представлен рисунок старинного герба. Кто мне скажет, из каких элементов он состоит?

1.Щит - самая важная часть герба.

2.Щитодержатели - обычно поддерживают фигуры (это могут быть люди, птицы, звери, стоящие на задних лапах).

3.Корона или шлем венчает герб.

4.Намет - справа и слева от короны располагаются завитки.

5.Девиз - в нижней части герба.

Иногда герб дополняет изображение мантии.

- Отлично, вы молодцы!

- Предлагаю вам вернуться к гербу Российской Федерации. Опираясь на знания, которые мы получили по геральдической и негеральдической символике, мы можем объяснить значение нашего герба?

     Герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орёл – символ власти, господства и государственной прозорливости.

Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого, (двумя мелкими коронами и – над ними – одной большой короной, объединенной лентой). В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.

Скипетр - древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами.

-отвечают на вопросы учителя

-выбирают оптимальные решения

-организовывают рабочее место

-узнают о роли цвета в гербах, какие использовались изображения и что они обозначали  

-различают геральдическую и негеральдическую символику

-работают со словарем и учебником

Познавательные: анализируют учебную информацию; находят информацию из словаря новых терминов, ознакомляются с символическими значениями, узнают о роли цвета в гербах, узнают какие бывают основы и что означают символы на гербах

Личностные: выделяют особенности геральдики, формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми

в процессе образовательной, творческой деятельности осознают многообразие взглядов и направлений

Коммуникативные: обмениваются мнениями

с одноклассниками; приводят аргументы о геральдике; формулируют свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

IV. Физминутка

- Дети, вы отлично поработали и наверняка немного устали? Предлагаю вам немного расслабиться.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Продолжать будем урок!

-повторяют движения за учителем

V.Практическая  работа

- Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления.

Предлагаю вам выполнить творческое задание, у каждой группы будет свое. А какое, решит жребий. Пожалуйста, капитаны групп, выберите задание.

- Первая группа, озвучьте ваше задание:

создать эскиз собственного герба.

- Вторая группа: выполнить эскиз эмблем для школьных кабинетов (изобразительное искусство, технология, биология, спортзал, библиотека и др.). Эмблемы предлагается использовать для украшения дверей кабинетов

- Третья группа, ваше задание: нарисовать герб одного из городов Республики Коми по заданным параметрам.

- При выполнении работы используйте новые знания о гербах: продумайте форму щита, его деление, используйте язык символов.

- На работу вам отводится 15 минут. Прежде чем начать работать, определите, кто из группы возьмет на себя функцию ответственного за выполнение задания, кто будет представлять результаты, кто следит за временем. Работа в группах под средневековую музыку.

-учащиеся при помощи жребия выбирают задание

-каждая группа выполняет выбранное задание

-выполняют практическую работу в группах

Познавательные: создают творческие работы, опираясь на полученные знания Регулятивные: планируют деятельность, выбирают средства для достижения цели

Личностные: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, умение оценивать ситуацию в процессе выполнения работы

Коммуникативные: организуют работу в парах, выслушивают предложения одноклассника, формулируют свои предложения, аргументируют

и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

VI. Выставка

и защита работ. Рефлексия.

-Время вышло. Все справились с заданиями. Предлагаю первой группе представить свою работу. Вторая группа… Третья..

- Молодцы! Вы отлично поработали! И в завершении нашего урока предлагаю вам поиграть в игру «Комплимент». С помощью комплимента оценить свою работу и работу одноклассника.

Комплимент - похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого

-отвечают на поставленные вопросы,

-анализируют свои работы

и работы одноклассников

-обобщают полученные на уроке сведения

-оценивают результаты работы

Коммуникативные: излагают свое мнение

в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение.

Регулятивные:

оценивают свою работу

и работы своих товарищей; осознают правила контроля-

VII. Домашнее задание

1. Если вы любите сочинять, напишите мини-сочинение  «Гербы».

 2. Если вы любите рисовать, придумайте и нарисуйте герб или эмблему своей семьи.

3. Если вы любите работать на компьютере, то составьте кроссворд по теме  «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Учитель предлагает домашнее задание с учетом индивидуальных способностей, уровня сложности

и интересов обучающихся

Регулятивные:

умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи.

Познавательные:

умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное – определить способы выполнения задания.  

Коммуникативные:

умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О чём рассказывают гербы и эмблемы

Урок изобразительного искусства разработан для 5 класса по программе Б.М.Неменского. На уроке учащиеся знакомятся с историей создания гербов и их видами, значением цвета и символов в них, с гербами ра...

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского

Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...

Обобщающий урок по теме "О чем нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс

Обобщающий урок по теме "О чем нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс представлен в виде игры....

"О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба. Технологическая карта урока.

quot;О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба.Технологическая карта урока....

Изобразительное искусство. 5 класс. Карта самостоятельной работы по теме «О чём рассказывают гербы и эмблемы»

Карта самостоятельной работы позволит организовать самостоятельную работу с текстом учебника на уроке изобразительного искусства в объединенном классе-комплекте....