Педагогическое планирование. Рабочая программа кружка "АРТстудия", 5-9 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Алексеева Лариса Юрьевна

          Данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dop._obrazovaniya._artstudiya.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

ЧУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РОСИНКА»

Принято

Методическим объединением учителей  

Дополнительного образования

Протокол № ____

 «__» _______ 20__ г.

                                                             

«Утверждаю»

Директор школы


 _________________________
Приказ № _______ от__________20_____г.

Рабочая программа

кружка «АРТстудия»

для 5-9  классов

на 2018/2019 учебный год

Разработчик программы

Алексеева Лариса Юрьевна,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Москва

2018 год

  1. Пояснительная записка

            Настоящая программа является результатом апробации её основного содержания, реализованного в кружке «Изостудия» через ряд программ по изобразительному искусству: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-9 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, данная программа предлагает учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.

Актуальность, педагогическая  целесообразность программы

          Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

        Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.

           Данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.

          Данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.

        Тем самым программа «АРТстудия» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения СОШ «Росинка».

Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к общего углублённого уровня подготовки.

Цель и задачи программы

          Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  1. знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  2. знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  3. овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
  4. приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  1. развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  2. развитие колористического видения;
  3. развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  4. улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  5. формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  6. развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  1. формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  2. формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  3. воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  4. воспитание аккуратности.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 4 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 135, в том числе в 1-й год обучения – 35 часа, во 2-й - 4-й год обучения – по 34 часа в каждый год.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

– один раз в неделю по 45 минут.

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  1. текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  2. промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  3. итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  2. через отчётные просмотры законченных работ.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы подведения итогов

реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются:

  • ИЗО-викторины,
  • ИЗО-конкурсы,
  •  участие в выставках различного уровня.

  1. Содержание курса

Работа с натуры

1. Рисование отдельных предметов относительно сложной формы. Работа выполняется мягким цветным материалом по тонированной шероховатой бумаге. Обращается особое внимание на конструктивное построение предметов, прослеживание невидимых участков контуров и линий, выражение объема характером линий (разным нажимом, характером штриха).

2. Рисование натюрмортов. Работа выполняется карандашом. Рисунок тоновый, с моделировкой цветотени и попытками передать характер предмета. Перед выполнением этого задания выполняется упражнение на освоение фактуры и характера штриха.

3. Рисование интерьера. Работа выполняется карандашом или цветным мягким материалом.

4. Наброски человека с натуры.

5. Выполнение натюрморта из 3-5 предметов. Работа выполняется по карандашному рисунку акварелью с белилами или гуашью с предварительным эскизом.

6. Этюд пейзажа из окна или на воздухе.

Работа по наблюдению (по памяти) и тематическая композиция.

  1. Пейзаж по памяти по самостоятельному выбору. В работу входит оценка    

       выбора мотива, разработка эскиза, повторные наблюдения в натуре, исполнение.    

       Выполняется гуашью.

  1. Тематическая композиция на тему из жизни. Кроме наблюдений в натуре и разработки эскиза, в работу входит выполнение зарисовок в натуре. Работа выполняется гуашью.
  2. Композиция на тему человеческой фигуры. В работу входят зарисовки с натуры. Обязательно выполнение эскиза. Работа выполняется акварелью с белилами, гуашью.
  3. Композиция на тему «Литературный герой». Работа выполняется с предварительным эскизом.
  4. Иллюстрация к литературному произведению. Работа выполняется в одной из графических техник – рисунок карандашом, тушью (пером или кистью), соусом, углем и т.д.

Декоративная работа

  1. Сочинение декоративной композиции на тему натюрморта. Работа выполняется гуашью, темперой с разработкой предварительного эскиза.

2. Декоративная композиция на свободную тему в произвольном материале – гуашь, темпера, аппликация, коллаж и т.д.

3. Разработка эскизов праздничного панно.

4. Экскурсии

Для экскурсий используются художественные и краеведческие музеи, а также памятники истории, культуры, архитектуры. Специальные экскурсии могут быть приняты с работой над пейзажем. В беседе обращается внимание на характерные особенности памятника, индивидуальный облик города.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся) и планируемые результаты освоения предмета

Ожидаемые результаты и способы их проверки

        В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

 основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

 выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

 наиболее крупные художественные музеи России и мира;

 значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

 анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

 ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для восприятия и оценки произведений искусства;

 самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

                           

  1. Перечень учебно-методического обеспечения
  • основное методическое пособие для учителя

Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-9 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

  • дополнительные пособия для учащихся
  • Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
  • Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
  • Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
  • дополнительные пособия для учителя
  • Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
  • Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  • Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
  •  интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися
  • Библиотека изобразительных искусств. [Электронный ресурс]//  http://www.artlib.ru
  • технические средства обучения

- компьютер;

- мультимедиа проектор.

  • учебно-практическое оборудование и учебные пособия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование и рабочая программа по биологии 6 класс

развернутое планирование по учебнику Н. И. Сонина 6класс...

Рабочая программа по физике 7 класс (кал.-тем. планирование, тем. планир., пояснит. записка)

Данная рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных...

Тематическое планирование и рабочая программа по геометрии, 7 класс

Материал содержит рабочую программу и тематическое планирование, ориентированное на учебник Л.С.Атанасяна, по варианту 2 ч в неделю со 2 четверти, всего 50 часов в год....

Тематическое планирование к рабочей программе по технологи 5 класс

Тематическое планирование по технологии для 5 класса (технический труд) с определением универсальных учебных действий (ФГОС)....

Тематическое планирование к рабочей программе по технологи 5 класс

Тематическое планирование по технологии для 5 класса (технический труд) с характеристикой видов деятельности учащихся (ФГОС)....

Приложение к учебно-тематическому планированию рабочей программы по математике 5 класс

Мною разработано приложение к УТП, где указаны планируемые результаты освоения математики по теме "У множение натуральных чисел". Эта работа является частью курсовой работы по составлению рабочей прог...