Методическая разработка "Хозяюшка бумага в декоративно - прикладном искусстве"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Рыжонкова Жанна Александровна

Краткая история изготовления бумаги. Технология изготовления. Необходимые материалы и инструменты. Фото изготовления изделий из бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема урока: 

«Хозяюшка бумага в декоративно—прикладном искусстве»

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

ПАПЬЕ-МАШЕ

Разработка выполнена

учителем ИЗО МБУ Школа № 69

Рыжонковой Жанной Александровной

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

Промысел лепной бумажной игрушки из папье-маше стал развиваться в начале прошлого века в Сергиевском посаде Московской губернии (ныне Загорск), и вплоть до 60-х годов прошлого столетия местные артели и фабрики держали монополию на папье-маше. Именно отсюда эта популярная технология распространилась на производства игрушки в Кирове, Иванове, Ростове-на-Дону, Осташеве и др.

Как таковое, папье-маше практически вытеснено искусственными материалами и считается неперспективной технологией. Однако это искусство возрождается в новом современном качестве.

Возникновение папье-маше в Сергиевском посаде связывают с лаковыми изделиями, в частности с лукутинскими, появившимися в России в конце 18 века и, в свою очередь, берущими начало от западной традиции. Несомненное влияние оказал здесь и экспорт немецкой лепной игрушки, известной также уже с конца 18 века.

На русской почве папье-маше получило самобытное техническое освоение, не говоря уже о художественном.

Папье-маше (франц. Paper-maher—жёваная бумага) - масса, легко поддающаяся формовке. Технология предполагает наличие моделей. Первоначально их роль выполняли формы из глины, фарфоровые статуэтки, игрушки из дерева, тряпичные куклы, набитые соломой, песком, мякиной. В истории Сергиевского промысла зафиксирован курьёзный случай, когда такой моделью, за определённое вознаграждение, послужил человек.

В первой половине 19 века пользовались только деревянными формами - «болвашками». Основным инструментом резчика был нож, лишь с середины столетия начали применять стамески. Готовые «болвашки» сначала обёртывали мокрой «мягкой» бумагой. Когда она подсыхала, налепливали в несколько слоёв «сахарную» бумагу. Затем, острым ножом разрезали лепку пополам и снимали с формы. Подсохшие половинки склеивали, шпаклевали, грунтовали, окрашивали, отделывали… Игрушка поступала в сборку.

С 1860 годов в промысел входят гипсовые формы, отливаемые с тех же «болвашек».

При отливке, деревянная модель смазывалась мылом с клеем или керосином со стеарином. Формы были простые и сложные, состояли из двух или нескольких частей, которые при лепке покрывались раствором, предохранявшим гипс от впитывания влаги. Процесс лепки протекал гораздо быстрее и легче, чем по «болвашке». Последующие операции сохранялись в прежнем виде.

В нашем «сегодня» папье-маше применяется при изготовлении различной теат-ральной бутафории, кукол, используется как материал в скульптуре малых форм. Пластины из папье-маше служат в качестве основы для лаковой живописи. Из папье-маше получаются забавные игрушки, куклы, маски; объемные и полу объёмные картины и даже рамы для картин. Оригинальная и хорошо исполненная вещь из папье-маше — прекрасный подарок, который украсит интерьер и доставит радость. Из папье-маше можно сделать различные игры, которые будут развлекать взрослых и детей.

Изделия из папье-маше легкие и прочные, а в случае поломки реставрируются очень просто: достаточно иметь под рукой клей и бумагу. Данная технология отличается простотой исполнения, что делает её доступной даже детям дошкольного возраста. Технология папье-маше уникальна тем, что может сочетать в себе несколько видов творчества это: моделирование, лепка, роспись, аппликация и т. д.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

По способу изготовления папье-маше делится на два вида:

внешнее и внутреннее.

Внешним папье-маше называется обклейка пластилиновой или другой модели снаружи. Этот способ более прост, чем внутреннее папье-маше, но дает некоторое искажение первоначальной формы, так как при наклейке нескольких слоев бумаги мелкие детали модели сглаживаются (рис. 7,15,19).

Внутреннее маширование — это обклейка формы изнутри. Оно применяется тогда, когда нужно точно, без искажений воспроизвести модель или когда нужно сделать несколько совершенно одинаковых папье-маше. Внутренняя формовка традиционно делается с гипсовых форм. Изготовление такой формы - процесс трудоёмкий и требующий некоторого навыка.

Выбор способа маширования зависит от задачи, которая перед вами стоит, и от того, какими готовыми формами (моделями) вы располагаете. Если поверхность папье-маше должна быть ровной, то лучше воспользоваться внутренним машированием. А если качество поверхности не так важно, то можно применить внешнее маширование. Впрочем, и при этом способе поверхность папье-маше может быть доведена почти до идеальной ровности при помощи шпатлевки и краски.

Лучше всего для этих целей подойдёт газетная бумага. Самое главное условие- бумага должна хорошо пропитываться клеящим веществом. Газетная и обёрточная бумага не рвётся при надавливании на неё пальцами, хорошо формирует гладкую лицевую поверхность изделия. Но нужно следить, чтобы между слоями бумаги не оставалось воздушных пузырей.

Если для склеивания кусочков бумаги применяется клейстер, то толщина слоёв бумаги должна обеспечивать достаточную жёсткость и прочность готового изделия. А если для склеивания применяется какой-либо другой клей (например, ПВА) то достаточно пяти слоёв бумаги. Клейстер варится из крахмала. Одна чайная ложка крахмала разводится в половине стакана холодной воды, и один стакан воды кипятится в ёмкости. Холодная смесь тонкой струйкой вливается в кипящую воду при постоянном помешивании. Как только смесь начинает булькать - её выключают. Вместо клейстера можно использовать хороший обойный клей, как его разводить, написано на упаковке.

Для оклеивания желательно использовать бумагу двух цветов (или разновидностей). Это нужно для того, чтобы постоянно контролировать количество кусочков бумаги на каждый слой (толщина слоя на поверхности всей формы). Размер кусочков зависит от размера изделия: чем меньше модель, тем мельче должны быть бумажные кусочки.

Форму, перед нанесением на неё первого слоя бумаги, покрывают растительным маслом, чтобы исключить прилипание изделия к форме-основе. Первый слой также можно не пропитывать клеем, а «клеить» лишь на воду- это также даёт лёгкое снятие бумажной заготовки с формы. Остальные слои пропитываются клеящим веществом, но при этом не старайтесь смазывать бумагу большим количеством клея. Папье-маше нужно делать как можно суше, иначе оно будет рыхлым.

Избегайте складок на поверхности бумажного слоя. В тех случаях, когда они образуются, нужно надорвать бумагу и уложить её по форме.

НЕ СЛЕДУЕТ БУМАГУ РЕЗАТЬ! Это очень важно, тогда края каждого кусочка имеют хорошее сцепление с клеем и соседними кусочками бумаги, благодаря наличию волокон на рваных краях. Кроме того, это особенно важно для лицевой поверхности изделия, т.к. обрезанные ровные края неизбежно дадут следы кромок.

При наклеивании бумаги нужно заводить её концы (класть внахлёст на рабочую поверхность) за края формы на 1-2 см, чтобы в конце процесса маширования либо завести эти концы вовнутрь, либо аккуратно обрезать. Затем, обратная сторона изделия закрывается картоном и вырезается по контуру ножом или ножницами, это делает работу прочнее и аккуратнее. Для того, чтобы повесить изделие на стену, надо приклеить к нему петельку, но перед этим точно рассчитать место крепления.

      После маширования, сушки и зачистки поверхности наждачной бумагой неровные кромки изделия подрезаются, разлохмаченные места подклеиваются. Подготовленное к отделке изделие покрывают слоем шпатлёвки. Шпатлёвка предназначена для сглаживания неровностей поверхности и подготовки её под краску. Шпатлёвки могут быть как масляными, так и клеевыми, в зависимости от характера последующей покраски. Под масляную покраску готовят соответственно масляную шпатлёвку, а под клеевую - шпатлёвку из клея. В продаже есть универсальная масляно- клеевая шпатлёвка.

      Наносить грунт нужно тонкими слоями и обязательно давать им высыхать перед тем, как наносить следующий слой.

На обрабатываемую поверхность шпатлёвка наносится кистью, затем обрабатывается мелкой наждачной бумагой. Если первый слой шпатлёвки не заполнит все неровности, шпатлевание повторяется. Когда изделие полностью подготовлено – оно грунтуется (можно слегка разбавленным водой клеем ПВА), окрашивается и декорируется.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Для того чтобы изготовить папье-маше, вам обязательно понадобятся:

  • форма, по которой будет производиться формовка (маширование);
  • бумага ;
  • клей ПВА;
  • грунтовка (шпатлевка);
  • краска (гуашь, акрил…)

Кроме того, на разных этапах изготовления и оформления изделий применяются различные материалы и инструменты:

  • карандаши, маркеры;
  • стеки для пластилина;
  • вазелин (для смазывания формы);
  • нож для бумаги;
  • кисти;
  • наждачная бумага;
  • различный дополнительный материал (тесьма, бисер, нитки, ткань, крупа, пуговицы, бусины, перья...

       

 Цель: Научить детей технике папье-маше разными способами формовки бумаги.

       ЗАДАЧИ:

  1. Обучение детей основным приёмам и навыкам работы в технологии папье-маше.
  2. Развитие образного воображения, фантазии и художественного вкуса, умения видеть красоту создаваемого предмета.
  3. Развитие мелкой моторики кисти руки, согласованности работы глаз и рук.
  4. Воспитание уважения к народной культуре, наследию родной страны.
  5. Воспитание эстетического вкуса и чувства гордости и удовлетворённости результатом своей работы.

В работе используются следующие

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, театрализованное представление.
  2. Наглядные: демонстрация образцов, показ приёмов работы.
  3. Практический.
  4. Аналитический.

Как обычно, начинать лучше от простого к сложному, т.е. от полуобъёма простой формы к объёму с более сложными контурами.

Данная технология позволяет выполнить практически любой творческий замысел.

  1. Рассмотрим, например, выполнение из папье-маше из жидкой бумажно- клеевой массы (игрушка -человечек). Простые формы лепки из бумажной массы (как из пластилина) и ярких красок человечка дают практически бесконечный запас вариантов для творчества. Любое смелое изменение форм, пропорций, геометрической основы строения делает человечка лишь интереснее и декоративнее. ГЛАВНОЕ, не нарушать общих законов композиции, гармонии цвета, формы и фактуры из дополнительных материалов (которыми будет декорироваться человечек на завершающем этапе работы) и всё получится!

 

  1. выполняется поисковый эскиз в карандаше, в цвете
  2. планируются дополнительные материалы для декорирования
  3.  начинаем набирать бумажно-клеевой массой объём
  4. обработка, деталировка формы
  5. лепка способом из отдельных частей
  6. маширование формы оставшимися слоями (использовать ПВА)
  7. сушка изделия
  8. шпатлевание (по сухому)
  9. колеровка (краски смешивают с ПВА~2:1) -по сухому
  10. декоративная отделка (по сухому)

Есть несколько секретов, для того чтобы ваше изделие получилось более выразительным:

  • При выполнении поисковых набросков, нужно помнить, что голова, руки, ноги, шляпка могут быть разных размеров, могут быть видоизменены до «неузнаваемости их назначения», могут вообще отсутствовать, но если они есть, то должны находиться (хотя бы приблизительно) на отведённом им природой месте.
  • Верхняя часть головы и шляпы (воображаемая горизонтальная линия по середине) не должна быть «тяжелее» нижней части, на любом этапе выполнения вашего варианта человечка. Тоже самое относится и к левой-правой стороне.
  • При вылепливании заготовки, нужно помнить, что есть определенные пропорции у людей о них есть общее представление (местонахождение глаз, головы, туловища;
  • Переход головы и туловища (и др. частей) к телу должен быть плавным
  • Выражение «лица» у человечка очень легко менять. Достигается это путём уменьшения-увеличения головы, глаз, губ и т.д., а также придания им различного наклона и формы.
  • Как бы ни выглядел ваш человечек в целом, глаза у него должны привлекать внимание зрителя  (достигается с помощью декорирования, объёма, цвета и т.д.)
  • И единственное, что может быть решено абсолютно свободно, лишь по вашему желанию -цвет изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Композиция в декоративно-прикладном искусстве"

контраст, нюанс, масштабность, цвет, светотень, фактура, текстура, величина, зрительная масса, геометрический вид, ритм, виды композиции ...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Методическая разработка по предмету Декоративно-прикладное искусство. Связь времен в народном искусстве

Этот материал поможет читателю-ученику погрузиться в вводный материал по теме "Декоратвно-прикладное искусство"....

Презентация "Хозяюшка бумага -в декоративно прикладном искусстве"

Определение.Особенности обучения детей с ОВЗ. Золотое правило для учителя в работе с детьми с ОВЗ. Цель. Задачи. Актуальность. Раскрытие темы. Анализ работ. Методы работы с детьми....

Презентация методических разработок по работе с обучающимися с ОВЗ "Хозяюшка бумага в декоративно- прикладном искусстве"

Определение. Особенности обучения. Начало творческого пути. Техники папье-маше. Цель. Задачи. Актуальность. Содержание. Раскрытие темы. Анализ работ.  Методы работы с детьми с ОВЗ....

Программно-методический материал по теме "Декоративно-прикладное искусство"

Данный материал позволяет закрепить знания и умения по теме "Декоративно-прикладное искусство" . Данный материал содержит теоретический материал,  материал для закрепления полученных зн...

Методический материал по технологии (декоративно-прикладное искусство) "Декорирование матрешки в технике хохломской росписи"

1. Материалы, интструменты.2. Технологическая карта по росписи изделия из дерева.3. Тест для проверки теоретического материала по теме "Хохломская роспись"....