Комплексные игры на уроках по изобразительному искусству
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Использование комплексных игр позволяет улучшить процесс воспитания личности ребёнка, вследствие которого развиваются его творческие способности, повышается продуктивность мыслительной деятельности, развивается заинтересованное отношение к действительности, проявляющееся в личностной активности, качестве учебной деятельности, художественном уровне реализуемых проектов, оригинальности их решения; ответственном отношении к делу, самостоятельности и организованности, отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnye_igry_na_urokah_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексные игры на уроках по изобразительному искусству

Комплексные игры могут содержать в себе одновременно и подвижные, и ролевые, и познавательные, и состязательные элементы, объединённые единым сюжетом урока, темой. Конечно, эти игры трудоёмки, требует больших творческих усилий педагога и детей, времени на подготовку, но без них жизнь ребёнка в школе утратила бы естественную детскую радость. Как ударный такт в музыке, который придаёт неповторимую окраску мелодии, комплексные игры и пятиминутки задают направленность и ритм эмоциональной жизни класса. Такая задача, конечно, не под силу одному учителю, она реальна только при условии творческого сотрудничества учителя, родителей, старших школьников и детей. Но организатором и дирижёрам этого «оркестра» может быть лишь педагог, чутко воспринимающий настроение и стремление всех членов этого детско-взрослого сообщества.

Сюжеты и темы, переживаемые детьми и взрослыми в игре, не могут быть формальными или случайными. Идеи доброты и единения с природой, творческого самовыражения, волшебства смены время года важно не потерять ещё в первые месяцы совместной жизни с первого класса начальной школы. Особенно это важно для учителей по изобразительному искусству. Ведь именно на их уроках детям предоставляется полёт фантазий для изображения их на бумаге. Любой урок можно преподнести детям как игру, что для начальной школы особенно важно. Ведь ещё в прошлом году каждое занятие проходило так. Если школьники будут приходить на урок к учителю, который старается создать для работы нужное настроение, то дети не будут отвлекаться и именно этот педагог станет для них лучшим.

Примеры комплексных игр на уроках по ИЗО в начальной школе.

В гостях у Карандаша.

Это комплексное игра-занятие – встреча с ожившим предметом, который практически каждый день держат в руках, – с карандашом.

В помещении класса педагог оформляет как мастерскую Карандаша. Могут появиться экспозиции «Весёлые рисунки» (из детских иллюстрированных журналов), «Герои любимых сказок и мультфильмов» (репродукции картин художников – иллюстраторов детских книг и художников – мультипликаторов), «Мы рисуем» (рисунки ребят, выполненные карандашом). На стуле или кресле будет сидеть Мастер Карандаш-кукла имитация известного персонажа весёлых картинок. Можно поставить несколько мольбертов, за которыми как бы работают помощники – карандаши. Парты расставлены полукругом или составлены в два стола, за которыми сядут дети.

Вот этап подготовки завершён, и начинается игра.

Мастер Карандаш приветствует ребят и предлагает прослушать песню Э. Успенского и В. Шаинского «Дети любят рисовать». Затем Мастер Карандаш важно сообщает о своём происхождении из древнего знаменитого рода Карандашей, когда и где родился его самый первый пра – прапрадед и так далее (в шутливой форме). После этого хозяин мастерской предлагает ребятам посостязаться в творческих конкурсах и весёлых соревнованиях.

· «Художники – фантазёры»: Карандаш предлагает школьникам изобразить за условленное время как можно больше разных предметов, используя в качестве основы различные геометрические фигуры: круг, треугольник, многоугольник и другие (заранее для каждого ребёнка заготовлены листы бумаги и цветные карандаши). Работу заканчивают все одновременно по сигналу Мастера Карандаша.

· «На ощупь»: это конкурс, который проявляет способность детей воспринимать предметы, окружающий мир через его форму и цвет. Участники игры поочерёдно закрывают глаза, им дают мешочек с 3-4 предметами, которые нужно ощупать пальцами, определить предмет и представить себе какого они обычно бывают цвета, затем вынуть и положить на тот стол, на котором лежит карандаш того же цвета. За ранние ребятам объясняют, что предметы будут только трёх цветов – жёлтого, зелёного, красного, и просит запомнить, на каких столах лежат карандаши этих цветов. (Набор предметов можно составить из овощей и фруктов: огурец, репчатый лук, морковь; листья петрушки, лимон, помидор; листья салата, апельсин, гроздь ягод красной рябины).

Цветные загадки.

Зелёные

Летом – в огороде,

Свежие, зелёные.

А зимой – в бочке,

Крепкие, солёные. (Огурец)

Красный

Красный нос

В землю врос.

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Жёлтые

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух)

Синие

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко – голубой. (Небо)

Разноцветные

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост.

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

Маленькие художники.

Класс оформлен как мастерская художника (репродукции картин художников – иллюстраторов). У каждого ребёнка на парте стоит стаканчик с водой, лежат акварель, лист бумаги, мягкая кисть.

Педагог предлагает прослушать композицию Чайковского «Времена года», а затем рассмотреть предложенные картины и определить какой фрагмент каждой из картин. Можно спросить у детей какую бы они придумали мелодию?

Далее проводится творческая работа школьников. Техникой рисования «по – сырому» дети наносят акварель на листы бумаги, на тему природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе.

Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского...

Комплексная контрольная работа по темам: изобразительное искусство и страдательный залог

Данная контрольная работа имеет 7 вариантов по уровнаям трудности: 1-2 - средний уровень, 3-4 - облегченный уровень, 5-7 - уровень повышенной сложности.В работу включены разделы: лексика, грамматика, ...

Входная комплексная работа по технологии и изобразительному искусству 5 класс

Входная комплексная работа по технологии и изобразительному искусству 5 класс...

Промежуточная комплексная работа по технологии и изобразительному искусству 5 класс

Промежуточная комплексная работа по технологии и изобразительному искусству 5 класс...

Итоговая комплексная работа по технологии и изобразительному искусству 5 класс

Итоговая комплексная работа по технологии и изобразительному искусству 5 класс...