Применение арт-педагогических техник на уроке и во внеурочной деятельности
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Гончарова Татьяна Эдуардовна

Чтобы ребенок занимался рисованием с увлеченностью, постоянно совершенствуясь, ему нужна своевременная помощь взрослого. Многие дети затрудняются изображать какие-то предметы или образы традиционными средствами рисования - карандашами, фломастерами, кистью. Использование данных инструментов не даст детям раскрыть весь свой творческий потенциал, они не помогают развитию фантазии и воображения. Ведь рисовать можно как угодно и чем угодно! Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности школьников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Применение арт-педагогических техник на уроке и во внеурочной деятельности

В условиях модернизации образования все модели обучения младших школьников реализуются в контексте Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с ФЗ «Об образовании». Предъявлены серьезные требования  к мастерству учителя, зафиксированные в  профессиональном стандарте. Основой современных образовательных Стандартов и Закона об образовании становится формирование современного человека, обладающего следующими компетенциями: информационной, коммуникативной, самоорганизацией, самообразованием. Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования — это требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Эти нормативные документы взаимодополняют друг друга и призваны показать всю суть нашей деятельности.

Научить находить решения в нестандартных ситуациях, развить оригинальность мыслительной деятельности, научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон, развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире - все эти задачи способны решить обучающиеся, если на достаточном уровне прорабатываются hard- и  soft- компетенции. Проблемами развития креативности, гибких компетенции  учащихся общеобразовательных школ занимались такие ученые как А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, Г.Я.Буш, Л.С.Выготский, В.Д.Богоявленская.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у учашихся, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. 4 Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Она заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес школьников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”. Существует множество нетрадиционных техник рисования, позволяющих детям достигать результата при использовании оттисков, например, из картофеля, или же рисуя пальчиками и ладошками. Восковые мелки, акварель и свечи, отпечатки древесных листьев, жесткие полусухие кисти и точечное рисование - и это далеко не конец. Другие, усложненные техники рисования могут быть постигнуты ребенком младшего школьного возраста. В качестве примера таких техник можно привести рисование мятой бумагой, монотипия и пластилинография, рисование песком, кляксография. Каждая из них - маленькая площадка для игры для девочек и мальчиков. Такой подход дает детям чувство свободы, важности собственного решения, обеспечивает все условия для самовыражения и позволяет им развивать фантазию. Нужно заметить, что кляксография, несмотря на незамысловатость подхода, оказывается очень действенной и полезной техникой! Она помогает развивать воображение, позволяя детям создавать силуэтные картины, получать широкий опыт использования кистей и красок. Это в свою очередь способствует развитию творческих способностей, фантазии, эстетического восприятия изобразительного искусства и даже сопереживания. Психологи часто используют кляксографию на коррекционных курсах, отмечая ее эффективность. Кроме того, этот вид рисования оказывает воздействие и на развитие координации, глазомера. Необычные образы, веселый и простой процесс создания невероятных картин - именно такой является кляксография. Пятно - это больше, чем просто средство выразительности. Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в школьном возрасте. Школьные годы чувствительны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-школьника. Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка. В своей работе я рассматриваю развитие творческих способностей школьников младшего школьного 5 возраста при помощи нетрадиционных техник рисования. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. При работе над этой темой следует обратить внимание на следующие особенности: 1. Важно, чтобы ребенок младшего школьного возраста стал на уроке активным участником, а для этого нужно, чтобы каждый ученик был главным действующим лицом на занятии, чувствовал себя свободно и комфортно. 2. В этом возрасте усваивается лучше тот материал, который вызывает интерес и имеет практическую значимость для учащегося. 3. Ребенок этого возраста живет в особом мире- мире игры, волшебства и сказки. Одной из важнейших задач, стоящих перед начальной школой, является обучение творческой всесторонне развитой личности. На основе всего перечисленного, можно сделать вывод - обучение через игру, сказку, где ребенок является активным участником - вот способ эффективной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы педагогической техники на уроке и во внеурочной деятельности для учебного успеха ученика

В данной статье рассматриваются некоторые приемы педагогической техники, которые могут повысить познавательную активность ученика....

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения  как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности   по англ...

«Приёмы арт-педагогической техники на уроке и во внеурочной деятельности»

Методическая разработка была разработана в 2015 учебном году как продолжение методтческой работы "Арт-педагогика на уроках изобразительного искусства как средство развития и формирования эмоциона...

Ирина Владимировна Куратова. Метод проектов как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной деятельности

Ирина Владимировна Куратова, учитель географии, ГБОУ школа № 76, Санкт-Петербург Метод проектов  как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной д...

Методические рекомендации по созданию и применению образовательных web – квестов на уроках и во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации по созданию учебного веб-квеста и применение технологии веб-квеста на уроках и во внеурочной деятельности....

Приёмы арт-педагогической техники на уроке и во внеурочной деятельности

   Каждый учитель-предметник, работая в школе, нарабатывает и создает собственную систему работы с учениками. За несколько лет активной педагогической деятельности создается комплекс ...