ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока изобразительного искусства 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Ольга Васильевна Тропезникова

Технологическая карта урока изобразительного искусства - 5 класс

Тема: АРХИТЕКТУРА РУССКОЙ ИЗБЫ. НАЛИЧНИК.

своего народа, к сокровищам народного творчества; создать условия для поиска информации о наличнике, развить творческое воображениеПознакомить учащихся с внешним убранством русской избы; углубить знания учащихся о традиционных народных строениях; развить чувства патриотизма, интереса к истории и культуре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhitektura_russkoy_izby._nalichnik.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока изобразительного искусства

 5 класс

Тема: АРХИТЕКТУРА РУССКОЙ ИЗБЫ. НАЛИЧНИК.

учитель: Тропезникова О.В

Технологическая карта урока изобразительного искусства - 5 класс

Тема: АРХИТЕКТУРА РУССКОЙ ИЗБЫ. НАЛИЧНИК.

Цели:

Познакомить учащихся с внешним убранством русской избы; углубить знания учащихся о традиционных народных строениях; развить чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества; создать условия для поиска информации о наличнике, развить творческое воображение.

Задачи художественного развития учащихся:

расширить знания учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы; развить творческое воображение, фантазию, умение понимать и ценить прекрасное; воспитать уважительное отношения к культуре и обычаям своего народа, желание приумножить духовно-нравственные традиции.

Формы и методы обучения:

объяснительно-иллюстративный; практический; индивидуальная, коллективная.

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: самостоятельно обдумывает замысел наличника; правильно выбирает цветовое решение наличника; умеет работать гуашью; оценивает результат своего труда.

Познавательные: расширение познавательной сферы в процессе поиска и решения творческого замысла по изображению русской архитектуры; уметь работать со словарём.

Личностные: формирование навыков работы с архитектурными элементами, повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Образовательные ресурсы:

Художественные материалы: альбом, карандаш, ластик, гуашь, фломастеры;

Зрительный ряд: учебник, РТ, ЭП к учебнику.

Музыкальный ряд: русская народная музыка, песня «Солнышко лучистое».

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные действия

I. Организационный

    Момент.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

Эмоционально настраиваются на урок.

Личностные: ответственно

относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний учащихся.

Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

- Ребята, мы живём в сельской местности и нам хорошо знакомы архитектурные постройки. Как они называются? (дом, изба)

- Давайте посмотрим в учебнике раздел «Архитектура. Русская изба»: Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны. Особенности строения крестьянской избы. Своеобразие декора. Отличие декоративного убранства русской избы в Поволжской зоне и на Севере России.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями русской архитектуры и выполним наличник в цвете.

Отвечаю на вопросы.

Воспроизведение.

Личностные: развивают чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

III. «Архитектура русской избы. Наличник». Введение в тему урока.

ЭП к учебнику раздел «Архитектура. Русская изба»

русская народная музыка

- Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Русскую архитектуру ещё называют зодчеством. А того, кто строил – зодчим. Сейчас называют архитектором.

- Что такое дом, изба для человека? Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. Если вы обратите внимание на дома в селе, вы не сможете найти два одинаковых дома.
- Как вы думаете, почему?
(потому что каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством)
- Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов:
Фронтон избы - чело, передняя часть - лицо, окна - глаза.
- Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше?
(конёк).
- Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы. Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб. Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
- Почему в орнаментах крестьяне чаще всего изображали солнце?
(Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца). 

- На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных. На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.

- Учащиеся знакомятся с видами резьбы на наличниках:

глухой, пропильной, накладной. Верхняя часть наличника называется кокошник, нижняя - фартук.

Знакомятся с элементами декора наличников.

Рассматривают варианты ставень.

В русских народных сказках на картинках окна всегда

закрывались деревянными расписными ставнями.

Воспроизведение.

Принимают участия в беседе.

Отвечают на вопросы.

Работа со словарём.

Наличник — декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных планок, выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой.

Регулятивные: используют обобщенные способы и осваивают новые приёмы действий.

Познавательные: расширение познавательной сферы в процессе поиска и решения творческого замысла по изображению наличника, умение работать со словарём.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя.

IV. Инструктаж по выполнению работы.

- Посмотрите, на какие геометрические фигуры похож орнамент наличника? (квадрат, круг, ромб, треугольник, прямоугольник).

- Проанализируйте последовательность выполнения рисунка.

Ознакомление с этапами работы.

- Пропорции и симметричность наличника.

- Использование разных геометрических фигур.

- Цветовое решение.

Физкультминутка «Солнышко лучистое».

Слушают объяснение учителя.

Задают вопросы.

Анализируют и отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения.

Личностные: формируют любовь к родному дому, селу; эмоциональное восприятие; повышают культуры речевого общения.

Регулятивные: самостоятельно обдумывают замысел наличника. 

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

- Приступайте к самостоятельной работе.

Во время практической работы делает целевые обходы.

  1. Контроль правильности выполнения рисунка.
  2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  3. Контроль объема и качества выполнения работы.

Выполняют практическую работу.

Регулятивные: умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают результат своего труда.

Личностные: формируют навыки работы гуашью;

умеют правильно подобрать цвет для наличника;

развивают способности к творческому самовыражению.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Экспресс-выставка работ учащихся и их обсуждение.
- Посмотрите и оцените свои работы и работы одноклассников.

Обобщение.

- Что нового узнали на уроке?

- Кто такой зодчий? (архитектор)

- Зачем люди украшают свои жилища?

- О чем может рассказать декор крестьянской избы?

- Назовите элементы русской избы (конёк, охлупень, полотенце, причелина, наличник).

Давайте посмотрим, какую оценку заработали Рефлексия Обед

Уборка рабочего места.

Выставление оценок в журнал и дневник.

Готовят работы для экспресс-выставки.

Самооценка.

Участвуют в обсуждении и делают обобщение.

Самостоятельно убирают своё рабочее место.

Личностные: обсуждают индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя.

Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками.        

VI. Домашнее  задание.

Рассмотреть наличники домов на улицах села.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС) "Конструкция и декор предметов народного быта"

Технологическая карта урока  изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС)  "Конструкция и декор предметов народного быта"Цель урока: Создать декоративный образ русской народной прялки...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме Хохлома

Представленный материал - Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времен в народном искусстве" по теме "Хохлома", разработанный по ФГОС ОО....

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 7 классе. на тему "Взаимосвязь объектов в архитектурном макете"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...