Анализ урока ИЗО в специальной школе
статья по изобразительному искусству (изо)
Анализ урока ИЗО в специальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока рисования в специальной школе
Ценным средством повышения качества коррекционно-воспитательной работы в процессе обучения детей изобразительной деятельности является анализ урока рисования. И.А. Грошенков в учебном пособии «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» называет следующие основные дидактические требования, которым должен соответствовать урок:
1) единство общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;
2) правильный выбор учебного материала (натуры, образца, темы) и методов применительно к каждому из этапов урока;
3) сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы;
4) организационная четкость построения урока.
Во время проведения урока в специальной школе должны соблюдаться следующие условия:
- замедленный темп обучения (соответственно особенностям протекания нервно-психических процессов у умственно отсталых детей);
- некоторое упрощение структуры изучаемого материала и формируемых умений и навыков;
- многократное повторение усваиваемого материала;
- максимальное привлечение чувственного опыта ребенка;
- оптимальное вовлечение учащихся в выполнение предметно-практической деятельности;
- опора на наиболее развитые положительные качества ученика и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы;
- дифференцированное руководство учебной деятельностью школьников;
- расчленение целостной деятельности на отдельные части, элементы, операции;
- постоянное исправление, корректирование действий учащихся;
- привлечение разнообразных приемов и методов с целью развития познавательных процессов и целенаправленной деятельности умственно отсталых детей.
Анализ урока рисования с точки зрения соблюдения этих условий позволяет сделать вывод о том, насколько правильно организовано коррекционное воздействие на учеников.
Для планомерного изучения эффективности педагогического процесса И.А. Грошенков в учебном пособии «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» предлагает следующую примерную схему анализа урока рисования:
Материал урока
Соответствие темы урока требованиям учебной программы по изобразительной деятельности.
Вид работы (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы) и его связь (дидактическая и логическая) с предыдущим и последующими уроками.
Оценка содержания учебного материала с точки зрения коррекционно-развивающих задач рисования (позволяет ли подобранный материал активно влиять на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферу учащихся).
Посильность материала урока с точки зрения:
- структуры (конструкции) объекта изображения;
- количества (объема) материала;
- конкретности графических образов (тематическое рисование);
- изобразительных возможностей учащихся.
Соответствие материала урока задаче формирования графических навыков (владение карандашом и кистью, регулирование движения в соответствии с задачами изображения, правильная передача пространственных свойств предметов: форма, величина, пропорция).
Эстетическая оценка натурной постановки или декоративного образца, иллюстративного материала, используемого на уроке в качестве дополнительного средства обучения и развития.
Наличие у учащихся интереса к объекту изображения и содержанию практической работы.
Соответствие домашнего задания теме и целям урока.
Оборудование урока
Наличие и готовность оборудования к началу занятия.
Рациональность выбора оборудования для данного урока из имеющегося в школе и его соответствие целям урока и особенностям развития умственно отсталых детей.
Обеспечение условий для наилучшего восприятия объекта изображения (целесообразные размеры объекта; наличие специальных столиков-подставок для натуры; установка ламп-рефлекторов; применение соответствующего фона, на котором размещается предмет; использование раздаточного материала и др.).
Целесообразность применения технических средств обучения на данном уроке.
Умеренность в использовании наглядных пособий и дидактического материала.
Общая оценка оборудования урока рисования.
Структура урока
- Целесообразность использования «дробной» структуры урока рисования в специальной школе (организационный момент; вводная беседа; анализ объекта изображения, образца или определение сюжета; планирование построения рисунка; указания к началу работы и предупреждение ошибок; самостоятельная работа учащихся над рисунком; подведение итогов урока – анализ детских рисунков и их оценка; домашнее задание; окончание урока).
- Соотношение и оправданность каждого из этапов урока. Обеспечение органической связи между ними и подчиненность их образовательным, воспитательным и коррекционно-развивающим целям урока. Четкость и последовательность построения урока. Целесообразность продолжительности каждого этапа урока. Логическая и дидактическая завершенность урока.
Коррекционно-воспитателъная работа на уроке
- Целесообразность приемов по усилению мотивации изобразительной деятельности школьников, по преодолению у некоторых из них индифферентности к работе и неадекватности поведения.
- Эффективность использования различных методов и средств обучения и воспитания (сочетание слова, наглядности и практических действий); их соответствие возрасту учащихся, уровню развития познавательных возможностей детей.
- Организация умственных действий школьников на всех этапах учебного процесса. Выполнение учащимися интеллектуальных операций (ориентировочно-исследовательских, анализирующих, обобщающих, контролирующих и др.), связанных с изучением объекта изображения и построением рисунка. Коррекционно-развивающая направленность методов обучения и воспитания.
- Использование речи школьников в процессе изучения (обследования) изображаемого предмета. Продуктивность способов побуждения их к речевой деятельности. Контроль за речью учащихся, исправление лексико-грамматических ошибок.
- Эффективность графических средств развития дифференцированных движений, тонкой произвольной моторики рук.
- Используемые в учебном процессе средства эмоционально-эстетического, нравственного и трудового воспитания учащихся.
- Результативность осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся на уроке рисования.
Подготовленность учителя к уроку
- Степень понимания специальной роли рисования в развитии и воспитании умственно отсталых детей. Умение использовать педагогически значимый потенциал изобразительной деятельности для решения особых задач специальной школы.
- Знание материала урока, умение применять разнообразные методы и способы работы, владение техникой ведения урока (выполнение учебных рисунков и правильное оформление иллюстрированного материала на классной доске, демонстрация наглядных пособий, умение своевременно приходить ученику на помощь, поддерживать интерес к рисованию и т.д.).
- Использование новейшей научной общепедагогической и специальной литературы.
- Способность учитывать психофизические особенности и графическую подготовленность учащихся. Умение применять в ходе урока поощрения и порицания в соответствии с личностными качествами умственно отсталого ребенка.
- Характер речи учителя: ясность, точность, эмоциональная выразительность, умеренность.
- Характер поведения учителя на уроке и его влияние на эмоционально-волевую деятельность и поведение учащихся.
- Общая оценка подготовленности учителя к уроку.
Общая оценка урока
- Успешность реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей урока. Комплексный характер средств, обеспечивающих решение поставленных задач.
- Уровень организации деятельности и поведения учащихся на уроке.
- Эффективность осуществления дидактических принципов обучения. Результативность индивидуальной, фронтальной и дифференцированной работы на уроке. Коррекционно-развивающая направленность урока рисования в целом и каждого из его этапов.
- Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности. Виды формируемых и закрепляемых умений и навыков.
- Оценка различных сторон психофизической деятельности школьников в связи с коррекционным воздействием, оказываемым на уроке рисования. Целостность и законченность урока.
Грошенков И.А.
Изобразительная деятельность в специальной
(коррекционной) школе VIII вида. – М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-645864-1512307211.jpg)
Анализ урока в Детской музыкальной школе
Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-821802-1475965977.jpg)
Использование практических работ на уроках биологии в специальной школе VIII вида.
методическая разработка...
Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."
В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-32696-1585070488.jpg)
Анализ воспитательной работы ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка» за 2016-2017 учебный год.
отчет о проделанной работе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-948421-1505623262.jpg)
Устный счет на уроках математики в специальной школе VIII вида как один из факторов успешной социализации обучающихся.
УСТНЫЙ СЧЁТна уроках математикив специальной (коррекционной) школе VIII видакак один из факторов успешной социализации обучающихся.(из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/07/picture-945108-1504793723.jpg)
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в специальной школе для детей с нарушениями интеллекта
Дипломная работа по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...