НАБРОСОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА С НАТУРЫ
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Комлева Ирина Авдаховна

Академический рисунок – одна из основных дисциплин в системе художественной подготовки. Основу обучения составляет изучение и выполнение длительных многосеансовых рисунков с натуры. Однако важным разделом является и работа над краткосрочными рисунками – набросками с натуры, по памяти и представлению, в частности фигуры человека, в которых будет правильно переданы пропорции и характер позирующего человека.

Следует отметить, что во все времена художники искали идеальные пропорции человеческого тела. Первые пропорции были выработаны ещё в Древнем Египте, затем в Древней Греции. Много внимания уделяли пропорциям художники эпохи Возрождения: Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Сегодня также рисование человека является одной из сложных тем в изучении академического рисунка. Из всех видов краткосрочного рисунка наброски людей имеют в практике художника наибольшее значение. Решение сложной и интересной задачи изображения человека средствами наброска помогает развитию вкуса, расширению художественного кругозора студентов и выработке индивидуальных графических приемов в этой области. Данная тема нашла свое отражение в ряде диссератционных исследований художников-педагогов [1], [2], [3]. В этих исследованиях отмечается, что работа над набросками человека является основной частью всего процесса обучения рисунку. Она помогает решать ряд учебных задач в длительных рисунках фигуры человека, изучая живую форму. Для того, чтобы упростить задачу правильного изображения фигуры человека художниками-педагогами были разработаны методики по выполнению набросков и зарисовок с человека: методика работы над зарисовкой стоящей фигуры человека в несложном движении с опорой на одну ногу; методика упрощенной формы – сочетание форм фигуры человека с простыми геометрическими телами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта изо 6 класс43.66 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 6–7
НАБРОСОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА С НАТУРЫ

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Создать условия для формирования умения видеть пропорции и соотносить детали между собой; способствовать расширению знаний учащихся о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, развитию творческой активности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся выполнять зарисовки с натуры фигуры
человека.

Получат возможность
научиться:
делать отбор
деталей; сравнивать и под-чинять детали целому; соотносить детали между собой
(делая зарисовки с натуры
фигуры человека).

Познакомятся с видами
набросков и материалами
для их выполнения

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью (особенности и виды набросков), излагают свое мнение в диалоге, делают выводы; планируют деятельность в учебной ситуации; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека – выражение особенностей духовной культуры эпохи).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для ре-шения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, корректируют свое мнение в соответствии с мнениями товарищей); организуют работу в группе; задают вопросы; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов; осознают свои интересы (приобретают творческий опыт); имеют мотивацию
к учебной деятельности

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой.

Формы: фронтальная и индивидуальная


Окончание табл.

Образовательные
ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

 Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Каталог электронных образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru

Оборудование

Карандаш, фломастер, гуашь (по выбору)

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Быстрый рисунок».

Зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве

Основные понятия и термины

Набросок, замысел, зарисовки, модель

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Орга-низаци-онный

момент

Подготовка учащихся к изу-
чению
нового

– Ребята, сегодня по дороге в школу я увидела группу спортсменов-гандболистов. Я была потрясена их ростом и телосложением. Придя в класс, я по памяти попыталась их быстро зарисовать. Посмотрите, что получилось.

Внимательно слушают
и наблюдают.

Фронтальная работа

Регулятивные: 
определяют цель, проблему в учебной деятельности.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

мате-
риала.

Игра

– Предлагаю вам поиграть в игру «Быстрый и внимательный!».

Правила: я буду показывать вам пять разных предметов; время показа предмета с каждым разом будет уменьшаться; победит тот, кто точнее и быстрее изобразит все пять предметов

Играют. Осознают проблему.

Ставят перед
собой цель

Личностные: 
осознают свои интересы (приобретение опыта в зарисовках
с натуры)

Наброски с натуры

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Как правило, первым делом мы рисуем то, что привлекает наше внимание.  Как же работать над наброском? Посмотрите на меня!

– Первое – определим тот элемент, который бро-
сается нам в глаза (это может быть действие, выражение лица и т. д.).

– Перенестите этот элемент на бумагу как можно полнее и по возможности быстро (проделайте это несколько раз).

– Рассмотрите наброски художников. Некоторые рисунки очень общие. На всех рисунках немного деталей. Общие очертания передают образ. На некоторых рисунках передано действие, на других проработаны формы. Поговорим об особенностях и видах набросков.

Презентация «Быстрый рисунок». Слайды 2–19

Учащиеся анализируют, выделяют главное.

Зарисовывают элемент.

Знакомятся
с особенностями и видами
набросков.

Смотрят презентацию, задают вопросы

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные:

определяют способ решения учебной задачи; усваивают информацию
в разных формах

Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский

– Внимательно рассмотрите натуру. Изучите ее.
В первую очередь определите пропорции и соотнесите детали между собой.

Можно воспользоваться планом:

1. Определите общие рамки изображаемой фигуры.

2. Набросайте конструктивное построение фигуры
(скелет).

3. Как можно вернее изобразите разнообразные
движения модели, наклон тела, поворот головы,
динамику рук, ног.

4. Свободно проводите штрихи и линии

Исследуют пропорции натуры. Продумывают приемы выра-
зительности при работе
с натурой.

Выполняют
набросок

Индивидуальная работа

Регулятивные: 
планируют деятельность в учебной
ситуации; работают по плану, сверяясь
с целью.

Личностные: 
осознают много-
образие взглядов
на процесс выпол-
няемой работы

Набросок

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа
в форме «вопрос – ответ»

Вопросы к учащимся:

– Какая схема работы вам кажется более продуктивной?

– Назовите вид наброска, который вы выполнили.

– Как вы определяли пропорции фигуры?

– На что надо обращать особое внимание при работе с наброском?

Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают работы товарищей. Определяют свои ошибки и удачи

Индивидуальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации

Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация к уроку "Набросок фигуры человека"

Технологическая карта и презентация  на тему  "Набросок фигуры человека" разработана в соответствии с требованиями стандартов нового поколения и могут быть использованы на уроке ИЗО в 7 клас...

Урок по изобразительному искусству в 7-м классе "Набросок фигуры человека"

Цель урока:  сформировать представление о наброске, путем самостоятельного изучения материала, на основе составленных вопросов с опорой на собственные знания и выполнением проекта наг...

конспект урока и презентация "Набросок фигуры человека с натуры"

конспект урока и презентация "Набросок фигуры человека"...

конспект урока "Набросок фигуры человека"

конспект урока "Набросок фигуры человека"...

Урок. Набросок фигуры человека с натуры

Рассказать учащимся о наброске как виде рисунка, его особенностях, видах; поговорить о выразительности в изображении фигуры человека; научить учеников созданию набросков с натуры; развивать в  уч...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе, тема: "Набросок фигуры человека"

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе, тема: "Набросок фигуры человека" выполнена с учетом ФГОС. Технология - практико-ориентированная. Методы: словестно-иллюст...