Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе, тема: "Набросок фигуры человека"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Быкова Вера Владимировна

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе, тема: "Набросок фигуры человека" выполнена с учетом ФГОС. Технология - практико-ориентированная. Методы: словестно-иллюстративные, метод фронтального опроса, беседа, практическая творческая забота.

Данный урок позволит объяснить для чего необходимо учиться делать быстрые, краткосрочные наброски. Это необходимо, чтобы научиться хорошо рисовать. А для этого нужно много наблюдать за позой  живого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Набросок фигуры человека.

Цель

Ознакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, в которых изображается человек; учить анализировать объекты рисования, делать наброски фигуры человека, учитывая анатомическое строение; развивать наблюдательность, навыки работы карандашом; воспитывать интерес к изобразительной деятельности

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Класс

7

Технология

Практико-ориентированная

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Набросок

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация по теме «Набросок фигуры человека», карандаши, бумага.

Оборудование

Альбом, графический материал (карандаши, мелки, фломастеры).

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: построение нового знания о понятии “набросок”; изучение техники работы над наброском; сформировать представление о роли и значении наброска в творчестве художника; формировать навыки работы с художественными материалами.  

 Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

 познавательные — научатся формулировать проблему, самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (из рассказа учителя, собственного жизненного опыта), осуществлять анализ фигуры человека при ее рисовании;

 Регулятивные — овладеют способностями понимать учебную задачу урока; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и критично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания учащимися;

коммуникативные - овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

 Личностные:  развитие самостоятельности в решении различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей; овладение различными приемами и техниками изобразительного искусства; отработка навыков самостоятельной работы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развиваю-щие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия

Универсальные учебные действия

Формы контро-ля

I. Моти-вация учебной деятель-ности

Эмоциональная, психологическая и мо-тивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает  условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

-  Скажите, что вам труднее всего рисовать?  Многие ответят: «Человека».

Эмоционально настраиваются на урок. Слушают учителя.

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

умеют формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

II. Акту- ализа-ция знаний

Беседа  организацией повторения.

Проводит параллель с ранее изученным материалом:

- Да, это действительно непростая задача. Но научиться этому можно. Что вам для этого нужно знать? (Основные законы изображения, пропорции человеческой фигуры, тренироваться в ее рисовании, приобретая необходимые навыки).

Слушают учителя,

Отвечают на вопрос

Фронтальная

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

III. Коллек-тивное  обсуждение

темы

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Просмотр слайдов

В процессе рассказа создает условия для формулировки темы урока учащимися.

-  Действительно, образ человека, его деяния, мысли и чувства являются одной из самых популярных тем в изобразительном искусстве.  Давайте посмотрим изображения, выполненные Александром Дейнеки и Павлом Федотовым. (На слайде представлены работы, выполненные в графике и расположенные в два ряда. (Слева – академические рисунки, справа - наброски).

Слушают учителя, отвечают на вопро-сы,

обсуждают тему урока и пытаются

Фронтальная

Личностные: проявля-

ют интерес к художест-

венной деятельности.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения

Устные ответы

- Охарактеризуйте работы: что общего в этих работах, а чем они отличаются?

- Назовите работы в правом ряду одним словом – существительным и таким образом определите тему урока.

Обобщает ответы учащихся, уточняет  и называет тему урока.

- Тема урока «Набросок фигуры человека»

самостоя-тельно формулиро-вать.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, делают выводы

IV. Реализа-ция постро-енного проек-та 

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Просмотр слайдов, работа со справочными материалами

 Просит найти определение «наброска». Слушает учащихся:

Набросок - грубый рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения.

Набросок - предварительный, неоконченный вариант какого-либо произведения, изделия и т. п.; то, что составлено, намечено, написано лишь предварительно, в общих чертах.

 Обобщает, делает вывод, озвучивает определение:

  - Таким образом, мы можем сказать:

НАБРОСКИ — это быстрые рисунки, в которых карандаш художника схватывает то, что ему потом будет необходимо для работы над задуманным произведением.
 
Учитель продолжает рассказ:

    Вот перед вами картина Павла Федотова «Сватовство майора». Здесь все полно движения: убегает, уронив платок, жеманная невеста, мать ее удерживает, схватив  за оборки платья, волнуется сваха: понравится ли хозяину-купцу жених, которого она привела. А сам герой переполоха в соседней комнате лихо крутит свой ус.
Картина «Сватовство майора» написана в 1848 году. Пожалуй, ни к одной своей картине художник не сделал столько рисунков-набросков, как к этой. Федотов тщательно подбирал людей, похожих на задуманных им героев будущей картины, чтобы точнее  воплотить

Слушают учителя, обраща-ются к Википедиианализируют информацию, рассматривают произведения живописи, делятся впечатлениями.

Фронтальная.

Личностные: проявля-

ют интерес к художест-

венной деятельности.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, Википедии Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы.

Устные ответы.

замысел.

На рынках старого Петербурга и в торговых рядах он искал старух, с которых мог бы писать образ свахи.
   Как-то на улице он встретил толстого купца — ну точь-в-точь таким ему виделся на картине отец невесты. Федотов долго уговаривал купца позировать ему, и наконец,  уговорил.

Пожалуй, ни к одной своей картине художник не сделал столько рисунков-набросков, как к этой.

     Не всегда  наброски художники делают с натуры. Часто художники рисуют по памяти. Художники Федотов, Иванов, Репин, Суриков оставили в наследство нам много набросков, некоторые представляют собой самостоятельные произведения искусства

V. Пер-вичное закреп- ление

Игровое задание «Что делает человек?». Физкультминутка

Продолжает беседу, задает задание:

Для правильного рисования фигуры человека, выполняющего какое-либо движение, художники составляют схемы. Вы с этим методом знакомились на предыдущих уроках. Посмотрите наброски фигуры человека, занимающие то или иное положение. Назовите действие, которое выполняют люди на этих рисунках.

Проведение физкультминутки.

Слушают учителя, рассматри-вают наброски на слайде,

выполняют задание.

Выполняют упражнения

Фронтальная., индивиду-альная

Личностные: проявля-

ют интерес к художест-

венной деятельности, положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью;

Познавательные: извлекают необходимую информацию из просмотренного слайда;

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, отвечают на вопросы.

Устные ответы.

Наблюдение за выполнением упражнений

VI. Само-стоя-тель-ная работа с само-провер-кой

Организация рабочего места.

Беседа «Что мы будем рисовать?». Демонстрация приемов работы.

Демонстрирует приемы работы. Организовывает самостоятельное выполнение задания учащимися и самопроверку, создает ситуацию успеха для каждого ребенка. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, помогает учащимся.

- Вам предстоит выполнить рисунок фигуры своего одноклассника в разных позах на уроке в формате быстрых набросков.

Выполняя вспомогательный набросок для уточнения позы натуры, можно ограничиться наброском-схемой. Такие наброски помогают понять положение тела и отдельных его объемов в листе бумаги, проанализировать распределение веса и движение крупных форм.  Всю форму тела нужно намечать последовательно: сначала место для головы и ее размер, потом продлевают линию до пяток. Всего одной линией намечаем форму человека в движении. Потом уточняем контур модели и разметку ног.

 Сегодня вы будете выполнять наброски фигуры человека. Не забывайте, карандашом нужно работать легко, не нажимая на него, иначе на листе бумаги будет грязь. Нарисовав фигурку, «оденьте» ее в одежду.

Организуют свое рабочее место. Анализируют информацию, выполняют наброски. Выявляют  и исправляют ошибки

Индивидуальная.

Фронтальная.

Познавательные: анализируют информацию о приемах рисования фигуры человека в разных позах. Регулятивные: работают по плану работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы его выполнения. Личностные: имеют желание рисовать, понимают значимость правильной организации рабочего места. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Устные ответы.

Наблюдение.

VII. Рефлексия

Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

В процессе окончания выполнения набросков организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

 Учащимся  предлагается продолжить предложения:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. теперь я могу…
  5. я научился…
  6. у меня получилось …
  7. я смог…

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают качество выполнен-ной работы по критериям: аккурат-ность,

Индивидуальная.

Фронтальная.

Личностные: обладают умениями оценки собственной учебной деятельности на основе заданных критериев.

Коммуникативные:

Излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения

Домашнее задание

  1. я попробую…
  2. меня удивило…
  3. мне захотелось…

Выполнить набросок с члена семьи в домашней обстановке, используя карандаши, восковые мелки, краски, уголь, тушь, перо, кисть, пастель.

оригинальность и т. д.

Продолжа-ют предло- жения.

Слушают учителя

.

Индивидуальная.

Регулятивные:

Оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают информацию учителя и учащихся, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.