"Технологическая карта к уроку изобразительного искусства по теме "Изба как модель мироздания"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Григорьева Надежда Анатольевна

Технологическая карта урока - это современная форма педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Учителю с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе целесообразно использовать эту форму конспекта в целях экономии времени. Освободившееся время следует уделить творческой составляющей педагогического труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karata_5_kl.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

по изобразительному искусству   в 5 классе

«Изба как модель мироздания»

учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ №69 Калининского района Санкт-Петербурга

Григорьева Надежда Анатольевна

Предметная область: Изобразительное искусство (автор Т.Я.Шпикалова)

Класс: 5

Тема: «Изба как модель мироздания»

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 5 класса в предметной области «Изобразительное искусство» по теме: «Изба как модель мироздания»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

 -  активизация учебно-познавательной деятельности

-  развитие мелкой моторики рук, глазомера, аналитического мышления, образного воображения, художественного вкуса.

 - формирование любви к народному декоративно-прикладному искусству

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

- формирование умения различать знаки семантики, образы-символы резьбы в деревянном зодчестве (познавательные УУД);

- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

- формирование умений работать в статичных творческих группах (коммуникативные УУД);

- формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  •  освоение знаний по теме: «Изба как модель мироздания».

Ключевой вопрос для детей: «Какие символы мировосприятия наших предков можно найти в облике деревянного дома и в его декоративном убранстве?»

Оборудование урока

ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация, магнитофон, образцы плоскостной и выемчатой резьбы по дереву, бумага, карандаш, ластик, карточки с символами, письма.

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулируемые УУД

1

Организационный

Контроль за организацией  рабочего места учащихся, формирование групп

Учащиеся рассаживаются  по группам

Коммуникативные

2

Активизация внимания

Звучит  музыка. Сообщение о том, что сегодня на уроке  мы ознакомимся с резным декором, которым мастера украшали избы.

Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости

Личностные

3

Актуализация опорных знаний

На предыдущих уроках мы познакомились с видами домов-комплексов,  с их конструктивными особенностями. Какие виды домов вы запомнили? Почему они были так названы?  Слайд № 2 

От какого слова образовано слово окно?  Давайте вспомним основные конструктивные узлы деревенского дома. Слайд №3  

Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные

Умение формулировать полученные знания

4

Мотивация учебной деятельности

Издавна русские мастера древоделы украшали избы резным декором. И в этих декоративных элементах, как и в всем устройстве дома отражалось мировосприятие русского народа. Слайд№3,4. В оформлении элементов использовались символы и знаки представляющие взгляд на мир.

Рассмотрите карточки со знаками  на ваших партах, что на ваш взгляд они могут символизировать?

 Слайд № 5,6,7.

 Слайд №8.9,10.

Обратим теперь внимание на декоративную резьбу, которой украшали окна.Слайд № 11,12,13,14,15

Рассматривают  элементы и символы, высказывают предположения, обосновывают их. .

Регулятивные

Учатся слушать вопросы, размышлять, анализировать.

5

Актуализация знаний.

Обобщение и систематизация знаний

Деревянные украшения для домов в разных областях России делали по разному. На Севере использовали прорезной сквозной способ, а в Поволжье выемчатый.  Давайте проанализируем отличительные особенности резного декора этих областей. (Резная тарелка)

Каждая группа анализирует примеры.

Познавательные, регулятивные

Коммуникативные.

6

Применение знаний и умений

А теперь я предлагаю поиграть в исследователей. Какую информацию оставили вам древние мастера древоделы, что они хотели вам сказать о своем доме, о роде их занятия, об окружающем мире (письмо-рисунок) 

Прочитайте послание (карточки)

1группа  -приложение 2

2группа  -приложение 3

3группа  -приложение 4

4группа – приложение 5

Каждая группа применяет ранее полученные знания.

Регулятивные

Коммуникативные

7

Контроль усвоения Проверка выполненных заданий

Проверка выполненных заданий, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

Зачитывают ответы,

Комментируют их

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать

8

Практическая работа

Тему сегодняшнего урока вы усвоили хорошо, молодцы.

А сейчас предлагаю вам побывать в роли  мастеров  и попробовать разработать свои эскизы декоративных украшений для домов: полотенце, наличники, причелины, подзор (лобовая доска).

Распределяют кто над чем будет работать.

Самостоятельно работают каждый над своим декором

Познавательные, Регулятивные

Коммуникативные.

9

Рефлексия

Домашнее задание

Сегодня вы познакомились с элементами декора избы, узнали символы, которые народные мастера изображали на домах. Какие символы  понравилсь вам больше? Хотели бы вы жить в таком доме?

Домашнее задание: И повторить какое значение имеют символы народного орнамента.

Дают ответ

Записывают домашнее задание

Регулятивные

Прогнозируемый результат: Знать  истоки народного деревянного творчества, декоративные элементы, уметь  читать символы и знаки, применяемые в деревянном зодчестве,  различать  по стилистическим особенностям декоративных украшений разных областей. Создать эскиз деревянного декора избы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические образы человека»

Урок составлен на основе  программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского. Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические  образы человека»...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 1 классе.

Технологическая карта к уроку ИЗО в 1 классе по теме "Украшение рукавички"...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе по программе Б.М. Неменского «Интерьер, который мы создаем»

Подробная Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе по программе Б.М. Неменского  «Интерьер, который мы создаем» согласно ФГОС....

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе, тема: "Набросок фигуры человека"

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе, тема: "Набросок фигуры человека" выполнена с учетом ФГОС. Технология - практико-ориентированная. Методы: словестно-иллюст...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 7 классе по теме "Важнейшие архитектурные элементы"

Технологическая карта ИЗО 7 класс по теме "Важнейшие архитектурные элементы"...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства 5 класс. Внутренний мир русской избы

Технологическая карта выполнена к уроку по программе Б.М.Неменского для 5 класса....