Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Асанова Гульзар Алиевна

«Искусство Гжели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gzhel_gotovyy_urok.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»

Разработка урока изобразительного искусства

в 5 классе

по теме

«Искусство Гжели»

Подготовила:                                                                                                                                                                                          учитель изобразительного искусства, МХК  

  МБОУ Правдовская школа

Асанова Гульзар Алиевна

с.Правда,2022г

Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.

                   Тема урока: Искусство Гжели.

Цели урока: 

-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;

-по способу работы:

освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.

Задачи урока:

-Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности;

-продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи;

-развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую

оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Результаты обучения:

Личностные:

 - уважительно относиться к культуре народного искусства,

-понимать роли культуры и искусства в жизни человека,

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм,

-уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом,

-уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

. Предметные: 

- понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка,

- создать художественный образ волшебной жар-птицы.

Метапредметные: 

- учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты,

- анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Наглядный и дидактические материалы:

- учебник  Н.А.Горяевой, 5 класс; изделия гжельских мастеров,

ИКТ- оборудование:  мультимедийная доска, компьютер, презентация к уроку

Художественные материалы: гуашь, бумага для упражнений, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, салфетки, баночки с водой.

  План урока

1.Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3.Организационный момент.

4.Тема, постановка целей урока.

5.Изучение нового материала.

6.Постановка художественной задачи по выполнению росписи.

7.Практическая работа.

8.Рефлексия.

9.Подведение итогов и защита работы.

Ход урока

 Добрый день 5 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы, теперь садитесь…

Учитель:

- Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть?

-Связано ли наше сказочное оформление с этой темой?

Уч-ся:

-Народные промыслы.

Учитель:

- А вы хорошо помните эти промыслы?

-  Вы готовы повторить знания, полученные на предыдущих уроках.?

Задание 1

1.Работа по карточкам - «Тест»

«Древние корни народного искусства»-2 уч-ся

Тест№1

1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.:

а) водные знаки;  б) солярные знаки.

2. Как называются постройки из дерева:

а,) зодчество;  б,) архитектура.

3. Орудие для ручного прядения

а) прялка;  б) иголка.

Тест№2

4. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу:

а) роспись; б) вышивка

5. Как называется главный угол в избе:

а) красный,. б,) синий.

6. Где находились лавки в избе:

а) вокруг стола,  б) вдоль стен.

Задание2

Фронтальная беседа по вопросам:

Тема «Древние образы в народных игрушках» 

1.Из какого материала изготавливается  дымковская игрушка:

а) пластилин;  б) глина, в)дерево.

2. Особенности узоров дымковской игрушки:

а) круг;  б) квадрат, в)елочка.

3. Особенности филимоновской игрушки:

а) круг;  б) полосы, в)крест.

4. Как называется посуда из глины:

а) хрусталь;  б)пластик, в)керамика.

5.Поднос расписанный цветами:

а) жостовский;  б)дымковский, в)каргапольский.

Учитель: -Ребята, а как вы думаете, все ли мы промыслы изучили?

- Внимание на экран!

Выход на тему урока. 

Учитель:

- найдите в сетке название промысла, о котором пойдет сегодня

речь.

Розы, листья, птицы.

Г

Г

О

Л

Ж

Ш

И

Е

Н

Н

Л

И

А

Ь

К

Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель. 
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)

Учитель:

Так какая же тема нашего урока будет?

тема: «Гжель».

Учитель:

- А, что мы знаем о гжели?  (Дети дают ответ)

-Что бы вы хотели узнать о Гжели? 

Чему мы должны сегодня научиться?

-Познакомиться с искусством 

Узнать о Гжели

Учитель:

- Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.

-Правда, очень красиво!?  

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.

-Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели?

Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц

-А какие цвета используют художники?

-(Синий)

Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только 1 цвет  -синий

-Какие бывают изделия?

 - Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных…

-Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их вручную.

Об особенностях этого промысла и о приемах росписи

Просмотр презентации «Элементы росписи гжели»

Учитель:

- какие элементы используют народные мастера?

Учиники:

(Линии, сеточки, усики, мазок с тенями…)

Выполнение упражнений

   Отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся

Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов,  листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.

Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом.

Учитель:

   -вам понятна тема и цели? Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя 

2.Практическая работа.

Украшаем посуду ( заранее подготовленные шаблоны, чайный сервиз)

- вам необходимо придумать и нарисовать узоры, применив элементы гжельской росписи.

  Во время практической работы -  целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

 2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы

Рефлексия

Итог урока. 

1. Общая оценка работы класса

-Чему Вы научились?  

-Кто почувствовали вдохновение?

-Понравился урок?

-Что понравилось?  

-В чем затруднялись?

-Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)

-В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

-Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, Изучили еще один промысел, научились  владеть кистевой росписью?

2. Выставка работ учащихся. 

Какая работа понравилась и почему?

(ответы учащихся)

Анализ работ

-Я предлагаю оценить свою работу вам так.

Перед вами на доске прикреплён магинитиками рисунок самовара и подноса, вам необходимо прикрепить ваши работы рядом.

Если вы считаете, что у вас все получается  и вы довольны своей работой, прикрепите свои  работы к самовару. Если вы считаете, что испытываете затруднение при работе с этой темой, прикрепите к подносу Ну, а если совсем вам трудно было работать прикрепите работы внизу.

   -И неважно ребята, где бы не висели ваши работы,  вы были замечательными сегодня художниками!

3. Уборка рабочих мест.

 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Урок изобразительного искусства на тему "Искусство народов Востока"

Данная презентация поможет лучше ознакомить учащихся с творчеством народов Востока. Важно, чтобы у учащихся сформировалось понимание как, почему, чем отличается искусство разных народов....

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»

Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промыслаЦель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписьюСсылка для просмотра урока: https://...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Урок по изобразительному искусству на тему: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие».

Ознакомление учащихся с искусством гжели,  истоками и совре­менным развитием промысла, особенностями гжельской росписи, гжельской керамической  продукцией её многообразием....