Открытый урок по ИЗО 5 класс "Зачем людям украшения"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Байбатырова Ишбика Умурзаковна

Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека и общества.

 «Зачем людям украшения», первый урок

Базовый учебник: «Изобразительное искусство 5 класс» : Н.А.Горяева, О.В.Островская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_zachem_lyudyam_ukrasheniya.docx449.2 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект урока

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5 класс

Раздел и номер урока в теме: Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека и общества.

 «Зачем людям украшения», первый урок

Базовый учебник: «Изобразительное искусство 5 класс» : Н.А.Горяева, О.В.Островская

Цель урока: Выявление общих представлений о месте и роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека и общества.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД)  - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в группе;

- уметь организовать место занятий.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- уметь организовать место занятий.

Образовательные ресурсы.

 Учебник, видеосюжеты  об Истории украшений , иллюстрации с изображениями украшений и росписей тела., практическая работа – оздание украшений своими руками.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Вид урока: Урок мини-проект

Формы работы учащихся: Работа в группах, ИКТ.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Разделение учащихся на три группы. Представление учителя, знакомство, положительный настрой на работу.

Делятся на группы, знакомство

2

Прогнозирование своей деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

2

2. Актуализация знаний, мотивация.

Вступительное слово учителя. Отрывок из м/ф «Золушка» 

-скажите,  как вы думаете, почему мы с вами посмотрели именно этот отрывок?  

Иллюстрации племен

- как отрывок и иллюстрации связаны между собой?

А теперь попробуйте отгадать несколько загадок:

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке... (бусы)

В ушках маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли-крошки

Украшения...

(сережки)

***

Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка -

Есть у мамы нашей...

(шляпка)

А как эти предметы называются в целом? Украшения

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, отгадывают загадки.

7

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка цели учебной задачи.

Умение слушать и вступать в диалог.

3

3. Решение учебной задачи.

Работа в группах.

Комментирует , направляет работу учащихся.

А где мы можем взять информацию?

Откройте стр.106, сейчас мы поработаем с текстом и найдем самую нужную нам информацию..Работа по маршрутному листу

Работают с текстом, маркируют текст.

Участвуют в диалоге с учителем, задают вопросы.

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают  ответы обучающихся.

4

4.Практическая работа в группах (создание мини-проекта).

Давайте тоже почувствуем себя дизайнерами и создадим свои украшения. На столах разложены задания и инструкция к защите ваших мини-проектов 1 группа (мальчики)-украшение древнего племени, 2 группа (девочки) – украшения для мамы, 3 группа (смешанная) – украшения для современного общества.

Работают в группах, готовят защиту мини проектов.

15

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.

5

5. Защита, оценка

Ну давайте посмотрим, что у вас получилось.

Модели вам понравились костюмы ? Как вы можете оценить работу дизайнеров?

Защищают мини-проекты.

Взаимооценивают, самооценивают работу

5

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Саморегуляция,  коррекция полученного результата.

Умение вступать в диалог, интегрироваться в пару со сверстником.

6

6. Итог. Рефлексия деятельности.

Все молодцы. Давайте с вами вернемся к табличке, заполните последнюю колоночку.

Урок полезен, все понятно.

  Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 

 Еще придется потрудиться.  

 Да, трудно все–таки учиться!

Заполняют таблицу.

Оценивают себя, приклеивают камни.

3

Структурирование знаний.

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция   для повышения мотивации учебной деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

Ход урока

1.Орг. момент (разделение на группы, настрой на урок)

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть. Подумайте ,пожалуйста, о чем- нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Я хочу чтоб у вас во время урока было хорошее настроение. Именно настроение вам поможет  в работе.

2. Игра «Разноцветные стикеры

- Сейчас мы с вами проведем игру «Разноцветные стикеры». 

Встаньте все в круг!

Вытяните руки вперед!

Закройте глаза !(прохожу  и ,ложу цветные кружочки ).

Откройте глаза !

Вот мы с вами и разделились на группы.

Займите свои места.                                                                             2мин

3.Игра упражнение «Рисовалка» (на развитие моторики , создание рабочего микроклимата).

- А сейчас мы с вами поиграем еще в одну  игру, она называется  «Рисовалки»

Задание:

- Возьмите в обе  руки фломастеры, разного цвета .

- Перед вами альбомные листы.

- Мы с вами сейчас нарисуем картину под мой рассказ.

 Руки должны рисовать вместе одновременно.

Нельзя поочередно рисовать руками.

Рисует художник

Пейзаж у реки:

Рисует деревню,

Рисует мосты,

Фонари расставляет,

По вечерам их включает,

Выводит дороги,

Деревья, кусты.

Рисует сугробы,

Рисует, рисует,

Снежинки, пургу и метель…

  • - Интересно, рисовать двумя руками?    
  • - Какое  ваше впечатление?
  • Покажите друг другу свои рисунки!
  • - Какая работа лучше всех, почему?                                         (3-4 мин).

4.Актуализация знаний, мотивация.

-А сейчас давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Золушка»      (2 мин)

 https://yandex.ru/video/preview/10194624738536042291

-Скажите,  как вы думаете, почему мы с вами посмотрели именно этот отрывок?

- А теперь посмотрите вот эти иллюстрации.(2 мин)

C:\Users\www\Desktop\открытый урок\золушка была.jpgC:\Users\www\Desktop\открытый урок\золушка стала.jpg

Золушка была                                                                        Золушка стала

-    Как отрывок и иллюстрации связаны между собой? (ответы учащихся)                   

-  А теперь попробуйте отгадать несколько загадок:

- Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке... (бусы)

- В ушках маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли-крошки

Украшения... (сережки)

 

-Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка -

Есть у мамы нашей... (шляпка)

-А как эти предметы называются в целом?(Украшения)

- Давайте попробуем определить с вами тему  сегодняшнего урока,(   ответы детей )

  1. Тема  нашего урока – « Зачем людям украшения.»(Открываю доску,на доске тема урока)

– Сегодня мы с вами должны будем ответить на вопрос: « Зачем людям украшения и узнать  какую роль они играли   в жизни человека.

- Развитие и становление самого человека, напрямую связано с историей украшений. Задолго до того как человек научился обрабатывать металл, он уже прибегал к украшению самого себя.                                                 3-4 мин-

 - Сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели  небольшой  

видеосюжет об Истории создании украшений.

- Будьте внимательны!                                                                    

https://youtu.be/ZYTLd4qiB1E   видео « Зачем людям украшения»                                                                                                  10-11 мин

- Перед вами на парте лежат Маршрутные листы- их нужно заполнить,

  -А где мы можем взять информацию?

Откройте стр.106,

-  Сейчас мы поработаем с текстом и найдем самую нужную нам информацию.

-  Читает текст ……….

     - Находим ответы на вопросы первой колонки и второй колонки и записываем в маршрутных листах.

-У каждой группы свои вопросы.                                         10 мин.

Маршрутный лист №1

Зачем воины разрисовывали свое тело?

Расшифруйте понятие :Украсить

Какой можно сделать вывод, зачем людям украшения?

Зачем древний охотник украшал себя?

Расшифруйте понятие Украсить

Какой можно сделать вывод, зачем людям украшения?

№3

Для чего вождь племени носил пышный головной убор,наносил на тело татуировки?

А Шотландский король в прошлые века носил семицветную одежду?

Расшифруйте понятие Украсить 

Какой можно сделать вывод, зачем людям украшения? .

Физминутка .

-Сейчас прежде чем перейти к следующему этапу нашего урока, давайте отдохнем и сделаем физминутку для глаз «Зимняя сказка».

 https://vk.com/video159092064_456239020 

Практическая работа.Работа в группах

– Давайте мы  тоже почувствуем себя дизайнерами и создадим свои костюмы .

1 группа (мальчики)-костюм  древнего племени,

2 группа (девочки) –наряд для мамы,

3 группа (девочки ) – готовят наряд для золушки            15 минут

Защита мини проектов:

- Ну давайте посмотрим, что у вас получилось.

– А сейчас каждая команда постарается защитить свой мини-проект.

- Вам понравились украшения?

- Как вы можете оценить работу дизайнеров?

Каждая группа защищает свой костюм.

8.Итог.Рефлексия:- Все молодцы!

- Давайте с вами вернемся к табличке,

- Заполним  последнюю колоночку.

-Выберите для себя ответ на доске.

 На доске :Урок полезен, все понятно. 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 

 Еще придется потрудиться. 

  Да, трудно все–таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме Зачем люди путешествуют? Спросим у современного путешественника!

Урок в 9 классе по теме «Почему люди путешествуют? Узнаем у современного путешественника» по УМК “Enjoy English” Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н является обобщающим уроком,  8 по счету в данно...

презентация к уроку ИЗО 5кл." Зачем людям украшения"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ рассказывает о роли украшений в древнем обществе, о положение человека в обществе. А сегодня "украшения  " говорят о деятельности человека (род занятий)...

Открытый урок по теме : « Сбережения, люди и деньги»

11 класс обществознание. Данный урок знакомит учащихся с понятием "сбережения", показывает различные формы сбережений, обсудив  их достоинства и недостатки,  учит понимать взаимосвязь д...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Знаменитые люди. Христофор Колумб»

Форма учебной работы: классно-урочнаяТип урока: комбинированныйВид урока: практическое занятие Цели:·        Познавательный аспект: расширять кругозор;·...

Открытый урок на тему "Знаменитые люди Англии. Вильям Шекспир"

Данный материал - это урок на тему "Знаменитые люди Англии. Вильям Шекспир"....

Конспект открытого урока "Звуки музыки объединяют людей"

Данный конспект урока разработан для учеников 2 класса в соответствии с ФГОС, имеет творческую направленность.Материал для узучения: глагол to be, can, глаголы действия. Результат урока: сочинить песн...