Открытый урок по теме : « Сбережения, люди и деньги»
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) на тему

Борисова Елена Анатольевна

11 класс обществознание. Данный урок знакомит учащихся с понятием "сбережения", показывает различные формы сбережений, обсудив  их достоинства и недостатки,  учит понимать взаимосвязь доходности и надёжности сбережений и  представлять свою роль как потребителя принимающего   решение об использовании денежных средств,  предназначенных для сбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  

                                     Тема открытого урока: « Сбережения, люди и деньги»

  Цели:

       Образовательная:  познакомить учащихся с понятием "сбережения",

                                          показать различные формы сбережений, обсудив

                                           их достоинства и недостатки ;                            

        Развивающая:       научить понимать взаимосвязь доходности и надёжно

                                           сти сбережений;

       Воспитательная:   представлять свою роль как потребителя принимаю-

                                         щего   решение об использовании денежных средств,

                                         предназначенных для сбережения.

  Тип урока: изучение нового материала.

  Форма урока: Комбинированный

  Оборудование:

1) термины (на карточках): сбережения, процент, инфляция,

пирамида (финансовая);

2) таблицы 1, 2 -данные о структуре сбережений (см. ниже);

3) результаты социологического исследования ИСЭПН РАН.

                                     Структура сбережений.

Таблица1

Личные счета в банках

11,6 %

Корпоративные счета

13,2 %

Ценные бумаги

18,7 %

Наличные рубли

10,4 %

Наличная валюта

32,9 %

Вклады за рубежом

13,2 %

Таблица2

Экономические группы

Уровень душевого дохода в месяц,  $

Доля в

населении

Доля сбережений

Бедные

До 50

51,9 %

1,2 %

Малообеспеченные

50-100

19,1 %

1,6 %

Среднеобеспеченные

100-500

18,2 %

7,4 %

Высокообеспеченые

500-1500

5,8 %

13,1 %

Богатые

1500-3000

3 %

16,6 %

Очень богатые

Более 3000

2 %

60,1 %

                      Результаты социологического исследования Института

                       социально-экономических проблем народонаселения

                                             Российской академии наук

     Структура сбережений в нашей стране имеет две особеннности. Во-первых,

около 90%общей суммы накоплений находится в России, что опровергает

популярный  миф "всё ушло за рубеж". Во-вторых, почти половина сбережений

имеет наличную форму - три четверти в валюте и четверть в рублях. В среднем

на всероссийскую душу приходится 300 долларов США, если, конечно считать,

что каждая душа имеет сбережения. Но это далеко не так.

    Выяснилось, что 40% семей вообще не имеют накоплений, 24% обладают

мизерной суммой. Зато 1% семей располагает сбережениями 16 тыс. долларов

и выше.

    Данные, приведённые в таблице 2, показывают, у кого концентрируются

сбережения.

      Зачем люди делают накопления?

     В результате исследования были выявлены мотивы сберегательного

поведения различных групп домохозяйств.

     Сбережения "потребителей первого уровня" (17,5%) нельзя считать

накоплениями в обычном смысле этого слова. Отложенные средства тратятся на

текущее потребление, а форма сбережений или проценты по вкладам не имеют

для этого типа сберегателей никакого значения.

    "Подстраховщики" (18,1%) копят деньги "на всякий пожарный случай". Среди

экстремальных ситуаций, ради которых "подстраховщики" делают накопления,

следует отметить болезнь и потерю работы.

    "Футуристы" (15,9%) твёрдо знают, что в будущем (возможно, и отдалённом)

их семье придётся нести стратегические расходы - образование детей,

дополнительное пенсионное обеспечение или смена места жительства.

    "Накопители" (17,4%) копят деньги по классической схеме - "чтобы были". Эта

сберегательная группа хотела бы получать доход от своих накоплений. От

"накопителя" один шаг до "инвестора" (12,2%), создающего капитал для

прибыльных инвестиций.

                                           Формы накоплений.

                                           наличные рубли                         36,5%

                                           наличная валюта                        12,7%

                                           вклады в Сбербанк                    35,7%

                                           ценные бумаги                           11%

                                           вклады в коммерческие банки 4,1%

     Выбор формы сбережений существенным образом зависит от размера

накоплений: небольшие объёмы хранятся в виде наличных либо вкладываются в

Сбербанк. С ростом суммы сбережений увеличивается доля рублёвых и

валютных вкладов в коммерческие банки. Что касается ценных бумаг, то

большинство опрошенных стали держателями в результате приватизации.

Государственными ценными бумагами владеет  незначительная доля семей.

                                                         Ход урока.

  1. Организационный момент

Учащиеся рассаживаются по группам. Два учащихся делигируются в группу экспертов, в которую входят 2 представителя администрации лицея и 2 классных руководителя. С ними учитель согласует выстав-

ление баллов

  1. Изучение нового материала

        1. Беседа по вопросам:

1) Что такое сбережения?

На доске - карточка с термином "сбережения":

- часть дохода, которая откладывается для удовлетворения  будущих

потребностей;

- отказ от потребления сегодня с целью потребить завтра, но на большую сумму.

2) Какую роль играют сбережения в жизни людей?

3) Назовите известные вам формы сбережений.

   На доске запись:

-"в чулке"

- золото, драгоценности

- недвижимость

- ценные бумаги

- валюта других государств

- банк

     

       Задание группам ( определяется одна из форм сбережений). В чём плюсы и

минусы каждой формы сбережений?

      После 2 мин обсуждения называются достоинства и недостатки видов

сбережения.(за каждый правильный ответ присваивается1 индивидуальный балл и 1 групповой)

Основные критерии сбережений:                                 на доске термины:

1) доходность                                                                        процент     

2) надёжность (отсутствие риска)                                      финансовая пирамида

3) враг сбережений - инфляция                                          инфляция

    - Если цены выросли в 300 раз во сколько обесценились сбережения?

       Вывод: несмотря на риск люди 1/10 часть доходов сберегают.

2. Работа с раздаточным материалом  и таблицами 1, 2 "Структура сбережений"

на доске. Учащиеся по группам получают данные социологических исследований.

       Вопросы:

        - Какие особенности имеет структура сбережений в нашей стране? (При

ответе использовать таблицу 1).

        - Что можно сказать о распределении сбережений по различным доходным

группам? (При ответе использовать таблицу 2).

        - Зачем люди делают накопления? Как семьи хранят свои средства? От чего

это зависит? (При ответе использовать раздаточный материал)

      Найти в тексте и прочитать, что об этом говорят учёные.

       3.Закрепление нового материала

 Тренинг "люди и деньги".

     На столах трафареты:

 1-я группа -"Бережливые";

 2-я группа -"Беззаботные";

 3-я группа -"Заёмщики";

 4-я группа - "Кредиторы".

Каждая группа получает карточку-задание. ( приложение «Ситуации» )

      1-я группа - эти люди во многом отказывают себе в сегодняшнем потреблении

и откладывают деньги для будущих покупок или  на "чёрный день".

      2-я группа - люди, потребляющие весь свой доход и не откладывающие денег

на будущее.

      3-я группа - живущие взаймы, активно использующие кредит.

      4-я группа - дающие в долг, под проценты (не только соседу, но и государству,фирме или банку).

      Задание. В течении 5 минут обсудить и выработать аргументы в пользу своего поведения.

      - Какие недостатки можно найти в типах потребительского поведения,

выработанных другими группами?

      Защитить свою позицию, ответив на вопросы участников других групп,

указывающих на недостатки данного типа поведения.

   

     

     Ответы (аргументы) должны быть примерно такими:

     1-я группа -"Бережливые".

"+" Найдётся некоторая сумма денег с помощью которой можно решить

непредвиденные вопросы. Деньги всегда под рукой в нужный момент.

"-" Более рационально не просто откладывать, а заставлять деньги "работать".

Вторым недостатком является инфляция (цены растут быстрее, чем

накопления).

      2-я группа -"Беззаботные".

"+" Разумнее тратить все свои средства как можно быстрее (из-за инфляции)

и извлекать из них как можно больше пользы и удовольствий.

"-" Нет возможности купить более дорогие товары. Непредвиденные ситуации.

      3-я группа -"Заёмщики".

"+" Товары приобретаем и пользуемся ими сегодня.

"-" Расплачиваемся завтра и с процентами, приобретая меньшее количество

товаров и услуг.

      4-я группа - "Кредиторы".

"+" Дающие в долг получают не только свои деньги, но и проценты за кредит.

"-" Неплатежи долга, инфляция.

     Итог игры.

     III. Итоги урока.

    Учитель. Представьте, что вы выиграли в лотерею крупную сумму денег, как бы

вы ею распорядились? (Ответы учащихся).

    Выбор формы сбережений зависит от наклонностей каждого конкретного

человека. Одни хранят деньги в "чулке", приобретают  предмет роскоши,

недвижимость. Другие склонны к риску, - ценные бумаги.

    Во всём необходимо учитывать:

    1) темпы инфляции;

    2) процент по сбережениям;

    3) индивидуальные особенности (возраст, состояние здоровья, планы);

    4) социальные, политические и национальные особенности.

    Выставление оценок за урок,

    Учителем называется количество баллов каждой группе; баллы, которые

распределяются внутри группы (самооценка групп).

    Домашнее задание.

    1) Посчитать доходы своей семьи и определить, к какой из экономических

групп относится ваша семья.

    2) По группам - описание ситуаций (для интересующихся) "Люди с разными

жизненными обстоятельствами": как они разместят свои сбережения. (Если хотите узнать правильный ответ , прочитайте его в главе 32 книги Л. Энджела и Б, Бонца"Как покупать акции".)

                                               

                                                             Ситуации

     1. Мистер Адамс, двадцати четырёх лет, неженатый и, как ему самому

представляется, готовый и дальше наслаждаться свободной жизнью. Получив

диплом об окончании колледжа, он устроился на работу химиком-стажёром в

крупной компании, занимающейся производством продуктоав питания. Его доход

составляет 20 тысяч долларов в год. Он добился существенной экономии,

разделив плату за квартиру с двумя другими жильцами. Адамс может скопить

в год около 5000 долларов. Его накопления составляют примерно 10000

долларов. Так как он не связан никакими обстоятельствами, ему не требуется

иметь запас для непредвиденных обстоятельств. К тому же он знает, что

может рассчитывать на помощь родителей.

      Желая увеличить свой капитал, он предпочитает инвестировать его в акции,

имеющие хорошую перспективу роста, даже если они не будут приносить ему

доходов в виде дивидендов. Помимо сбережений мистер Адамс может

тратить на покупку акций часть своего жалования.

     Конечно, до тех пор, пока его нынешнее положение не измениться. Ему,

по-видимому, лучше всего обсудить и наметить программу систематических

капиталовложений со своим брокером.

     2. Мистер и миссис Давенпорт. Мистер Давенпорт, служащий из числа

младшего руководящего состава одного из крупных рекламных агенств, получает

в год 50000 долларов. Но его уровень жизни таков, что после уплаты всех налогов,

процентов по закладной дом, оцененный в 100000 долларов, сборов за полис по

страхованию жизни (стоимостью 50000 долларов) к концу года остаётся совсем

немного - ровно столько, сколько может понадобиться на оплату счёта за вызов

врача в случае внезапной болезни. Все его накопления заключены в незаложенной

части его собственного дома и в выплаченной стоимости полиса по страхованию

жизни. Но мистер Давенпорт только что получил вознаграждение в 20000

долларов от своей фирмы. У него уже есть план, на что потратить эти деньги.

Он собирается купить обычные акции двух компаний, о которых недавно прочитал.

Одна из них - маленькая авиационная компания, обслуживающая курорт,

популярность которого растёт. Другая компания, по мнению мистера Давенпорта,

сумеет извлечь выгоду из решения проблемы опреснения морской воды. Когда

мистер Давенпорт высказывает своё мнение по поводу использования

полученной премии ,миссис Давенпорт начинает возражать. Эти планы кажутся ей

слишком рискованными. Она считает, что деньги следует вложить так надёжно,

чтобы обеспечить обучение  в колледже двух детей.

     Как же мистер и миссис Давенпорт решат эту проблему?

                           

         3. Мистер и миссис Франк - чета пенсионеров, им обоим по 65 лет.

Социальное страхование, а также небольшая сумма, которую они получают из

пенсионного фонда компании, составляют их ежемесячный доход - около 600

долларов. Их единственным достоянием является дом, свободный от закладных,

находящийся в маленьком городке, где налоги и уровень жизни существенно ниже,

чем в крупных городах. У них имеется хороший садовый участок, позволяющий

сократить расходы  на сумму  около 35000 долларов, большая часть  которых

состоит из пожизненной ренты и полисов по страхованию жизни, поскольку мистер

и миссис Франк аккуратно вносили платежи в течении долгих лет.

      Двое их детей женаты, их будущее вполне обеспечено. Поэтому естественным

желанием пожилой четы было бы сохранить то, что они имеют, то есть

оставить свои деньги в сберегательном банке и продолжать покупать

сберегательные облигации. Но при этом, если даже они будут получать 6% на

свои деньги, то общий доход из всех источников составит только 12000 долларов

в год или чуть больше 230 долларов в неделю. А во времена растущих налогов и

цен, имея 230 долларов в неделю, трудно рассчитывать на обеспеченную жизнь -

не накопишь даже на поездку в гости.

     Для этой четы главным достоинством инвестиций является надёжность.

     4. Мистер и миссис Чандлер. Мистер Чандлер - токарь высокой квалификации

на заводе, выпускающем запчасти для автомобилей. Его зарплата составляет

примерно 35000 долларов в год. Супруги начинали с того, что жили на очень

скромные деньги в маленьком городке. Завели двоих детей, которым теперь

исполнилось восемь и десять лет, купили дом и накопили немного денег. На их

счёте в банке около 4000 долларов. Но эта сумма начала быстро расти. В

прошлом году мистер Чандлер был переведён на должность мастера, что

означает прибавку к его еженедельному жалованию 125 долларов. Кроме того,

в ближайшие два месяца они заканчивают выплаты по закладной на дом, и им не

придётся больше тратить по 200 долларов ежемесячно.

      Благодаря этому они смогут теперь ежегодно добавлять к уже имеющимся

4000 долларам по 5000 или 6000 долларов, которые можно будет использовать

для инвестирования.

      Но как обстоят дела с защитой семьи от непредвиденных обязательств?

      У мистера Чандлера имеется страховой полис на 20000 долларов. Он

рассчитывает получить эту сумму благодаря тому, что его профсоюз решил

субсидировать страховые программы своих членов. Но ему хотелось бы  

начать покупать акции именно сейчас, так как нужно "сколотить" небольшое

состояние и финансировать обучение детей в колледже.

     Такая программа может принести успех  только при грамотном управлении

ею. Мистер Чандлер дожен быть уверен, что его деньги хорошо защищены.

Вдруг случиться, что кто-нибудь из детей серьёзно заболеет  и придётся

долго оплачивать лечение в больнице? С чего лучше начать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме Зачем люди путешествуют? Спросим у современного путешественника!

Урок в 9 классе по теме «Почему люди путешествуют? Узнаем у современного путешественника» по УМК “Enjoy English” Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н является обобщающим уроком,  8 по счету в данно...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Знаменитые люди. Христофор Колумб»

Форма учебной работы: классно-урочнаяТип урока: комбинированныйВид урока: практическое занятие Цели:·        Познавательный аспект: расширять кругозор;·...

Конспект открытого урока по теме: «Деньги, их функции»

Конспект открытого урока по теме:«Деньги, их функции» 7 класс...

Методическая разработка. Фрагмент учебного занятия по теме "Сбережения, люди, деньги"

Данная разработка может быть использована при изучении темы по экономике "Деньги. Виды денег.Инфляция", а также для проведения мастер-клсса на конкурсе "Учитель года"...

Открытый урок на тему "Знаменитые люди Англии. Вильям Шекспир"

Данный материал - это урок на тему "Знаменитые люди Англии. Вильям Шекспир"....

открытый урок по теме :"Деньги"

Технологическая карта урокаТема урокаДЕНЬГИ  И  ИХ  ФУНКЦИИТип урокаИзучение нового материалаДата урока22.04.2019Информационно-методическоеобеспечениепедагогическойсистемы урочнойдеятел...

Открытый урок на тему "Деньги и их функции"

Открытый урок на тему "Деньги и их функции"...