Открытый урок на тему "Деньги и их функции"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Никулина Ольга Андреевна

Открытый урок на тему "Деньги и их функции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dengi_i_ih_funktsii.docx49.35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию в 7 классе                                                                

Тема:  "Деньги, их функции".                                                                              

Тема урока

Деньги и их функции.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Класс обучения

7

Цель

Выявить основные закономерности появления денег,

приводить примеры функции денег, определить. Какие виды денег существуют в наше время.

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Знание понятия

«деньги», «цена», представление о механизме возникновения денег, характеристика видов и форм денег,

умение раскрывать на примерах функции денег.

Умение сознательно

организовывать свою познавательную деятельность, ставить цель, получать и оценивать результат, Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в соответствии с социальными ролями, свойственными подросткам, поиск и извлечение нужной информации в источниках различного типа, подкрепление изученных положений конкретными примерами, определение

собственного отношения к явлениям современной жизни.

Готовность и способность к

саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, посильному и созидательному участию в жизни общества.

Личностно значимая

проблема

Как правильно распоряжаться деньгами, как

приумножить доходы.

Методы и формы

обучения

Эвристическая беседа, работа с документами, работа в

сети Internet, индуктивный, дедуктивный методы. Индивидуальная, фронтальная, форма

Образовательные

ресурсы (включая ИКТ средства)

Обществознание 7 класс Под ред Л.Н.Боголюбова,

Л.Ф. Ивановой М, Пр, 2013

Основные термины:бартер, эквивалент,деньги, функции и виды денег, номинал, аверс, реверс,  легенда, гурт.  (на доске)                                                                                                                                                                                    

Тип урока: изучение нового материала.                                                                                                                  

   Форма урока: урок – исследование.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте девочки ! Как вы видите урок сегодня не обычный , у нас гости. Повернитесь и поприветствуйте гостей.! Как ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Работать на уроке будем дружно и у нас все получится.

Улыбнитесь друг другу, садитесь

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Начинаем урок.

И я предлагаю вам посмотреть на слайд и ответить на три вопроса:

  1. Что ты видишь?
  2. Что ты думаешь об этом?
  3. Как связано с нашим уроком. Чтобы тебе хотелось бы узнать?

Давай разгадаем ребус.

И что за слово вышло тут?

Что получают в день зарплаты?

Что прячут в сундуках пираты?

За что конфеты продают?

Что у нас получилось .Слово «деньги»

-  Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Между тем  большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать  каждому.

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? Как вы думаете, какие будут цели нашего урока? (ответы детей).

-  Конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками и функциями.

- Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13, вопросы и задания, выучить термины. (Слайд 4).

Подскажите мне, по какому плану мы сегодня будем работать:

1. Как деньги стали деньгами

2. Функции денег.

3. Деньги меняют обличье.(слайд 5)

4. Изучение нового материала:

1. Учитель: - Деньги… (слайд 6) Одни утверждают, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей).

А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их наинтерактивной доске.(Приём “Корзина чувств”: на доске пишется слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. (Деньги – магазин, копилка, банк, машина, компьютер, телефон).

  1. Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. (Слайд 7) Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют  большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

Работа в парах:

 Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер.(ученики работают парами).

Текст: «Что было деньгами». (слайд 8)

     Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”.  У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. (слайд 9)

http://festival.1september.ru/articles/594435/img1.gif

проверьте кластер (слайд 10)

Просмотр видеоролика:Обмен.

Учитель: – Ребята,  мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Ярмарка». Вы будите выполнять разные роли и задания .(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен.У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль;  у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно,растительное масло;у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)

Вы пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый .Время на выполнение задания – 3 минуты. (раздать карточки)

Учитель:

– Понравилось ли вам на ярмарке?

– Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар)

 Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга)

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Да

  1. Учитель:Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Просмотр видеоролика. Из истории денег.

(слайд 12) Люди нашли решение,   товар сначала меняли на товар – посредник.  Потом  уже этот товар,  на нужную вещь. Этот товар- посредник выступал в роли эквивалента.

Glushkova87@

Запишем: (слайд 13) Эквивалент - нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

 Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту.(слайд №14). Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений. И  металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.

Вывод:  люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить на равные части.

5. Учитель:

- Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся) , обобщение учителя:

 Слайд       (Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров... Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.

Физминутка – 2 минуты (слайд 16)

6. Учитель:

- А знаете ли вы как произошли названия денег?

 Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты, при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»

Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать».

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную  в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.

7. Учитель: Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.

Историческая справка:Само слово «деньги» возникло в результате того, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. В последствии все места, где делались монеты, стали называть «монета». Английский вариант этого слова «минт», французский - «моне»; от этого слова произошло английское слово «мани»- деньги.

Слово «Монета» - латинское слово. В Древнем Риме оно употреблялось в сочетании JunoMoneta как один из эпитетов к имени богини Юноны.«Монета» означает «предупреждаю, предостерегаю». Согласно легенде, богиня предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли на вершине Капитолия храм и посвятили его Юноне Монете, то есть Юноне Предвозвестительнице.

 

У золотых и серебряных денег самая богатая история. Археологи находят их при раскопках поселений, существовавших несколько тысяч лет назад. Вначале это были не монеты, а просто бруски или полоски без рисунков и надписей. Если надо было разменять большую полоску золота или серебра, от нее просто отрубали кусок нужного веса.

Когда люди начали делать деньги из драгоценных металлов, их изготовлением могли заниматься все, кто обладал техническими возможностями для выплавки золота и серебра. И желающих делать деньги было немало, потому что уже давно замечено, что изготовление денег дает большие преимущества. Ведь деньги - особый товар, который нужен всем, поэтому и прибыль от него выше, чем от других товаров, и авторитет у у изготовителя денег выше, чем у производителей зерна или кожи.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»

Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать».

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.

______________________________________________________________

- Какие же функции выполняют деньги, вы узнаете, прослушав внимательно информацию.(слайд 17,18,19)

Задание –  составить кластер: «Функции денег».(слайд 20)

8. Учитель: - А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал,  определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.  (Слайд 21)

Задание

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку (1). (Мера стоимости).

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей  какому-то мальчишке.(2)  (средство платежа).

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (3) . (Средство обращения).

Оставалось еще целое богатство – четыре гроша.  Один грош завалился за подкладку.

 «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (4). (Средство накопления)

Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5).(мировые деньги)

9. Учитель: - Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд 22)обобщение ответов детей)

10. Учитель:  Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука  нумизматика (от лат. «nomisma» - монета).(слайд 23) Запись – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

А сейчас практическая работа

А) Работа с наличными деньгами - см.

Учитель:

– У вас на столе лежат монеты.  Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Язык монеты.

Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства

Легенда – надпись на монете.

Номинал – нарицательная стоимость монеты

Гурт - боковая поверхность монеты. – (слайд 24)

Б) Работа с пластиковыми карточками - см

- А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?

В) Работа с бумажными купюрами – все вместе (слайд 25)

III. Закрепление изученного на уроке: Составление синквейна.

Учитель: - Ребята, давайте составим синквейн по теме нашего урока – «деньги».

            Деньги                                                                                              Деньги

Бумажные, металлические,                                                   Древние, современные,          
Обменивают, покупают, торгуют                                     Накапливают, платят, стоят
Всеобщим эквивалентом обмена считается           Средством товарного обмена является
Товар                                                                                      Торговля

IV. Итог урока. Рефлексия                                                                                

Учитель: - Ребята, я предлагаю вам, ответьте на вопросы:

  •  Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что…

Сегодня на уроке

  • Меня удивило…
  • больше всего на уроке мне понравилось…
  • Я узнал……
  • Я выполнял задания…
  • Самая ценная информация для меня…
  • Хотелось бы еще узнать…
  • Было трудно…

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Я  предлагаю вам воспользоваться заготовками и нарисовать смайлик, который будет говорить о вашем отношении к сегодняшнему уроку.

А теперь оцените себя (самооценка) и своих одноклассников.

Учитель: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный. Человечество уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

 Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.  Именно так и надо относиться к данной экономической теории.

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.

Вам на заметку:

 1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.

2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.

3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.

5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.

6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

ПОМНИТЕ! НЕ  В  ДЕНЬГАХ   СЧАСТЬЕ.

Объясняет домашнее
задание:

1. Какие пословицы и поговорки  вы знаете о деньгах.

2. Подготовить презентацию «Интересные факты  про деньги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме Производная сложной функции

Разработка открытого урока по теме Производная сложной функции...

Конспект открытого урока в 7 классе "Линейная функция"

Хочу поделиться некоторыми наработками по данной теме. Возможно, что кто-то захочет применить отдельные фрагменты урока....

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.

Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

открытый урок в 9 классе Числовые функции их свойства и графики

Данный материал составлен по ФГОС урок математики в 9 классе по теме: «Числовые функции их свойства и графики», учебник  А.Г.Мордковича.Урок развивающего контроля и открытия нового знанияприложен...

Открытый урок по биологии по теме "Функции переднего мозга"

В современном мире обучение требует современных и новаторских подходов. … Оболочка урока проста и понятна и мне очень хочется надеяться, что разработанный мною урок будет востребован учителями би...