Главные вкладки

    Открытый урок по теме Производная сложной функции
    методическая разработка по математике по теме

    Разработка открытого урока по теме Производная сложной функции

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Производная сложной функции.doc324.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

    ТЕМА:   ПРОИЗВОДНАЯ СЛОЖНОЙ ФУНКЦИИ

    ПЛАН ЗАНЯТИЯ

    1     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    1.1   Вступление

    1.2   Готовность группы к работе

    1.3   Постановка цели занятия

    2     ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

    2.1   Фронтальный опрос

    2.2   Индивидуальная работа по карточкам

    2.3   Игра «Домино»

    2.4   Устная работа

    3    ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА        

    3.1   Производная  сложной функции

    4     ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

    5 САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

               5.1   Проверочная работа с выборочной системой ответов

    6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    6.1   Подведение итогов

    6.2   Домашнее задание

    ТЕМА:   ПРОИЗВОДНАЯ СЛОЖНОЙ ФУНКЦИИ

    Тип занятия: комбинированный

    Цели изучения темы:

    образовательная:

    1. формирование понятия сложной функции;
    2. формирование умения находить по правилу производную сложной функции;
    3. отработка алгоритма применения правила нахождения производной сложной функции при решении примеров.

    развивающая:

    1. развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;
    2. развивать наглядно-действенное творческое воображение;
    3. развивать познавательный интерес.

    воспитательная:

    1. воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении производных сложных функций;
    2. формирование умения рационально, аккуратно оформить задание на доске и в тетради.
    3. воспитание дружеского отношения между студентами при проведении урока.

    Обеспечение занятия:

    1. таблица производных;
    2. таблица Правила дифференцирования;
    3. карточки для игры домино;
    4. карточки – задания для индивидуальной работы;
    5. карточки – задания для проверочной работы.

    Студент должен знать:

    1. определение производной;
    2. правила и формулы дифференцирования;
    3. понятие сложной функции;
    4. правило нахождения производной сложной функции.

    Студент должен уметь:

    1. вычислять производные сложных функций, используя таблицу производных и правила дифференцирования;
    2. применять полученные знания к решению задач.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    1. Вступление
    2. Готовность группы к работе
    3. Постановка цели занятия

    II   ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    а)   Вопросы для фронтального опроса:

    1. Что называется производной функции в точке?
    2. .Что такое дифференцирование?
    3. Какая функция называется дифференцируемой в точке?
    4. Что значит вычислить производную по алгоритму?
    5. Какие правила дифференцирования вы знаете?
    6. Как взаимосвязаны непрерывность функции в точке и ее дифференцируемость в этой точке?

    б)  Индивидуальный работа  по карточкам

    в)  Игра «Домино»

    х/

    0

    ()/

    С/

    ()/

    ()/

    f /(x)

    ()/

    ()/

    ()/

    ()/

    ()/

     

    ()/

    ()/

     

    ()/

    ()/

    ()/

    ()/

    ()/

    2х

    ()/

    1

    В комплекте «Домино» 20 карточек. Пары  перемешивают свои карточки, делят пополам  и начинают раскладывать домино с карточки, в которой заполнена только правая или левая часть. Далее вы должны найти на другой карточке выражение  тождественно равное выражению на первой карточке и т. д. В результате получается цепочка.

    Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы  и   крайние половинки последней и первой карточки пустые.

    Если не все карточки разложены, значит, вы где - то допустили ошибку, и её нужно найти.

    Студенты, работающие в паре должны оценить друг друга и выставить оценки в лист контроля. Критерии оценки написаны на конвертах.

     Критерии оценки:

    1. “5” –  без ошибок;
    2. “4” –  1-2 ошибки;
    3. “3” –  3-4 ошибки.

    г) Устная работа

    Пример 1  Найти производную функции .

    Решение:  .

    Пример 2  Найти производную функции .

    Решение: .

    Пример 3  Найти производную функции  .

    Решение: .

    Пример 4  Постановка проблемной ситуации:  найти производную функции

     у =ln( cos x).

    Мы имеем здесь логарифмическую функцию, аргументом которой служит не независимая переменная х, а функция  cos x этого переменного. 

    Как называются такого рода функции?

    [Такого рода функции называются сложными

     функциями или функциями от функций.]

    Умеем ли мы находить производные сложных функций?

    [Нет.]

    Значит, с чем мы должны сейчас познакомиться?

    [С нахождением производной сложных функций.]

    Как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия?

    [Производная сложной функции]

    Студенты сами формулируют тему и цели урока, преподаватель записывает тему на доске, а студенты – в тетради.

    III     ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Правила и формулы дифференцирования, рассмотренные нами на прошлом занятии, является основными при вычислении производных.

    Однако если для несложных выражений пользование основными правилами не представляет особого труда, то для сложных выражений, применение общего правила может оказаться делом весьма кропотливым.

    Цель нашего сегодняшнего занятия рассмотреть понятие сложной функции и овладеть техникой дифференцирования сложной функции, т.е. техникой применения основных формул при дифференцировании сложных функций.

    Производная  сложной функции

    Из примера видно, что сложная функция это функция от функции. Следовательно, можно дать следующее определение сложной функции:

    Определение: Функция вида

    y = f ( g (x) )        

    называется сложной функцией,  составленной  из функ ций f u g, или суперпозицией функций f и g. 

    Пример: Функция  у =ln(cos x) есть сложная функция, составленная из функций

    у = ln u    и    u = cos x .

    Поэтому сложную функцию часто пишут в виде

    y = f(u),         где        u = g(x).

                                    Внешняя функция         Промежуточная

                                                                               функция

    При этом аргумент х называют независимой перемен ной, а  u - промежуточным аргументом.

    Вернемся к примеру. Производную каждой из этих функций мы можем вычислить, используя таблицу производных.

    Как же вычислить производную сложной функции?

    Ответ на этот вопрос дает следующая теорема.

    Теорема: Если функция u = g(x) дифференци руема в некоторой точке х0, а функция y=f(u) дифференцируема в точке u0 = g(x0), то сложная функция у=f(g(x))  дифференцируема в данной точке x0.

    При этом

    или

      ,

    т.е. производная от у по переменной х равна производной от у по переменной и, умноженной на производную от и по переменной х.

    Правило:

    1. Чтобы найти производную сложной функции, надо ее правильно прочитать;
    2. Чтобы правильно прочитать функцию, надо определить в ней порядок действий;
    3. Функцию читаем в обратном порядку действий направлении;
    4. Производную  находим по ходу чтения функции.

    А теперь разберем это на примере:

    Пример1:  Функция  у =ln( cos x) получается последовательным выполнением двух операций: взятия косинуса угла х и нахождения от этого числа натурального логарифма:

    .

    Функция читается так:  логарифмическая  функция  от  тригонометрической функции.

    Продифференцируем функцию:  у = ln( cos x)=ln u,  u=cos x.

    .

    На практике такое дифференцирование производится гораздо короче и проще, во всяком случае, без введения записи  и.

    Искусство дифференцирования сложной функции заключается в умении видеть в момент дифференцирования только одну функцию (именно - дифференцируемую в данный момент), не замечая пока другие, откладывая их видение до момента дифференцирования.

    Будем использовать при дифференцировании  дополненную таблицу производных.

    .

    Пример2: Найти производную функции у = (x3 - 5х + 7)9.

    Решение:   Обозначив в «уме»  u = х3 – 5x +7,    получим у = u9. Найдем:

    и                            

    По формуле имеем

    4 ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

    1)   ;

    2)    ;

    3)  ;

    4)   ;

    5)   ;

    5 САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

    5.1  Проверочная работа в форме теста

    Спецификация теста:

    1. Тест гомогенный;
    2. Тест закрытой формы;
    3. Количество заданий – 3;
    4. Время выполнения задания – 5мин.;
    5. За правильный ответ испытуемый получает 1 балл,

          за неправильный – 0 баллов.

    Инструкция: выберите  правильный вариант ответа.

    Критерии оценки:

    “5” – 3 балла

    “4” – 2 балла

    “3”  - 1 балл

    Студенты решают на листочках и проверяют ответы с помощью ключа, представленного на доске. Ставят оценку в лист контроля (самоконтроль).

    Вариант 1

    Выберите правильный вариант ответа

    1. Производная функции  равна:

    а) ;                        б) ;                        в) .

            

    1. Производная функции  равна:

    а)   ;                        б)  ;                           в)   .

    1. Вычислить производную для функции :

    а)   ;                         б)   ;                в)   .

    Вариант 2

    Выберите правильный вариант ответа

    1. Производная функции  равна:

    а)   ;                        б)    ;                        в)   .

                    

    1. Производная функции  равна:

    а)    ;                        б)    ;                        в)    .

    1. Вычислить производную для функции :

    а)   ;                        б) ;                        в)    .

    Вариант 3

    Выберите правильный вариант ответа

    1. Производная функции  равна:

    а)    ;                        б)    ;                 в)     .                

     

    1. Производная функции  равна:

    а)   ;                        б)    ;                в)     .

    1. Вычислить производную для функции :

    а)    ;                        б)    ;                в)     .

    Вариант 4

    Выберите правильный вариант ответа

    1. Производная функции  равна:

    а)    ;                        б)    ;                в)      .        

            

    1. Производная функции  равна:

    а)     ;                б)       ;                в)     .

    1. Вычислить производную для функции :

    а)    ;                б)     ;                        в)    .

    Ключи ответов

    № задания

    1 вариант

    2 вариант

    3вариант

    4 вариант

    ответ

    ответ

    ответ

    ответ

    1

    в

    б

    в

    а

    2

    б

    б

    б

    в

    3

    а

    в

    в

    в

    6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    6.1 Подведение итогов

    1. рефлексия;
    2. выставление оценок;
    3. сдача листов контроля.

    Производная имеет очень большое применение в геометрии, физике, механике, экономике, в приближенных вычислениях, при исследовании функций. Вы будете использовать производную в ходе изучения дисциплины Основы алгоритмизации и программирования при составлении программ для работы с графикой.

    Н.И. Лобачевский “… нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…”

    6.2 Домашнее задание


    Лист контроля

    Фамилия, имя студента

    Работа на уроке

    игра “Математическое домино”

    Тест

    Итоговая оценка

     

     

     

     

    Лист контроля

    Фамилия, имя студента

    Работа на уроке

    игра “Математическое домино”

    Тест

    Итоговая оценка

     

     

     

     

    Лист контроля

    Фамилия, имя студента

    Работа на уроке

    игра “Математическое домино”

    Тест

    Итоговая оценка

     

     

     

     

    Лист контроля

    Фамилия, имя студента

    Работа на уроке

    игра “Математическое домино”

    Тест

    Итоговая оценка

     

     

     

     

    Лист контроля

    Фамилия, имя студента

    Работа на уроке

    игра “Математическое домино”

    Тест

    Итоговая оценка

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    электронные тесты по теме "Производная сложной функции"

    Тесты созданы в программе : редактор и программа для просмотра MyTestX.Программа бесплатная, можно скачать по ссылке http://mytest.klyaksa.net/·...

    Урок по теме «Производные тригонометрических функций» Алгебра и начала анализа, 10 класс.

    обеспечить усвоение правил дифференцирования и техники вычисления производных в разнообразных ситуациях.организовать вычисление производных тригонометрических функций по образцу и в измененной ситуаци...

    Методическая разработка урока по теме: "Производная сложной функции".

    Данный урок является уроком изучения новой темы. Представленная разработка урока раскрывает методические подходы к введению понятия сложной функции, алгоритма вычисления её производной. Разработка пре...

    Открытый урок по алгебре на тему "Производная сложной функции"

    Данный урок помогает разнообразить формы и методы проведения уроков в старших классах. В результате этого урока у учащихся появляется желание учиться и знать еще больше...

    Диктант по теме: "Производная сложной функции".

    Презентация для проведения диктанта по теме: "Производная сложной функции"....

    Разработка урока математики по теме «Производная сложной функции»

    Разработка урока математики по теме«Производная сложной функции»...