«Ты –архитектор!
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

«Ты –архитектор!» -
комбинированный  урок с использованием  технологий  личностно-ориентированного обучения, проблемного  обучения, технологий проектной  и  групповой деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_ty_-_arhitektor_7klass.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока по изобразительному искусству

 по теме: «Ты –архитектор!»

комбинированный  урок с использованием  технологий  личностно-ориентированного обучения, проблемного  обучения, технологий проектной  и  групповой деятельности.

Подготовила :  Викулова Т.Н.,

учитель ИЗО

г. Егорьевск

2017г.

Урок в 7 классе по теме: «Ты –архитектор!»

комбинированный  урок с использованием  технологий  личностно-ориентированного обучения, проблемного  обучения, технологий проектной  и  групповой деятельности.

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Цель: формировать представление о единстве эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности человека.

Триединая дидактическая цель:

Обучающая

  • научить детей распознавать архитектурные стили, элементы декора зданий;
  • передавать архитектурные образы посредством художественного творчества;
  • видеть природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку макета.

Развивающая

  • развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение); 
  • развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций), творчество и фантазию.

Воспитывающая

  • воспитывать любовь и интерес к архитектуре;
  • активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
  • вызвать желание создать коллективный проект, используя полученные знания.

Педагогические задачи:

Формирование:

Личностные результаты

-мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

-понимание значение знаний для человека, выбрать свой образ и отвечать за свой выбор.

Регулятивные УУД

-определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану, сверяясь с целью;

-планировать деятельность, излагать свое мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности.

Познавательные УУД

-выдвигать версии образно – художественной осмысленности простейших плоскостных композиций.

Коммуникативные УУД

-организовывать работу на уроке, обмениваться мнениями;

- самостоятельно сравнивать объекты;  

-излагать свое мнение в диалоге

Предметные результаты

-пользоваться необходимой информацией;

-совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией;

-реализовать в макете свое чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой;

-формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.

Ключевые понятия темы урока. Конструктивные элементы. Несущие конструкции - опоры, столбы, колонны. Балки и перекрытия. Ландшафт. Градостроительство.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Современные образовательные технологии и методики:

  • Проблемное обучение.
  • Личностно-ориентированное обучение.
  • Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
  • Технология проектной деятельности. Технология групповой деятельности.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: бумага, картон, карандаш, ножницы, клей, нож для бумаги, краски, кисточки.

Наглядно-демонстрационный материал:

Презентация учителя: «Ты – архитектор!».

Презентации учащихся: «Античность», «Романский стиль», «Готический стиль», «Классицизм. Русская усадьба», «Современный город».

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода к обучению

п/п

Этап и цель урока

Действия учителя

Действия ученика

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

УУД

 Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.

Организационный момент.

Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Читает стихотворение, направленное на раскрытие темы урока.

Колонны, портики и шпили – Архитектура разных стилей.

Соборы, здания, проспекты – Всплеск мысли, зодчества проекты.

Кариатиды и атланты –

Следы застывшего таланта.

В полете замершие звуки.

Плоды строительной науки,

 Волшебных снов изображенье,

   Свободной мысли выраженье.

   В сердцах людских разбудит чувство:

   Благоговение, блаженство,

   Непостижимость совершенства.

   Фантазии людской полет

   В шедеврах каменных живет.

- Я думаю, что это стихотворение наиболее точно отображает нашу предстоящую деятельность. Сегодня каждый из вас сможет почувствовать себя представителем самой удивительной профессии! Сегодня каждый из вас – архитектор (ответ учеников)!

 Слушают учителя. Ставят перед собой цель.

Определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2.

Изучение нового материала.

 - Прежде чем воплотить в жизнь свой замысел архитектор создает уменьшенную версию своей идеи – макет. Именно макетирование обеспечивает точный перенос объекта с листов, чертежей в реальное пространство.

Просмотр презентации «Ты – архитектор».

- На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое архитектура и стили (слайды 1, 2).

- Мы изучили особенности стилей и по отличительным элементам можем судить о них.

- Беломраморная красота, соразмерность элементов, колонны, портики.                                       (Античность - ответ учеников) Слайд 3.

- Мощные стены, башни, суровая выразительность и грубоватая каменная кладка.                                          (Романский стиль – ответ учеников) Слайд 4.

- Устремленность к верху, изящность, обилие декоративных элементов.                                                                        (Готика – ответ учеников) Слайд 5.

- Возврат к эпохе античности, совершенство и гармония, удивительное разнообразие композиционных приемов.                                          (Возрождение (Ренессанс) – ответ учеников) Слайд 6.

- Перенасыщенность элементами, витиеватость, пышность.                                                                 (Барокко – ответ учеников) Слайд 6.

- Строгость, упорядоченность, уравновешенность форм, симметрия.                          (Классицизм – ответ учеников) Слайд 7.

- Парящая красота сверкающих куполов, светлый и строгий облик. (Православные храмы – ответ учеников) Слайд 8.

- Благородная сдержанная красота, окруженная парками.

(Русская усадьба – ответ учеников) Слайд 9.

- Полет дизайнерской фантазии, принципы асимметрии и динамического равновесия (Современная архитектура – ответ учеников) Слайд 10.

которая опирается на достижения стилей ампир, эклектика (смешение стилей), модерн (поиск новых форм) и постмодерн.

Поиск нового, необыкновенного – это свойство творческой мысли, использующей новейшие технические возможности.

Архитектура взаимосвязана с природным или искусственным ландшафтом.

Ландшафтная архитектура – создание садов, парков и бульваров.

 Английский парк свободно вписывается в уже существующую природную среду.

Французский парк организован не по воле своенравной и неуправляемой природы, а по геометрически выверенному плану архитектора.

Русская усадьба полна своеобразной поэзии и красоты.

В японских садах существуют особые места для раздумий и молитв – Сады камней.          

Слайды 11, 12.

- Во все времена малые архитектурные формы являются украшениями и делают улицы удобными для людей: скульптуры, фонтаны, фонари, киоски, скамейки.

По изображениям на слайдах учащиеся дают ответ, к какому стилю относится каждый из предметов.

- Вещь и интерьер в каждую историческую эпоху имеют свое лицо. Слайд 14.

- Художественные произведения тоже имеют свои отличительные особенности, по которым мы можем определить период их создания.  

Слайд 15.

- Многовековая история создания одежды зависела от технических возможностей каждого периода развития человечества: от простых накладных форм (хитоны, туники, плащи Древней Греции) до сложнейших фасонов, изготавливаемых с помощью современной швейной техники.      Слайд 16.

Архитектурный макет (фр. maquette, от итал. macchietta — набросок) — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города. 

Макеты создаются, чтобы проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений, наглядно ознакомиться с увязкой рельефа местности и основных объемов.

Слайд 17.

- Макеты помогают архитекторам быстро и наглядно ознакомить потенциальных заказчиков и клиентов с существующим или перспективным архитектурным проектом.

- Определимся, каким же будет наш макет.

- Выполните эскиз своего города. На следующем уроке проведем конкурс «Лучший проект города».

Воспринимают информацию и выполняют задания.

Смотрят презентацию и обмениваются мнениями.

Готовятся к проектированию архитектурного образа города.

Выбирают тему, готовят материал, определяют образ макета.

Выполняют эскиз проекта города, заканчивают работу дома.

Осмысливают учебный материал, выделяют главные, существенные признаки, устанавливают связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.

Сравнивают объекты по природно-экологическим, историко-социальным и иным параметрам. 

Излагают и корректируют свое мнение, организуют работу на уроке, используют ИКТ, строят понятные высказывания.

Имеют мотивацию к УД, аргументируют свой выбор, формируют компетентность в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

3.

Творческая практическая деятельность.

 - Объявляю конкурс «Лучший проект города».

У нас есть эскиз, теперь мы можем приступать к созданию макета.

- Разделимся на группы по 5 человек, проект также разделим на части: природный ландшафт, здания, малые архитектурные формы.

Каждая команда выбирает часть макета и выполняют свою часть работы в соответствии с общей стилистикой. Как выполнить элементы макета вы можете посмотреть в презентации «Примеры выполнения макета».

Делятся на группы, выполняют определенную часть макета, советуются друг с другом, самостоятельно используют ИКТ.

 

   

 

 

Реализовывают в макете свое чувство красоты и фантазию.

Планируют   деятельность, выбирают способы достижения цели, сравнивают объекты.  

 

Излагают свое мнение в диалоге, аргументируют и отстаивают свое мнение.

Вырабатывают внимание, наблюдательность, формируют творческое воображение, развивают художественный вкус.

4.

Итоги урока. Рефлексия.

Расскажите о проделанной работе, о трудностях и успехах.

Что в работе над макетом понравилось больше всего.

Кто в будущем хотел бы стать архитектором? Чтите науки, любите искусство,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети, тогда благородные чувства

В вас благодатную почву найдут!

Благодарю за работу.

Творческих вам успехов!

Вместе с товарищами в своей группе готовят устное сообщение о проделанной работе.

Разговор происходит в форме беседы.

Осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений.

Излагают свое мнение в диалоге, понимают позицию другого.

Умеют характеризовать особенности работы над макетом.

Осознают свою позицию, свой мировоззренческий выбор, адекватно выражают и контролируют свои эмоции.  

Интернет-ресурсы

- Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

- Режим доступа: http://www.artsait.ru

- Портал «Все образование». – Режим доступа: http://catalog.alledu.ru.

- Каталог музеев России. – Режим доступа: http://www.museum.ru.

- Музей архитектуры им. А.В.Щусева. – Режим доступа: http://www.muar.ru.

https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe- iskusstvo/library/2019/12/08/tehnologicheskaya-karta-uroka-izo-7-klass

Литература

- Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского - М.: Просвещение, 2017.

- Изобразительное искусство. 8 класс: рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова. Линия УМК под ред. Б.М. Неменского/авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2016.

- Метод учебного проектирования в образовательном учреждении: пособие для учителей и студ. пед. вузов. / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003.

- Методы проектирования./ Дж.К.Джонсон. – М., 1986.

- Программы общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.  Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Л. А. Неменская. – М.: Просвещение, 2011.

- Энциклопедический словарь юного художника./ Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия АРХИТЕКТОР ИЛЬЯ ЕВГРАФОВИЧ БОНДАРЕНКО - СТРОИТЕЛЬ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ПРОРОКА ЗАХАРИИ В БОГОРОДСКЕ.

Конспект занятия по краеведению"АРХИТЕКТОР ИЛЬЯ  ЕВГРАФОВИЧ  БОНДАРЕНКО - СТРОИТЕЛЬ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ПРОРОКА ЗАХАРИИ В БОГОРОДСКЕ". Основная цель занятия: дать учащи...

Архитектор Ильин

Очерк об архитекторе Л. Ильине...

Кинолента жизни. К 60-летию главного архитектора города Виталия Перцева.

На слайдах презентации представлена творческая жизнь главного архитектора Виталия Перцева....

Тренинговая программа для подростков "Архитектор моего Я"

Тренинговая программа "Архитектор моего Я" создана для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, была проведена в клубе "Включите душевное зрение" Центра внешкольной работы станицы Полтавской...

Мы - дизайнеры, мы - архитекторы.

Презентация в которой представлены работы учеников по архитектуре....

Методическая разработка по использованию очерка "АХ! Александр Харитонов" (о выдающемся архитекторе и создателе нижегородской архитектурной школы)

Данная разработка посвящена методике организации и проведения урока и внеклассного мероприятия о жизни и деятельности нижегородского архитектора Александра Евгеньевича Харитонова в рамках элективного ...