Методическая разработка по использованию очерка "АХ! Александр Харитонов" (о выдающемся архитекторе и создателе нижегородской архитектурной школы)
методическая разработка по краеведению (10 класс) по теме

Янкавцева Юлия Александровна

Данная разработка посвящена методике организации и проведения урока и внеклассного мероприятия о жизни и деятельности нижегородского архитектора Александра Евгеньевича Харитонова в рамках элективного курса "История нижегородской архитектуры XIV -  XX веков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2009_-_metod._razrabotka.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24 Советского района

 г. Нижнего Новгорода

Программа патриотического движения учащихся «Непобедимая Россия»

«Мы – творцы»

Методическая разработка по использованию очерка

«АХ! Александр Харитонов»

(о выдающемся архитекторе и создателе нижегородской архитектурной школы)

                                                                                                Выполнила:                                        

Янкавцева Юлия Александровна

учитель истории высшей категории,

сотрудник школьного музея

«Нижегородская старина»

 МОУ СОШ №24

Советского района,

руководитель поисковой группы

 8 класса

Нижний Новгород

2009

Сведения об авторе

Янкавцева Юлия Александровна – учитель истории высшей категории  МОУ СОШ № 24 Советского района г. Нижнего Новгорода, сотрудник школьного музея «Нижегородская старина» (1998 год – год создания музея), в музее отвечает за поисково–исследовательскую работу. Контактный телефон: 4680712 , 4683507 (рабочий), сот. 89503602520.

Аннотация

Данная разработка  посвящена методике организации и проведения уроков о жизни и деятельности нижегородского архитектора Александра Евгеньевича Харитонова в рамках элективного курса «История нижегородской архитектуры XIV – XX веков». Данный элективный курс действует в 10 – 11 классах гуманитарного профиля, программа курса рассчитана на 34 часа и является логическим продолжением региональной программы курса исторического краеведения.

Основной целью  курса является формирование у учащихся целостного представления об истории нижегородской архитектуры, её основных этапов и стилей.

Одна из задач курса научить слушать "застывшую музыку" города; город - это диалог прошлого и настоящего. Важнейшая задача курса – это воспитание чувства гордости и уважения к нижегородскому культурному наследию.

Программа курса «История нижегородской архитектуры XIV – XX веков» достаточно подробно освещает основные этапы нижегородского зодчества, стили, творчество архитекторов, архитектурные памятники Нижнего Новгорода. Программа предоставляет учителю широкие возможности для  выбора форм и методов её реализации. В организации учебного процесса особая роль отводится методам, развивающим познавательный и исследовательский интерес учащихся: уроки-экскурсии, викторины, подготовка рефератов, научно-практические конференции и "круглые столы"  с участием ведущих специалистов по данной проблеме, посещения Дома архитектора, архитектурных мастерских и выставок. В рамках этого элективного курса необходимо и возможно использование материала о жизни и творчестве нижегородского архитектора Александра Евгеньевича Харитонова. В V разделе курса «Архитектура города Горького» есть темы:  «Нижегородская архитектура последней трети XX века» и «Нижегородская архитектура сегодня».

Именно на этих уроках нужно использовать сведения об архитекторе Александре Евгеньевиче Харитонове, его архитектурной школе и  архитектурной мастерской, рассмотреть архитектурные направления тех лет, изучить и проанализировать статьи периодической печати, выявить характерные особенности творчества  архитектора  А.Е. Харитонова и значение его творческого наследия. 

Настоящая разработка может оказать помощь учителям истории при работе по элективному курсу «История нижегородской архитектуры XIV – XX веков» в 10 – 11 классах, а также при изучении истории России в 9 и 11 классах по темам: «Духовная жизнь в российском обществе в 90-х г.г. и начале XXI века», используя краеведческий материал на уроках.

Материал очерка об архитекторе А.Е. Харитонове  может быть использован и во внеурочной деятельности. Например, при организации тематического вечера - памяти « АХ! Александр Харитонов! Главный архитектор Нижнего Новгорода», или «Памяти зодчего» и предназначен для классных руководителей и  учителей-предметников.

Пояснительная записка

 В старших классах действуют элективные курсы для углублённого изучения отдельных вопросов по истории России, праву, обществознанию, социологии, политологии. Считаю важным и  изучение истории родного края, отдельных его аспектов. В старших классах по программе уделяется мало внимания изучению вопросов культуры и краеведению из-за  малочисленности часов. Поэтому уроки в рамках элективного курса «История нижегородской архитектуры XIV – XX веков» помогут расширить представления старшеклассников. Нижний Новгород, как и любой исторический город, отражает в своей архитектуре напластование времён и переплетение стилей. Сегодняшний облик города определяется сочетанием прошлого и современности. И в этом большая заслуга А. Е. Харитонова, который считал важным, сохранить исторический образ и структуру города и преобразовать его в современный город.

Время, когда  А. Е. Харитонов был не только творческим лидером нижегородских архитекторов, но и занимал пост главного архитектора Нижнего Новгорода, называют «блестящим». За это время наш город превратился в архитектурную столицу России.  Нижний Новгород перестают называть «серым», «безликим», «унылым» городом. А его архитектуру – «однообразной» и «застарелой». В 90-е годы  XX века архитекторы Нижнего Новгорода сумели покончить с унылым однообразием архитектуры. Они избрали свой путь – путь возрождения образной, выразительной архитектуры, разнообразной, разноликой и интересной. Это вызывает большой интерес к творчеству известного нижегородского архитектора А. Е. Харитонова.

Данная разработка актуальна в рамках реализации программы патриотического движения учащихся «Непобедимая Россия» и его составной части «Мы – творцы». Изучая историю нижегородской науки, у учащихся формируется осмысленный интерес к углублённому изучению отдельных предметов и желание попробовать себя в качестве учёных, творческих деятелей. У учащихся развивается мотивация к творческой самореализации, формируется чувство гордости и ответственности за судьбу страны.

Методическая разработка о жизни и творчестве этого выдающегося архитектора окажет помощь учителям истории в рамках учебной деятельности и классным руководителям, учителям-предметникам во  внеурочной  работе. Использование разработки может способствовать повышению мотивации школьников к углублённому изучению краеведения, написанию исследовательских работ и освоению информационных технологий для создания компьютерных презентаций. Овладение опытом организации и проведения тематического вечера о нижегородском архитекторе может стать основой  для проведения подобных мероприятий  об ученых по разным предметам школьного курса.

Новизна  данной разработки -  использование компьютерной презентации об архитекторе в школьном музее «Нижегородская старина», работа в группах на уроках по статьям периодической печати, также  возможно проведение пешеходных  или автобусных экскурсий на улицах нашего города.

Методическая разработка

Учебная деятельность:

Урок № 34 тематического планирования элективного курса «История нижегородской архитектуры XIV – XX веков» (составитель – Г. Б. Гречухин). Раздел 5.  «Архитектура города Горького».

Тема урока: «Нижегородская архитектура сегодня»  11 класс (фрагмент урока)

Цель урока: познакомить учащихся с нижегородской архитектурой конца XX  – начала XXI веков.

Задачи:

  1. Образовательные - познакомиться с творчеством архитекторов этого периода, выявить характерные особенности их деятельности.
  2. Воспитательные – формировать у учащихся патриотические качества, воспитывать чувство гордости и уважения к нижегородскому культурному наследию.
  3. Развивающие -    привлечь учащихся к анализу  и синтезу изучаемого материала, развивать умение делать промежуточные выводы и заключение из бесед с учителем.

Литература, использованная при подготовке:

  1. Анисимов С. Город остался без архитектора // Город и горожане – 1999 - № 27 – с.3
  2. Архитектура Харитонова / Фото построек архитектора/ // Биржа плюс свой дом – 1999 - № 24 – с.3
  3. Архитектору Харитонову…// Нижегородские новости – 2004 – 29 октября – с.20
  4. Орельская О. В. Архитектурный дуэт: Александр Харитонов и Евгений Пестов. – Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2001, с. 28, 70, 204-210.
  5. Харитонов А. «Мы смотрим на город «синтетическим взглядом»: / Интервью С. Васильевой с главным архитектором г. Нижнего Новгорода / // Нижегородские новости. – 1998. – 14 окт. – с. 3 ( от первого лица)
  6. Харитонов А. Е. «За тех, кто нас понимает».// Биржа плюс свой дом. – 1997 - № 13 – с.4
  7.  Харитонов А. «Коробки строить мы больше не будем» // Город и горожане. – 1995 - № 77 – с.2
  8. Харитонов А. «По прибытию из Ирландии» // Ленинская смена.- 1991 – 14 августа
  9. Харитонов А. «Архитектор в старом городе» // Ленинская смена –1986 – 25 января.

Оборудование к уроку:

  1. раздаточный материал – статьи периодической печати.
  2. компьютерная презентация об архитекторе.
  3. фотографии общественных и гражданских зданий и сооружений.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

Вступление учителя:

Время, когда  А. Е. Харитонов был не только творческим лидером нижегородских архитекторов, но и занимал пост главного архитектора Нижнего Новгорода, называют «блестящим». За это время наш город превратился в архитектурную столицу России.  Нижний Новгород перестают называть «серым», «безликим», «унылым» городом. А его архитектуру – «однообразной» и «застарелой». Работая в проектном институте “Горьковгражданпроект”, Харитонов и  Пестов первыми, вслед за своими учителями С. Тимофеевым и Б. Нелюбиным, выступили против упрощенчества архитектуры. Начиная с середины 80-х годов, на ежегодных смотрах-конкурсах творчества молодых архитекторов России, а затем и всесоюзных конкурсах появлялись проекты  Александра Харитонова, высокий уровень которых сразу привлекал к ним внимание. Именно многочисленные конкурсы 80-90-х и вывели Харитонова в лидеры нижегородской архитектуры. В 1990-е годы  XX века архитекторы Нижнего Новгорода сумели покончить с унылым однообразием архитектуры. Они избрали свой путь – путь возрождения образной, выразительной архитектуры, разнообразной, разноликой и интересной. Сегодня мы познакомимся с творчеством этого незаурядного нижегородского архитектора.

Сейчас вы познакомитесь со статьями периодической печати, выдержками из книг об архитекторе Харитонове и постараетесь выявить характерные черты  его личности, особенности творчества главного архитектора Нижнего Новгорода в 90 – е годы. А также  особенности архитектурных стилей 80-х и 90-х годов XX века.

 

 Группа № 1 изучает статью О. В. Орельской «Памяти Зодчего»,  фрагменты её книги «Архитектурный дуэт: Александр Харитонов и Евгений Пестов», где изложена биография архитектора, и выявляет характерные черты личности архитектора, этапы его творчества, характерные особенности деятельности в 80-е годы.

Группа № 2 изучает статьи «От первого лица» - интервью с архитектором Александром Евгеньевичем Харитоновым, и выявляет особенности деятельности архитекторов, архитектурные стили и направления в  90-е годы XX века.

Группа № 3 изучает воспоминания друзей и коллег архитектора, составляет рассказ о характере и качествах этого неординарного человека (статья С. Анисимова «Город остался без Архитектора», статья А. Бокова «Проводы», «Архитектору Харитонову…»).

Предполагаемые ответы групп:

Группа № 1:

  Александр Евгеньевич Харитонов родился 18 февраля 1951 года в городе Дзержинске Горьковской области, в семье служащих.  С детства с любовью занимался рисованием, окончил с отличием художественную школу. Тяга к искусству привела его на архитектурный факультет ГИСИ.  Здесь он познакомился со своим сокурсником Евгением Пестовым, и со студенческой скамьи началась их дружба, которая переросла в последующие годы в творческое содружество. Александр Харитонов через всю свою жизнь пронёс любовь к искусству и живописи. Он всегда с увлечением писал этюды. Отличное владение акварелью и гуашью позволяло ему во время отдыха и путешествий рисовать пейзажи, делать зарисовки и привозить серии живописных работ. Живописное дарование, несомненно, помогало ему и при работе над архитектурными проектами.

По воспоминаниям преподавателей ГИСИ (ныне ННГАСУ) в Александре Харитонове поражали творческое, нестандартное мышление, способность по-новому, оригинально посмотреть на любую проблему, гражданская смелость в отстаивании своих позиций. Ребята в группе любили его не только за высокую профессиональную культуру в области рисунка, живописи, архитектуры, но и за бескорыстную готовность помочь каждому. Он знал цену себе, но вел себя скромно. Все это делало его лидером и душой любой компании. Доктор философских наук, один из видных специалистов по эстетике в России профессор Лев Зеленов вспоминал, что уже на втором курсе при всех сказал Александру, что именно он по праву будет главным архитектором города. И Харитонов стал им и внедрил важный принцип в архитектуру города - бережно относиться к застройке старой части Нижнего Новгорода.

Работая в проектном институте «Горьковгражданпроект» (с 1973 года, а с 1986 года став его главным архитектором),  Харитонов и  Пестов первыми, вслед за своими учителями С. Тимофеевым и Б. Нелюбиным, выступили против упрощенчества архитектуры. Начиная с середины 80-х годов, на ежегодных смотрах-конкурсах творчества молодых архитекторов России, а затем и всесоюзных конкурсах появлялись проекты  Александра Харитонова, высокий уровень которых сразу привлекал к ним внимание. Именно многочисленные конкурсы 80-90-х и вывели Харитонова в лидеры нижегородской архитектуры.

В 1992 вместе с партнёром и соавтором Евгением Пестовым Харитонов создал и возглавил творческую    мастерскую — первое в Нижнем Новгороде частное архитектурное бюро «Харитононов & Пестов».

С 1993 по 1998 —  Александр Харитонов - главный архитектор Нижнего Новгорода.

С 1996 — профессор кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ.

Группа № 2:

Изучив интервью с Александром Харитоновым в периодической печати, мы пришли к следующим выводам. В 90-е годы XX века существовало множество градостроительных проблем, связанных и с историческим центром города, его нагорной и заречной частями. Все они имели разную структуру, застраивались в разное время, на их застройку оказывали влияние политические события в стране (первая мировая война, новое коммунистическое строительство).  Сейчас, по мнению Харитонова, имея опыт XX века и опыт зарубежных архитекторов, нижегородские архитекторы стараются смотреть на город синтетическим взглядом и учитывать все элементы прошлого и настоящего, характерные для Нижнего Новгорода. Вот выдержки из газет.

«Коробки строить мы больше не будем». «Строительство типовых зданий противоестественно. Если говорить о центре города, то здесь будут реализовываться только индивидуальные проекты – красивые, отвечающие значению центра». «Мы стараемся смотреть на город синтетическим взглядом и учитывать все элементы прошлого и настоящего. Необходимо сохранить исторический образ и структуру города и преобразовать его в современный город».  

Среди построек этого периода, учитывающих историческую среду старого города, - гостиница Октябрьская на Верхне - Волжской набережной, которая стала первым современным зданием в почти завершённом ансамбле  знаменитой набережной и была удостоена Серебряной медали Академии художеств СССР; реконструкция фасада Дома Актёра на улице Пискунова; реконструкция старого ТЮЗА под Театр Комедии на улице Грузинской.

В 1990-е годы  XX века архитекторы Нижнего Новгорода сумели покончить с унылым однообразием архитектуры. Они избрали свой путь – путь возрождения образной, выразительной архитектуры, разнообразной, разноликой и интересной. Нижегородские архитекторы словно прислушались к мудрым словам Н. Гоголя, писавшего в 1830-х годах: «Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную однообразную стену. Пусть разных родов башни как можно чаще разнообразят улицы…»

   В 1990-е годы в Нижнем Новгороде сложилась своеобразная архитектурная школа, в основном из талантливых выпускников архитектурного факультета ННГАСУ. Большая заслуга Александра Харитонова в том, что он объединил архитекторов в единое творческое содружество. Он смог превратить Нижний в первую и единственную зону свободного архитектурного творчества. Идеи преобразования города, возвращения в него «Архитектуры» с большой буквы стали главными в то время.

С подачи Харитонова творчество нижегородских архитекторов стало предметом многочисленных публикаций в периодической печати. В середине 90-х в Нижнем стала выходить газета "Биржа плюс свой дом", где еженедельно освещались архитектурные проблемы города, сообщались вести с градосоветов. На суд общественности выносились проекты в историческом центре города. Стали устраиваться своеобразные выставки-отчеты ведущих архитектурных мастерских города – «Архотеки», организуемые нижегородским отделением Союза архитекторов совместно с нижегородским Центром современного искусства "Кариатида".

Среди шедевров Харитонова – банк «Гарантия», жилой дом «Пила» на улице Славянской, здание фирмы «Линдек», жилой дом на улице Студёной и Новой, жилой дом на Большой Покровской – дом «Куча», административное здание отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (фактически вторая очередь банка «Гарантия») и многие другие здания.

 Первое здание, ставшее более чем нижегородским событием и заработавшее первую архитектурную Госпремию, - банк "Гарантия". Оно было построено в 1995 году по проекту Харитонова  (в соавторстве с Евгением Пестовым). В то время банки и прокуратуры строились примерно в едином ключе - подавлять и даже устрашать. На этом фоне "Гарантия" выглядит сказочным домиком-сундучком. Льющиеся изгибы стиля модерн, изразцы, узорчатая арка над главным входом, жар-птицы, круглые окошки, словно девичьи зеркальца. И тут же - "минаретная" башня, да еще увенчанная чем-то вроде "летающей тарелки". Слишком эмоционально открытое здание. Харитонов, как вспоминают его друзья, любил обозначать эстетическую законченность словом "вкусно". "Гарантия" так и просилась в торт. В конце 1990-х годов в нижегородской архитектуре наметился новый поворот, связанный с отказом от историзма в его внешних проявлениях в сторону авангарда и новейшего модернизма. Если первая очередь банка была адаптирована к историческому окружению, то вторая очередь банка «Гарантия», получившая вторую архитектурную Госпремию, обладает совершенно новым обликом, лишённым исторических ассоциаций. Здание выходит на бровку Почаинского оврага, бывшего русла речки Почайны и, подобно огромному кораблю, устремляется в долгое плавание – XXI век. Александр Евгеньевич ещё многое мог бы создать. Но 26 июня 1999 года архитектор трагически погиб в автомобильной катастрофе.    Ему было только 48 лет! Прощание с Александром Евгеньевичем состоялось в Доме архитектора.  На площади Минина прошёл траурный митинг. Сотни горожан пришли проститься с ним, оплакивая и сожалея о самом выдающемся нижегородце конца ХХ века. Александр Харитонов был похоронен на старом Красном городском кладбище.

Группа № 3:

Мы изучили мнения коллег, друзей и знакомых Александра Евгеньевича Харитонова по газетным публикациям сразу же после его гибели. Поражает чувство горечи утраты во всех воспоминаниях. Это был действительно незаурядный человек, который одним из первых «вырвался на свободу, преодолел робость и страх, прошёл все мыслимые испытания, и первым достойно завершил XX столетие, ответив на вызов тех, кто блестяще это столетие начал», как вспоминает доктор архитектуры Андрей Боков.

Анна Гор, искусствовед Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства, заметила, что «художественное явление, названное «нижегородской школой», неотделимо от личности Харитонова, что она гордится тем, что знала современника, уже оставшегося в истории».

Искусствовед Григорий Ревзин назвал Харитонова «лучшим архитектором России» и с горечью написал, что «мастер уже ничего не создаст». «Не будет уже той свободы в архитектуре города, не будет зданий, вызывающих оторопь «своей необычностью. Не будет Харитонова».

Все коллеги отмечали талант и эрудицию архитектора, взыскательность и требовательность его, как руководителя, дар архитектурного критика, его организаторский талант и любовь к творчеству. Он был настоящим патриотом своего города, осознавая предназначение архитектора и как созидателя, и как хранителя культуры.

Подведение итогов работы групп: капитан каждой группы должен заполнить итоговый листок по работе на уроке про каждого члена группы, учитель также выставляет оценку каждому ученику, а  в журнал – средняя оценка.

Пример итогового листка:

Работа на уроке:

  1. Умение работать с документом и выделять главное.
  2. Умение аргументировать свою точку зрения и ответ.
  3. Умение составить характеристику личности.
  4. Ответы на уроке на вопросы учителя.
  5. Знание фактического материала.

Итоговое слово учителя:

Главный архитектор проектного института, создатель творческой архитектурной мастерской, главный архитектор Нижнего Новгорода, дважды лауреат Государственной премии РФ, многократный дипломант профессиональных конкурсов, член-корреспондент, а с 1998 действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор кафедры архитектурного проектирования  Нижегородской Государственной архитектурно - строительной Академии…

Как многое он успел сделать! Но сколько было ещё идей и проектов впереди!

Спустя пять лет после гибели Александра Евгеньевича в городе Дзержинске состоялось открытие мемориальной доски, посвящённой архитектору А. Е. Харитонову. Доска установлена на дом №19  по улице Грибоедова, где прошло его детство. Инициаторами этого выступили бывшие одноклассники и друзья архитектора, их поддержала городская Дума Дзержинска.

Четыре года назад родилась идея присуждения архитектурной награды «Кентавр» лучшим главным архитекторам России. Первое вручение состоялось в Нижнем Новгороде в 2005 году. В числе награждённых – Александр Харитонов – посмертно.

В музее Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, на кафедре архитектурного проектирования я узнала о том, существует стипендия имени архитектора А. Е. Харитонова на факультете архитектуры и градостроительства. Студенты 4, 5 и 6 курсов  являются лауреатами этой стипендии. Кроме того, обсуждается проект о том, чтобы назвать улицу или бульвар  именем архитектора.

Александр Харитонов был самым выдающимся нижегородским архитектором конца XX века. Став лидером и стратегом, он по-новому организовал всю архитектурную деятельность. Его признавали единственным российским архитектором, приблизившимся к статусу звезды в западном смысле слова, а в посмертной статье газеты "Коммерсант" его назвали "лучшим архитектором России".

И закончить наш урок мне хотелось бы словами английского писателя и теоретика искусства Джона Рескина, которые очень точно  характеризуют жизнь и творчество нижегородского архитектора: «Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра». Такими шедеврами Александра Харитонова украшены улицы нашего города. И нижегородцы, проходя мимо великолепных зданий великолепного архитектора, восхищённо произносят: «АХ! Александр Харитонов!»

Домашнее задание: написать эссе «Значение творчества архитектора А. Е. Харитонова», «Роль личности в истории на примере жизни и творчества  архитектора Александра Евгеньевича Харитонова».

Внеурочная деятельность:

  1. При проведении «Недели истории» в МОУ СОШ № 24 возможно   проведение тематического вечера «Памяти зодчего» (о творчестве нижегородского архитектора А. Е. Харитонова) в рекреации школьного музея «Нижегородская старина»  или в актовом зале  школы с использованием компьютерной презентации.
  2. Материал очерка может быть использован на классных часах в среднем и старшем звене – «Выдающиеся нижегородцы» (ко Дню города).

Тематический вечер «Памяти зодчего» (о творчестве нижегородского архитектора А. Е. Харитонова)

Цели  вечера:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью А. Е. Харитонова.
  2. Способствовать формированию чувства патриотизма и гражданственности у молодого поколения.
  3. Способствовать повышению мотивации школьников к углублённому изучению краеведения, нижегородской биографики, написанию исследовательских работ и освоению информационных технологий.

Оформление:

В актовом зале: компьютер и компьютерная презентация «АХ! Александр Харитонов».

Высказывание на сцене: «Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра». Джон Рескин, английский писатель и теоретик искусства.

Звучит музыка городского романса. Входят ведущая и ведущий

Действующие лица:

Ведущий.

Ведущая.

Девочка – экскурсовод.

Экскурсионная группа ребят.

Гости вечера:

Е. Н. Пестов – ближайший друг и коллега – архитектор;

Мальева М. М. – бывший начальник экономического отдела комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации Нижнего Новгорода;

 Пустовая Т. Ф. – бывший инженер по вентиляционным системам объектов, спроектированных А. Е. Харитоновым в «Горьковгражданпроекте».

Ход мероприятия:

Ведущая.

Сегодня мы расскажем вам о том, почему  в конце XX века наш город называли архитектурной столицей России!  Почему Нижний Новгород перестают называть «серым», «безликим», «унылым» городом. А его архитектуру – «однообразной» и «застарелой».

Ведущий.  Мы перелистаем несколько страниц истории нашего города и познакомим вас с  нижегородцем, про которого по праву можно сказать: «Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра». Шедеврами этого великолепного архитектора украшены улицы нашего города!

На сцене появляется девочка – экскурсовод и группа ребят. На экране – слайд компьютерной презентации с изображением современных зданий Нижнего Новгорода.

Девочка – экскурсовод: «Ребята! Посмотрите! Знаете ли вы, где находятся эти здания?»

Ребята: «Конечно, знаем! В нашем городе! Это -  банк «Гарантия». А это – театр «Комедия», а это – дом Актёра. Вспомните, мы в нём были в прошлом году, когда победили в областном фестивале  театральных коллективов».

«А вот этот дом называют «Дом – куча» за его оригинальную архитектуру.

А  этот дом прозвали «Пила», а другой – «Каскад», а вот этот – «Титаник»».

Один из ребят: «Да! Оригинальные названия, да и здания тоже оригинальные! Необычные! Разнообразные! Разноликие! Сколько же надо иметь фантазии, чтобы спроектировать такое!!!»

Девочка – экскурсовод: « Ты прав! Фантазии надо много, но самое главное, нужно быть талантливым мастером, чтобы всё задуманное воплотить в жизнь! Вот о таком мастере, Архитекторе с Большой буквы и пойдёт сегодня речь. Мы вспомним сегодня замечательного человека и яркого архитектора Александра Евгеньевича Харитонова, которого по праву называли лучшим архитектором России!!!»

Дальше возможно использование компьютерной презентации и очерка о главном архитекторе Нижнего Новгорода в 90-е годы XX века Александре Евгеньевиче Харитонове.

  Материал очерка:

« Родился Александр Евгеньевич 18 февраля 1951 года в городе Дзержинске Горьковской области, в семье служащих.  С детства с любовью занимался рисованием, окончил с отличием художественную школу. Тяга к искусству привела его на архитектурный факультет ГИСИ.  Здесь он познакомился со своим сокурсником Евгением Пестовым, и со студенческой скамьи началась их дружба, которая переросла в последующие годы в творческое содружество. Александр Харитонов через всю свою жизнь пронёс любовь к искусству и живописи. Он всегда с увлечением писал этюды. Отличное владение акварелью и гуашью позволяло ему во время отдыха и путешествий рисовать пейзажи, делать зарисовки и привозить серии живописных работ. Живописное дарование, несомненно, помогало ему и при работе над архитектурными проектами.

 Ветеран ГИСИ (ныне ННГАСУ) доктор философских наук, один из видных специалистов по эстетике в России профессор Лев Зеленов вспоминал: «Сашу Харитонова я знал с сентября 1969 года, когда он, как студент архитектурного факультета, на моих лекциях и семинарах по эстетике заявил себя как лидер. Поражали в нём творческое, нестандартное мышление, способность по-новому, оригинально посмотреть на любую проблему, гражданская смелость в отстаивании своих позиций. Ребята в группе любили его не только за высокую профессиональную культуру в области рисунка, живописи, архитектуры, но и за бескорыстную готовность помочь каждому. Он знал цену себе, но вел себя скромно. Все это делало его лидером и душой любой компании. Я уже на втором курсе при всех сказал ему, что именно он по праву будет главным архитектором города. И Харитонов стал им. Да, еще каким главным архитектором! Он внедрил важный принцип - бережно относиться к застройке старой части Нижнего Новгорода».

    Работая в проектном институте “Горьковгражданпроект”, Харитонов и  Пестов первыми, вслед за своими учителями С. Тимофеевым и Б. Нелюбиным, выступили против упрощенчества архитектуры. Начиная с середины 80-х годов, на ежегодных смотрах-конкурсах творчества молодых архитекторов России, а затем и всесоюзных конкурсах появлялись проекты  Александра Харитонова, высокий уровень которых сразу привлекал к ним внимание. Именно многочисленные конкурсы 80-90-х и вывели Харитонова в лидеры нижегородской архитектуры. «Коробки строить мы больше не будем». «Строительство типовых зданий противоестественно. Если говорить о центре города, то здесь будут реализовываться только индивидуальные проекты – красивые, отвечающие значению центра». «Мы стараемся смотреть на город синтетическим взглядом и учитывать все элементы прошлого и настоящего. Необходимо сохранить исторический образ и структуру города и преобразовать его в современный город», - говорил Александр Евгеньевич.  Среди построек этого периода, учитывающих историческую среду старого города, - гостиница Октябрьская на Верхне - Волжской набережной, которая стала первым современным зданием в почти завершённом ансамбле  знаменитой набережной и была удостоена Серебряной медали Академии художеств СССР; реконструкция фасада Дома Актёра на улице Пискунова; реконструкция старого ТЮЗА под Театр Комедии на улице Грузинской.

 В 1990-е годы  XX века архитекторы Нижнего Новгорода сумели покончить с унылым однообразием архитектуры. Они избрали свой путь – путь возрождения образной, выразительной архитектуры, разнообразной, разноликой и интересной. Нижегородские архитекторы словно прислушались к мудрым словам Н. Гоголя, писавшего в 1830-х годах: «Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную однообразную стену. Пусть разных родов башни как можно чаще разнообразят улицы…»

   В 1990-е годы в Нижнем Новгороде сложилась своеобразная архитектурная школа, в основном из талантливых выпускников архитектурного факультета ННГАСУ. Большая заслуга Александра Харитонова в том, что он объединил архитекторов в единое творческое содружество. Он смог превратить Нижний в первую и единственную зону свободного архитектурного творчества. Идеи преобразования города, возвращения в него «Архитектуры» с большой буквы стали главными в то время.

В 1992 году Александр Евгеньевич создал и возглавил творческую мастерскую, которая с сентября 1993 года стала называться «Харитонов & Пестов». Евгению Пестову Александр Евгеньевич доверял как самому себе. Пестов был генератором всех творческих идей, а Александр Харитонов отличным организатором. Одновременно с созданием творческой мастерской Александр Харитонов стал главным архитектором Нижнего Новгорода. Свобода творчества этих лет привела к взлету архитектурной фантазии. Харитонов и Пестов тонко чувствовали связи истории и современности. Их произведения - результат их поисков архитектуры созвучной и времени и месту.

Среди шедевров Харитонова – банк «Гарантия», жилой дом «Пила» на улице Славянской, здание фирмы «Линдек», жилой дом на улице Студёной и Новой, жилой дом на Большой Покровской – дом «Куча», административное здание отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (фактически вторая очередь банка «Гарантия») и многие другие здания. Первое здание, ставшее более чем нижегородским событием и заработавшее первую архитектурную Госпремию, - банк "Гарантия". Оно было построено в 1995 году по проекту Харитонова  (в соавторстве с Евгением Пестовым). В то время банки и прокуратуры строились примерно в едином ключе - подавлять и даже устрашать. На этом фоне "Гарантия" выглядит сказочным домиком-сундучком. Льющиеся изгибы стиля модерн, изразцы, узорчатая арка над главным входом, жар-птицы, круглые окошки, словно девичьи зеркальца. И тут же - "минаретная" башня, да еще увенчанная чем-то вроде "летающей тарелки". Слишком эмоционально открытое здание. Харитонов, как вспоминают его друзья, любил обозначать эстетическую законченность словом "вкусно". "Гарантия" так и просилась в торт. В конце 1990-х годов в нижегородской архитектуре наметился новый поворот, связанный с отказом от историзма в его внешних проявлениях в сторону авангарда и новейшего модернизма. Если первая очередь банка была адаптирована к историческому окружению, то вторая очередь банка «Гарантия», получившая вторую архитектурную Госпремию, обладает совершенно новым обликом, лишённым исторических ассоциаций. Здание выходит на бровку Почаинского оврага, бывшего русла речки Почайны и, подобно огромному кораблю, устремляется в долгое плавание – XXI век.

Главный архитектор проектного института, создатель творческой архитектурной мастерской, главный архитектор Нижнего Новгорода, дважды лауреат Государственной премии РФ, многократный дипломант профессиональных конкурсов, член-корреспондент, а с 1998 действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор кафедры архитектурного проектирования  Нижегородской Государственной архитектурно - строительной Академии…  Трагически погиб 26 июня 1999 года, в автомобильной катастрофе.    Ему было только 48 лет!

Александр Харитонов был самым выдающимся нижегородским архитектором конца XX века. Став лидером и стратегом, он по-новому организовал всю архитектурную деятельность. Его признавали единственным российским архитектором, приблизившимся к статусу звезды в западном смысле слова, а в посмертной статье газеты "Коммерсант" его назвали "лучшим архитектором России"».

Рассказав о его юности и учёбе в ГИСИ (ныне ННГАСУ), о первых годах работы в проектном институте «Горьковгражданпроект», даётся слово друзьям и коллегам А. Е. Харитонова, работавшим с ним то время (Пустовой Татьяне Фёдоровне и Мальевой Марине Михайловне).

Рассказав о работе архитекторов в 80-е – 90-е годы, о всероссийских и всесоюзных конкурсах молодых архитекторов России, предоставляется слово ближайшему другу и коллеге А. Е. Харитонова – Евгению Пестову.

Ведущая:

 И закончить вечер мне хотелось бы словами директора института Моспроект-4, доктора архитектуры Андрея Бокова:

« Александр Харитонов – это великий труженик, он существовал помимо известных рамок и границ профессии. Был «больше, чем архитектор». Дар человеческий, энергия и обаяние связали его имя и судьбу не только с домами, хорошими и разными, но заставили создать несомненное, невымышленное явление национальной культуры, вне которого жизнь наша уже невозможна

Список литературы:

  1. Анисимов С. Город остался без архитектора // Город и горожане – 1999 - № 27 – с.3
  2. Архитектура Харитонова / Фото построек архитектора/ // Биржа плюс свой дом – 1999 - № 24 – с.3
  3. Архитектору Харитонову…// Нижегородские новости – 2004 – 29 октября – с.20
  4. Орельская О. В. Архитектурный дуэт: Александр Харитонов и Евгений Пестов. – Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2001, с. 28, 70, 204-210.
  5. Харитонов А. «Мы смотрим на город «синтетическим взглядом»: / Интервью С. Васильевой с главным архитектором г. Нижнего Новгорода / // Нижегородские новости. – 1998. – 14 окт. – с. 3 ( от первого лица)
  6. Харитонов А. Е. «За тех, кто нас понимает».// Биржа плюс свой дом. – 1997 - № 13 – с.4
  7.  Харитонов А. «Коробки строить мы больше не будем» // Город и горожане. – 1995 - № 77 – с.2
  8. Харитонов А. «По прибытию из Ирландии» // Ленинская смена.- 1991 – 14 августа
  9. Харитонов А. «Архитектор в старом городе» // Ленинская смена –1986 – 25 января.

Этапы работы поисковой группы 8 «Б» класса МОУСОШ № 24:

  1. Знакомство с литературой и публикациями в периодической печати об архитекторе А. Е. Харитонове в областной библиотеке имени В. И. Ленина.
  2. Знакомство с публикациями самого архитектора А. Е. Харитонова в нижегородской прессе:
  • Харитонов А. «Мы смотрим на город «синтетическим взглядом»: / Интервью С. Васильевой с главным архитектором г. Нижнего Новгорода / // Нижегородские новости. – 1998. – 14 окт. – с. 3 ( от первого лица)
  • Харитонов А. Е. «За тех, кто нас понимает».// Биржа плюс свой дом. – 1997 - № 13 – с.4
  •  Харитонов А. «Коробки строить мы больше не будем» // Город и горожане. – 1995 - № 77 – с.2
  • Харитонов А. «По прибытию из Ирландии» // Ленинская смена.- 1991 – 14 августа
  • Харитонов А. «Архитектор в старом городе» // Ленинская смена –1986 – 25 января.
  1. Посещение музея ННГАСУ и библиотеки Дома архитектора
  2. Поездка в город Дзержинск, посещение городского краеведческого музея и дома, где прошло детство архитектора и установлена мемориальная доска.
  3. Беседы с людьми, знавшими А. Е. Харитонова:
  • архитектором Евгением Николаевичем Пестовым, ближайшим другом и единомышленником, посещение его архитектурной мастерской на улице Полтавской – 16;
  • Мальевой Мариной Михайловной, работавшей с 1992 – 2001 г.г. начальником экономического отдела комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации Нижнего Новгорода, работавшей в тесном контакте с главным архитектурным управлением города, которое возглавлял А. Е. Харитонов;
  • Пустовой Татьяной Фёдоровной – инженером по вентиляционным системам объектов, спроектированных А. Е. Харитоновым, в «Горьковгражданпроекте».

Приложение:

  • Копии газетных интервью А. Е. Харитонова
  • Фотография поисковой группы 8 «Б» класса МОУСОШ № 24
  • Фотография мастерской Харитонова и Пестова (сейчас Пестова и Попова – улица Полтавская – 16)
  • Фотография мемориальной доски в Дзержинске. Спустя пять лет после гибели Александра Евгеньевича в городе Дзержинске состоялось открытие мемориальной доски, посвящённой архитектору А. Е. Харитонову. Доска установлена на дом №19  по улице Грибоедова, где прошло его детство. Инициаторами этого выступили бывшие одноклассники и друзья архитектора, их поддержала городская Дума Дзержинска.
  • Фотография архитектурной награды «Кентавр», которой посмертно наградили бывшего главного архитектора Нижнего Новгорода А. Е. Харитонова. В 2003 году родилась идея о создании архитектурной награды «Кентавр» - лучшим главным архитекторам России. Положение о награде "Кентавр" было разработано в 2005 году. Награда представляет собой бронзовую статуэтку Кентавра высотой 33 см, размещенную на мраморной коринфской колонне зеленого цвета. Образ Кентавра выбран не случайно и оправданно, поскольку главный архитектор – это с одной стороны творческий человек, а с другой – чиновник. Первое вручение состоялось в 2005 году в Нижнем Новгороде.
  • Фотография музея Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, где мы узнали о том, что существует стипендия имени архитектора А. Е. Харитонова на факультете архитектуры и градостроительства. Студенты 4, 5 и 6 курсов  являются лауреатами этой стипендии. Кроме того, обсуждается проект о том, чтобы назвать улицу или бульвар  именем архитектора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств

Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...

Методическая разработка с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Тема: «Решение уравнений».Продолжительность: 1 урок (45 минут).Класс: 7.Технологии: конспект, интерактивный тест, выполненный в MicrosoftExcel....

Методическая разработка урока ИЗО в 7 классе. Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"

Тема урока :  Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"Место урока в программе: 7 класс 1 четверть, 11 урок ( по ...

Методическая разработка по использованию страницы календаря «Памятные даты военной истории Петергофа и окрестностей» при проведении занятия на тему: «Ученики 416-й школы на защите Петергофа в 1941 году»

Данная методическая  разработка разработана на основе страницы календаря, которая подготовлена в рамках открытого районного конкурса по созданию календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и...

Методическая разработка квест - игры по Александру Невскому

Квест (с англ. Quest — «поиск, поиск приключений») –  пешая командная игра, командные соревнования по городскому ориентированию, городские игры, другие игры с элемен...

Методическая разработка урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.» (9 класс)

Разработка урока в 9 классе по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г."...