Главные вкладки

    Статья по краеведению по теме:
    Архитектор Ильин

    Елютина Марина Александровна

    Очерк об архитекторе Л. Ильине

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lev_ilin_-ocherk.doc102 КБ

    Предварительный просмотр:

    Земляки


    АРХИТЕКТОР ЛЕНИНГРАДА

    Современники, лично знавшие нашего земляка, – одного из основоположников теории и практики советского градостроительства, архитектора Льва Ильина – единодушно называли его «удивительным человеком». Изучая биографию Льва Александровича, с подобной характеристикой трудно не согласиться, ведь его жизнь – яркий пример страстной увлеченности всем, что есть творчество, поразительной работоспособности и энергии, неувядающей силы духа, редкой разносторонности в искусстве при неослабевающей преданности Архитектуре.

    МОНОГРАФИЯ

    Об Ильине написано много, особенно в советское время. Однако статьи и книги в основном рассказывают о профессиональных успехах, информации о личной жизни очень мало. За помощью в поиске нужного материала мы обратились в Российский государственный научно-исследовательский институт Урбанистики и в Государственный музей истории Санкт-Петербурга, основателем которых был Лев Ильин. Нынешние руководители этих учреждений Владимир Щитинский и Юлия Демиденко откликнулись немедленно и предоставили необходимые сведения. Самой полной работой о жизни зодчего оказалась монография старейшего сотрудника музея Истории Ленинграда Екатерины Бусыревой, над которой она трудилась двадцать лет: собирала фотографии Ильиных, изучала письма из семейного архива…

    ДЕТСТВО

    Родился Лев Александрович 13 (25) июня 1880 года в имении матери – Людмилы Ивановны (урожденной Сатиной). Имение находилось в селе Подоскляй Тамбовского уезда (ныне Рассказовского района). Его отец – Александр Александрович – юрист по образованию, десять лет прослужил в канцелярии Кутаисского военного губернатора. Через два года после рождения сына добился отставки – чтобы быть вместе с семьей. Александр Ильин любил живопись, архитектуру, литературу, музыку, и в этой атмосфере любви к искусству воспитывал сына. Однако Льву он прочил военную карьеру – это было традицией в семьях Ильиных и Сатиных. Именно поэтому глава семейства в 1890 году привез сына в столицу – определил на учение и воспитание в Александровский кадетский корпус.

    КАДЕТСКИЙ КОРПУС

     В этом заведении Лев провел долгих семь лет. Казарменный дух был чужд творческой натуре мальчика – в военном деле он вскоре разочаровался, жил только близостью семьи, проводившей зиму в Петербурге, и рисованием, которым искренне заинтересовался еще дома (в кармане у кадета всегда был карандаш и блокнот, в который он зарисовывал карикатуры на одноклассников). Когда в выходные и праздничные дни отец брал его на прогулки по Петербургу, мальчик с интересом знакомился с городом и художественными сокровищами столицы. Петербург произвел на Ильина неизгладимое впечатление!

    ПЕРВЕ ШАГИ

    Окончив в 1987 г. кадетский корпус, Лев вопреки воле отца подал документы в Институт гражданских инженеров, выдержал вступительные экзамены и был зачислен на первый курс. За что Александр Александрович даже лишил сына материальной поддержки. Не имея средств к существованию, Лев устроился на работу в частные конторы архитектурно-строительного профиля: составлял проекты оформления интерьеров, рисовал эскизы мебели, надгробных памятников.

    Размолвка с отцом длилась недолго. Видя целеустремленность и самостоятельность сына, Александр Александрович простил его.

    Начиная с 1899 г. Лев ежегодно проходил студенческую практику в Тамбове, работал помощником городского архитектора. Однако обучение в институте не дало необходимых знаний, а поездки с отцом в Европу, с ее богатейшей гаммой красок и запоминающихся впечатлений, острее заставили почувствовать необходимость углубления художественного образования. В 1903 г. Лев Александрович поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств, став учеником архитектурной мастерской профессора Л. Бенуа.

    СТАНОВЛЕНИЕ

    Ильин сразу же показал себя активным и талантливым специалистом. Стал членом Петербургского общества архитекторов и Общества гражданских инженеров. В течение 15 лет, с 1902 года до самой революции, вел в них большую работу: избирался в состав правления, участвовал в работе конкурсных комиссий. Надо сказать, что Лев Александрович сам часто принимал участие в архитектурных конкурсах и вполне успешно: первая подобная работа была в соавторстве с сокурсником Бубырем – проект доходного дома Анненской церкви, а первой самостоятельной работой стал проект фасада городской трансформаторной стации. В мае 1904 г. его назначили на должность архитектора Ксенинского института.

    В 1905 году Льва Александровича пригласили на преподавательскую работу – вести женские архитектурные курсы, которые внести изменения в личную жизнь: одна из курсисток – Марианна Яралова – стала его женой.

    В 1908 г. архитектор входил в состав комитета по подготовке Выставки русской архитектуры на VIII Международном конкурсе зодчих. Был членом оргкомитета Международной строительно-художественной выставки, организуемой в Петербурге. А в 1910 г. его избрали в состав комитета, который готовил созыв IV съезда русских зодчих.

    Победы в конкурсах и длительная творческая работа над выставками принесли Ильину много пользы – общение с выдающимися деятелями культуры, опыт и познание нового. Он начинает пристальнее вглядываться в архитектуру Петербурга и изучать ее. Все больше времени проводит на прогулках по городу, не пропускает ни одного переулка, двора: изучает детали и особенности, зарисовывает увиденное в альбом. Листы, карандаши и акварель по-прежнему были его неразлучными спутниками. «Рисунок развивает чувство и ум», – признавался Ильин в одном из своих писем.

    ПОСТРОЙКИ

    Ильин брался за разную работу – и за отдельные здания, и за целые комплексы… Среди наиболее значимых построек – крупный комплекс больницы им. Петра Великого (ныне им. Мечникова), а также ряд мостов, архитектурную часть которых он выполнял – Михайловский (ныне Садовый), Пантелеймоновский (ныне им. Пестеля), Народный мост на Мойке и Введенский – у Витебского вокзала. По его проекту проводилась реконструкция Большого проспекта Васильевского острова и Московского проспекта, благоустройство и озеленение Лиговского проспекта, оформлена стрелка Елагина острова.

    НОВЫЙ ЭТАП

    После Октябрьской революции 1917 г. строительство многих объектов под руководством Ильина было приостановлено. При новой советской власти архитектор тоже был востребован. С 1918 г. он стал членом Художественной Коллегии Петроградского Наркомпроса, в нее входили известные художники, скульпторы, литераторы, критики, архитекторы. Последующее десятилетие было дня Льва Александровича плодотворным: в 1921 г. он стал организатором и председателем общества «Старый Петербург», членом редколлегии журнала «Зодчий», занимался преподавательской деятельностью. Но главное дело того периода – создание Музея города (с 1918 г.), бессменным директором которого он оставался до 1935 года. Здесь Ильин познакомился с Полиной Ковальской, ставшей его второй женой. Музей проводил не только большую исследовательскую и экспозиционно-выставочную работу, но и являлся единственной организацией, осуществлявшей контроль за планированием и созданием нового городского пространства Петрограда – Ленинграда.

    Ильин был блестящим руководителем – его уважали, к нему прислушивались. «Лев Александрович – яркая, неповторимая личность, – говорил его коллега по Музею Города архитектор Лапиров. – За всю мою жизнь, а я проработал в разных учреждениях десятки лет, не помню такой полной свободы, когда я работал с ним, при неслыханной творческой дисциплине…».

     С 1925 – 1937 гг. Ильин фактически занимал пост главного архитектора Ленинграда (формально эта должность появилась позднее), руководил разработкой первого советского генерального плана города и его осуществлением. Участвовал в разработке генпланов Петрозаводска, Баку, Иванова, Ярославля и др., занимался проблемами жилищного строительства. С 1929 – 1931 гг. он – один из организаторов института «Ленгипрогор» (сегодня РНИиПИ Урбанистики).

    В 1938 году в судьбе Ильина произошел тяжелый и неожиданный поворот. В Ленинграде официально установили должность главного архитектора, но Льва Александровича в ней не утвердили. Причем даже не поставили в известность, что он отстранен от дел. Причиной стал независимый характер градостроителя – он часто восставал против некомпетентности начальства, не терпел высокомерия и грубости. 

    ВОЙНА

    В последние годы жизни спектр профессиональной деятельности Льва Ильина непривычно сузился – он мучительно переживал новое положение. На первый план выдвинулась преподавательская работа. Опального архитектора стали обходить стороной знакомые, немногочисленные друзья заходили все реже. А еще тяжело заболела жена Полина, работавшая в институте ассистентом. Ее не стало в 1940 г. Убитый горем супруг долго не мог придти в себя. Единственное, что помогло ему оправиться от тяжелой утраты – работа.

    В 1940 г. Ильин возглавил Институт градостроительства Академии архитектуры Советского Союза, с 1941 г. он – член-корреспондент Академии архитектуры СССР.

    И вновь депрессия – из-за серьезной болезни глаз: он перестал рисовать, отстранился от людей, почти не выходил на улицу... В этом состоянии ипохондрии, как Ильин сам определил, его застало известие о начале Великой Отечественной войны. Оно вытолкнуло затворника на шумные городские улицы. В это время Лев Александрович много философствует – рассуждает о тяжелом для страны времени и определяет свою роль в жизни Ленинграда: он отказывается от предложения переехать в Москву и занимается защитой зданий и монументов, разработкой мер по маскировке высотных объектов, обмерами архитектурных памятников. Одновременно работает над рукописью очерка "Прогулки по Ленинграду", посвященного классической архитектуре города на Неве: создает серию иллюстраций к будущей книге (выполненные с натуры городские пейзажи и исторические композиции). Все это во время обстрелов и бомбежек в страшные дни Блокады.

    В зимний день 11 декабря 1942 года на углу Невского проспекта и Фонтанки у дома № 68 разорвался снаряд. В зоне разрыва находились Управляющая делами Дома архитекторов А. Виниченко с подругой и Лев Ильин. Он погиб на месте. Через несколько дней архитектора похоронили на Литераторских мостках Волкова кладбища. 18 декабря «Ленинградская правда» поместила некролог, подписанный партийными и советскими руководителями города, друзьями и коллегами по работе. «В лице профессора Ильина, – говорилось в нем, – советская архитектура потеряла одного из крупнейших своих мастеров».

    МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА

    В 1981 году на здании школы в селе Подоскляй была установлена мемориальная доска Льву Ильину. Она и сегодня висит на фасаде постройки. Сельские учителя и школьники гордятся именитым земляком: пишут о нем сочинения, читают его книги по архитектуре и градостроительству.

    ВНУК

    Информацию о потомках архитектора Ильина нам предоставили в Российском институте Урбанистики. Выяснилось, что внук нашего земляка – Юрий Владимирович Ильин – тоже архитектор. С 1980-х годов он работал в «Ленгипрогоре», а затем – главным специалистом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП). Председатель КГИОП Вера Дементьева сообщила нам печальную новость: Юрий Ильин, действительно, много лет проработавший в Комитете и занимавшийся сохранением памятников архитектуры северной столицы, в том числе и тех, которые создавал его дед, скончался около двух лет назад. В Санкт-Петербурге у него осталась престарелая мама. По нашей просьбе сотрудники Комитета отправились к ней, чтобы поговорить и узнать о потомках градостроителя. Оказалось, что Лев Ильин приходился Юрию двоюродным дедом – линия хоть и не прямая, но самая близкая (ни в одном источнике не нашлось указаний на то, что у архитектора были дети, только племянники). К сожалению, все их семейные альбомы пропали в дни Блокады. Информации о других родственниках нет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)

    Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...

    Разработка урока по технологии Е.Н.Ильина "Отчего люди не летают?"

    Островский "Гроза" - материал не очень интересный для современных детей. Как сделать его более доступным?...

    Урок-презентация книги Е. Ильиной "Четвертая высота"

    Обращаясь к своим читателям, автор книги «Четвертая высота» Елена Ильина писала: «История этой короткой жизни не выдумана. Девушку, о которой написана эта книга, я знала еще тогда, когда она была ребе...

    Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

    Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

    Презентация "Конкурс архитекторов"

    презентация содержит задачи на спички. Может использоваться в ходе классного часа или занятий кружка....

    Конспект занятия АРХИТЕКТОР ИЛЬЯ ЕВГРАФОВИЧ БОНДАРЕНКО - СТРОИТЕЛЬ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ПРОРОКА ЗАХАРИИ В БОГОРОДСКЕ.

    Конспект занятия по краеведению"АРХИТЕКТОР ИЛЬЯ  ЕВГРАФОВИЧ  БОНДАРЕНКО - СТРОИТЕЛЬ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ПРОРОКА ЗАХАРИИ В БОГОРОДСКЕ". Основная цель занятия: дать учащи...