Мастер-класс Ильина Е.В.
презентация к уроку по русскому языку на тему

Ильина Елена Васильевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_ilina.rar1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Братска Иркутской области

Городской форум «Образование – 2006»

Мастер – класс в рамках конкурса «Лучший учитель, внедряющий инновационные технологии»

Здравствуйте. Я, Ильина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы школы №46. Вот уже 25-й год я иду к детям с открытой душой, символом этого  является открытая ладонь, несу им знания, открываю новые страницы неизведанного. С первых уроков, данных мною в школе, я выработала свое педагогическое кредо: обучая других, учись сама. Работа с ребятами – это сотрудничество, взаимообогащение. Давая им знания, отвечая на многочисленные вопросы, я совершенствуюсь сама. В поисках ответов на их подчас заковыристые вопросы я много читаю, а ученики, готовясь к урокам, тоже находят много интересного в современном «море» информации. Так мы обогащаем друг друга.

Современные программы, Госстандарт предъявляют высокие требования к уровню развития ученика – это должна быть всесторонне образованная личность. Поэтому очень важно найти ключ к каждому ребёнку,  в этом нам помогут ключевые компетенции: нравственная, интеллектуальная, социально-правовая, информационная, коммуникативная, гражданская. В обучении опираемся на личный опыт, знания и умения, движемся вперёд,  совершенствуясь.  

Развивая на уроках русского языка и литературы ученика, используя компетентностный подход к обучению, я все-таки большее внимание уделяю коммуникативной компетенции, так как  для каждого человека, чтобы быть успешным, сегодня необходимы индивидуальный стиль общения, владение разнообразными способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в жизненных критических ситуациях, способность корректировать в  отношениях свою и чужую агрессии; владение устным и письменным языком, умение работать в группе, занимая в ней различные положения, принимать решения. То есть я хочу, чтобы ученик не потерялся в этом суровом современном мире, а, наоборот, используя свои коммуникативные возможности, шел вперед, был полезен обществу.

Решая все эти вопросы, я использую на своих уроках различные методы, инновационные технологии. Многого можно добиться, используя проектную методику. Она помогает сэкономить время на уроке, знакомит с дополнительной литературой, учит выбирать самое нужное, важное, оформлять свои мысли. Такая форма учит сотрудничать в группе,  защищая свой проект, заинтересовать слушателя. Ребята с увлечением выполняют такую работу.

Интерактивная технология основана на прямом  взаимодействии учащихся с окружением. Интересны здесь ролевые игры, диспуты, дебаты, «аквариум» и другие. Например, методические пособия говорят о возможности проведения суда над Молчалиным. Мы же, зная, что в уголовном кодексе есть статья «Доведение до самоубийства», обратились к драме Островского «Гроза». На скамье подсудимых Кабанова Марфа Игнатьевна. Проходят свидетели обвинения, адвокат защищает свою подопечную. Прокурор выносит вердикт. Чтобы провести такой урок, необходима большая, тщательная подготовка; ребята изучают судебную этику, из текста каждая сторона выбирает доказательства, это способствует лучшему пониманию произведения. Ученики-свидетели пытаются перевоплотиться в литературных героев, встать на их место. Такой урок учит многому: уважению закона, личности, умению отстаивать свои права, уважать чужое мнение.

Одной из эффективных форм формирования коммуникативной компетенции является приобщение школьников к публичной речи, ораторскому искусству. Сюда входит: участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента. Поэтому в этом году я веду уроки практической риторики.

Но больше всего меня заинтересовал новый тип урока - это урок-коммуникация. Формировать речевую компетенцию школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного).  На уроке устной коммуникации предлагаю вопросы интерпретационного характера, это помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их языковой компетенции.  Ведущим методом здесь является интерпретация текста, а приемами – виды языкового разбора. На таком уроке ученики высказывают  своё понимание того, что стоит за языковыми средствами текста , восстанавливают авторский  замысел.

Интерпретация как средство понимания настолько вариативна и порой непредсказуема, что, во-первых, порождает естественную речевую среду, без которой невозможно осознанное обучение языку. Во-вторых, неожиданным образом создает живую и необходимую учебную ситуацию, которая становится воспитывающей, обучающей и развивающей личность ученика. Для  уроков-коммуникаций  я использую специальную систему упражнений, они распределены по трем направлениям: 1. аналитические; 2. аналитико-синтетические; 3. синтетические.

Упражнения первого типа – аналитические – это коллективная (в классе) коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями, т.е. пытаются понимать текст, занимать позицию адресата, и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел (то, что на уроках литературы называется идеей произведения).

С этой целью исследуются лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста.

Второй тип – аналитико-синтетические упражнения. Ребятам предлагаю несколько текстов разных авторов , и ученик вступает в беседу сразу с несколькими писателями , так как ему предстоит в едином псевдотексте выделить различные тексты. Такого рода упражнения помогают отрабатывать коммуникативные позиции слушателя (читателя), критика, управляющего и организатора общения. Создать образ автора каждой части псевдотекстов помогает определение стиля каждого «голоса», звучащего в тексте, его темы и лексико-грамматических особенностей, составляющих текст отрезков.

Получается весьма увлекательная игра, в которой ребята сначала разбирают текст, а затем собирает разрозненные предложения в несколько единых по содержанию и форме отрывков. Конечно, такая работа возможна лишь после выработки умений лингвостилистического анализа текста, чему способствуют упражнения первого раздела.

Третий тип – синтетические упражнения, с помощью которых ученик приобретает умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации. Задания, помещенные в этом разделе, подталкивают ребят к выражению собственных мыслей, будят творческую фантазию. Они помогают тренировать у школьников умение писать свои тексты. Я же подбираю интересные, часто необычные темы, которые готовят ребят к различным речевым ситуациям, возможным в жизни. Предлагаю выполнять эту сложную работу частями, поэтапно, тем самым готовиться к освоению сложного процесса пробуждения творческой мысли.

Стараюсь помнить, что пока школьник не научится анализировать текст, видеть средства языка и понимать их роль, у него не будет «инструментов» для создания собственных речевых произведений. А детские сочинения всегда интересны и непосредсвенны, помогают мне лучше понимать новое поколение, преодолевать извечные разногласия «отцов» и «детей».

Я надеюсь, что страницы в книге методических новинок ещё не закончились, значит, я и мои ребята сможем узнать много нового и интересного.

Вначале было слово, поэтому на уроках я много работаю над словом, учу его понимать изнутри, «расшифровывать».Исследуем такие слова, как школа, слово, доброта, дружба, совесть. Слабые ребята выполняют работу так. Сильные мыслят словосочетанием, предложением. Затем обязательно поясняют свой выбор в сочинении-миниатюре. А ученица 11 класса свои мысли выразила через акростих.

 А теперь помогите, пожалуйста, ответить на вопрос, каким должен быть современный учитель, что ему должно быть присуще.

У – ум, упорство

Ч – честь, честность

И – интерес, инновация, интеллект

Т – талант, терпение, трудолюбие

Е – естественность

Л – любознательность, любовь

Ь – мягкость.

Спасибо за помощь в создании модели современного учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

«Урок литературы – это искусство, а учитель – художник своего урока». Мастер-класс по методической системе педагога-новатора Е.Н. Ильина

laquo;Главная цель преподавания литературы в ее воспитательной функции, а уже потом в познавательной»Е.Н. Ильин«В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока л...

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....