Проектно-исследовательская работа по изобразительному искусству «Нетрадиционные способы рисования»
проект по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Рисование – один из важных видов искусства, который является не только способом передать то или иное изображение, но и внутренние чувства, восприятие внешнего мира, эмоции, фантазии и многое другое. Каждый человек с детства знает, как это – рисовать картинку, при этом не важно чем – карандашами или красками на бумаге или палочкой на песке во дворе. К сожалению, не все продолжают рисовать в более старшем возрасте, так как считают, что у них нет способностей и очень зря. Рисованию можно научиться.

Я могу рисовать красками, карандашами, фломастерами. У меня возник вопрос, чем ещё можно рисовать? Как создать необычные произведения изобразительного искусства?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.09 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint2.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Северная средняя школа

Проектно-исследовательская работа

по изобразительному искусству

«Нетрадиционные способы рисования»

Выполнил:Заводчиков Антон,

ученик 5 класса

Руководитель:Сочинова Л.А.,

учитель ИЗО

п. Северный

2017-2018 уч. год

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский.

Рисование – один из важных видов искусства, который является не только способом передать то или иное изображение, но и внутренние чувства, восприятие внешнего мира, эмоции, фантазии и многое другое. Каждый человек с детства знает, как это – рисовать картинку, при этом не важно чем – карандашами или красками на бумаге или палочкой на песке во дворе. К сожалению, не все продолжают рисовать в более старшем возрасте, так как считают, что у них нет способностей и очень зря. Рисованию можно научиться.

Я могу рисовать красками, карандашами, фломастерами. У меня возник вопрос, чем ещё можно рисовать? Как создать необычные произведения изобразительного искусства?

Цель проекта: изучить нетрадиционные техники рисования, выполнить работу в нетрадиционной технике рисования.

Задачи:

  • изучить литературу по заданной теме;
  • освоить нетрадиционные техники рисования;
  • провести мастер-класс;
  • систематизировать собранный материал.

Объектом исследования являются рисунки, а предметом - техника рисования.

Гипотеза: Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес, фантазию. Эта техника доступна для создания интересных и неповторимых рисунков.

Введение

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности. Оно позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. С самого раннего возраста человек пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Рисование имеет огромное значение в формировании личности человека. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику рук, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для того чтобы развивать творческое воображение, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Основная часть.

Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа. Нетрадиционные техники рисования учат выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Отступают страхи, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность быстро получить желаемый результат.

Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычёк жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поролона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, мыльными пузырями, печать по трафарету, пластилинография, раздувание краски.

  • 1. Забавные отпечатки

1.1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

  • Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды

1.2. Штампики из ниток

  • Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
  • Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

1.3. Картинки-отпечатки

  • Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
  • Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды
  • 1.4. Отпечатки «листики»
  • Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

  • 1.5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
  • Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
  • Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

1.6. Рисование ладошками и пальчиками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

2. Рисование мыльными пузырями.

В стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки «набулькать» много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

  • Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага
  • 3. Рисование солью

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

4. Рисование мятой бумагой.

4.1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

4.2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5. Баночка для воды

5. Рисование "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели.

На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то…увидим настоящее волшебство, когда под кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

6. Монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

6.1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

7. "Кляксография" (выдувание трубочкой)

Это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

8. Ниткография

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова

Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

9. «Пуантилизм» (от фр. point - точка)

Это стилистическое направление в живописи. В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.

Принцип данной техники прост: нужно закрашивать картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

10. “Граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).

Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды

11. «Фроттаж»

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание) .

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага

12. Пластилинография

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки

Существуют и другие способы нетрадиционного рисования. Все они очень интересны и увлекательны и являются отличной обучающей игрой для детей всех возрастных категорий. Не нужно бояться экспериментировать. Результат всегда получается отличным

Практическая часть

На уроке ИЗО и на занятиях кружка «Изостудия» были проведены мастер-классы на тему «Нетрадиционные способы рисования»

Цель: расширить знания учащихся о нетрадиционных техниках рисования;

Задачи:

- познакомить с технологией выполнения рисунков в некоторых нетрадиционных техниках;

- выполнить изображение в нетрадиционной изобразительной технике;

- поделиться опытом своей работы.

В ходе мастер-класса учащимися были изготовлены различные рисунки в нетрадиционной технике: кляксография, ниткопись, граттаж, рисование солью. Даже самые неуверенные учащиеся, которые считали себя далеко не художниками, убедились, что данные техники просты, ярки, интересны. Данные техники предоставили учащимся безграничные возможности для творчества.

Заключение

Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев) и т.п. Помимо этого можно экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных красок».

Любая нетрадиционная техника рисования построена на том, что в работе используются необычные сочетания материалов и инструментов.

Такое творчество интересно детям любого возраста и даже взрослым!

Во-первых, за счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает фантазию. Ведь непонятные пятна и линии нужно дорабатывать до тех пор, пока рисунок не становится узнаваемым и законченным. Во-вторых, у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. Здесь можно сочетать различные техники. В-третьих, развивается образное мышление, он сам продумывает, какие материалы и инструменты можно использовать, чтобы получить нужное ему изображение. В-четвертых, нетрадиционное рисование, так же, как и классическое, способствует развитию памяти, мелкой моторики.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет, сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования.

Вывод:  В процессе выполнения проекта я узнал много нового о рисовании. Познакомился с различными видами и техниками нетрадиционного рисования. Эти приемы очень просты, но невероятно увлекательны! Даже далекий от живописи человек захочет попробовать применить их на практике.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что подтвердилась выдвинутая гипотеза.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что данные техники могут использоваться на уроках рисования, в декоративно-прикладных кружках, а также за пределами школьной программы.

Я планирую и дальше пополнять свои знания об изобразительном искусстве и развивать свои творческие способности.

Источники информации:

1. Детское творчество [Текст]: пер. с нем. / Анке Шмид. – М.:  Мой мир, 2007. – 64 с.: цв.  ил.  

2. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2004. – 96 с.

3. https://new.luchik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/

4. http://svoimi-rukami-club.ru/основные-методы-рисования-в-нетрадиционном-стиле/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил : Заводчиков Антон, ученик 5 класса Руководитель: Сочинова Л.А. Нетрадиционные техники рисования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Северная средняя школа Проект по изобразительному искусству

Слайд 2

Цель работы: Задачи : Изучить нетрадиционные техники рисования, выполнить работу в нетрадиционной технике рисования. изучить литературу по заданной теме; освоить нетрадиционные техники рисования; провести мастер-класс ; систематизировать собранный материал.

Слайд 3

Гипотеза Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес, фантазию. Эта техника доступна для создания интересных и неповторимых рисунков.

Слайд 4

Актуальность С самого раннего возраста человек пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Слайд 5

Нетрадиционные техники рисования При создании рисунков в нетрадиционном стиле используются необычные материалы и нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Нетрадиционные техники рисования учат выражать задуманное свободно, без всяких ограничений.

Слайд 6

Забавные отпечатки 1. Штампики из пластилина 2. Штампики из ниток 

Слайд 7

Забавные отпечатки 3. Картинки-отпечатки с пенопластовой формы 4. Отпечатки « листики »

Слайд 8

Забавные отпечатки 5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком 6. Рисование ладошками и пальчиками

Слайд 9

Рисование мыльными пузырями

Слайд 10

Рисование солью

Слайд 11

Рисование мятой бумагой

Слайд 12

Рисование масляной пастелью и акварелью

Слайд 13

Монотипия

Слайд 14

Кляксография

Слайд 15

Ниткография

Слайд 16

Рисование ватными палочками

Слайд 17

Граттаж «цап-царап» 

Слайд 18

Фроттаж

Слайд 19

Пластилинография

Слайд 20

Вывод В процессе выполнения проекта я узнал много нового о рисовании. Познакомился с различными видами и техниками нетрадиционного рисования. Эти приемы очень просты, но очень увлекательны! Даже далекий от живописи человек захочет попробовать применить их на практике. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что подтвердилась выдвинутая гипотеза - рисование с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес, фантазию. .

Слайд 21

Источники информации Детское творчество [Текст]: пер. с нем. / Анке Шмид. – М.: Мой мир, 2007. – 64 с.: цв . ил. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой . – М.: ООО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2004. – 96 с. https://new.luchik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/ http://svoimi-rukami-club.ru/основные-методы-рисования-в-нетрадиционном-стиле/

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы рисования(Отпечатки рук и ниткография)

Нетрадиционные способы рисования-что это?Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно – это стихия, из которой возникают образы, а образы –это фантазия...

Нетрадиционные способы рисования(продолжение)

Нетрадиционные способы рисования(продолжение)-КЛЯКСОГРАФИЯ....

« Проектно- исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства» ( 5-6 класс)

Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность, что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно-творческие способности и интересы учащихся. Это...

Мастер- класс « Проектно - исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства»

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие спосо...

Работа с дошкольниками в области изобразительной деятельности. нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками.

Творчество появляется тогда, когда сам педагог готов эксперементировать, искать, удивляться всему новому, творчески развиваться....

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Статья знакомит с нетрадиционными техниками выполнения работ по изобразительному искусству (батик, бумажная пластика, роспись по стеклу). Материал можно использовать на факультативных занятиях по изоб...

проект по изобразительному искусству. нетрадиционная техника рисования -монотипия

Нетрадиционная техника рисования - монотипия как средство повышения интереса к изобразительной деятельности....