ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Сергеева Ирина Сергеевна

Статья знакомит с нетрадиционными техниками выполнения работ по изобразительному искусству (батик, бумажная пластика, роспись по стеклу). Материал можно использовать на факультативных занятиях по изобразительному искусству для детей, желающих заниматься рисованием дополнительно. На этих занятиях, проводимых во второй половине дня, дошкольникам  предоставляется большее количество времени  для работы и освоения новых технологий выполнения работ по изобразительному искусству.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ   ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

         

Ученые и психологи давно доказали, что каждый человек рождается художником. В детстве любят рисовать все, но у одних почему- то эта страсть улетучивается, а другие не расстаются с карандашами и красками всю жизнь. И далеко не всегда эта увлеченность связана с талантом или профессиональной необходимостью.      

Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (формы, цвета, композиции и др.), художественного вкуса (на основе развития эстетических чувств), художественно-творческих способностей. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира. Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг. И наиболее успешно его развитие осуществляется под руководством взрослого (педагога,  родителей), и эта работа ведется  не от случая к случаю, а систематично и последовательно.

В детском саду ЦО № 1874 занятия по изобразительному искусству проводятся по программе «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», разработанной  Комаровой Т. С. При подготовке этой программы автор опирался на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности и т. д.). Эти принципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности. К этим принципам относятся:

             / тесная связь с базовым видом искусства и другими видами, дополняющими и углубляющими образное познание действительности;

            /  направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них  сенсорных способностей в разных видах  художественной деятельности;

           / принцип взаимосвязи  обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности;

           / освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.

        В дополнение к указанной программе организованы факультативные занятия по изобразительному искусству для детей, желающих заниматься рисованием дополнительно. На этих занятиях, проводимых во второй половине дня, дошкольникам  предоставляется большее количество времени  для работы и освоения новых технологий выполнения работ по изобразительному искусству.      

  1. Б А Т И К

Существует одна удивительная техника, которая не входит в программу по изобразительному искусству в детском саду. Декоративно-прикладное искусство, пришедшее  к нам из Индии и Японии и с островов  Индонезии, называется батиком.  Эта роспись по ткани изначально носила  исключительно утилитарный характер – с помощью воска и красок индонезийцы разрисовывали одежду. А потом на ткани стали писать картины. Несмотря  на кажущуюся сложность и необычность, рисовать на ткани гораздо проще, чем на бумаге, и дошкольники с большим энтузиазмом осваивают эту технику. Большую роль здесь играет доступность и выразительность материалов, несложность технических приспособлений  и сравнительная  быстрота получения результата.

Ребенок  видит мир насыщенным цветом, стремится передать радость познания, радость общения яркими красками, декоративными образами – символами. Батик – техника, позволяющая создать на ткани цветовой и сказочно-прекрасный мир ребенка, причем батик не только панно на стене, соперничающее с рисунками акварелью или гуашью, но и занавески на окнах, похожие на витражи, и косынка  в подарок маме, платье, фартук, абажур в детскую комнату.

Райские птицы, экзотические цветы, чудесные рыбы, фантазийные орнаменты – все это ложится на ткань очень красиво и  гармонично. А если еще посыпать готовую работу специальными солевыми горошинами, поглощающими пигмент, то на картине могут появиться капельки дождя или росы, звезды и другие интересные эффекты.

Детей увлекает здесь красочность техники, возможность создания практически любой  композиции и утилитарно-эстетический  итог труда.

2. Б У М А Ж Н А Я    П Л А С Т И К А

                                

В вышеназванной программе по изобразительному искусству уделяется  достаточное внимание различным видам изобразительного искусства, даются  знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке, аппликации. Однако пространственное мышление у детей дошкольного возраста  наиболее активно развивается на занятиях  бумажной  пластикой ( оригами и конструирование).

В основу этих занятий включается работа с бумагой-материалом, обладающим конструктивными и пластическими свойствами  и знакомым каждому ребенку. Дети приобретают следующие  навыки:

     \ способность чувствовать пространственную  среду;

     \ владение основными способами изображения на листе;

     \ начальные практические навыки в конструировании.

         Этому способствуют упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий. Работа с бумагой предполагает развитие  у ребенка аналитического характера деятельности, формирует способность нестандартного мышления. Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой художником, так и проблемы в целом. Помимо перечисленного, занятия бумажной пластикой вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности дошкольника.

Работа с бумагой – наименее  трудоемкое дело, в отличие от других видов изобразительного  искусства. Небольшой перечень простых инструментов, доступных в освоении дошкольниками, наличие бумаги – все это не составляет больших трудностей в организации этих занятий.

Из бумаги можно делать не только  простые аппликации, но и довольно сложные и оригинальные композиции. Умение творить из бумаги позволит быстро и без больших затрат материалов и времени оформить любой праздник в детском саду или дома. Елочные игрушки, элементы оформления интерьеров, костюмы, маски-все это можно сделать из бумаги.

Цель  данных занятий в детском саду – увлечение детей оригинальной  скульптурой из бумаги, усвоение ими основных принципов конструирования. Понимание и владение техникой  бумажной пластики дадут возможность безграничной творческой деятельности детей в школе, что, несомненно, принесет им огромную пользу.  

 

 

3. Р О С П И С Ь   П О  С Т Е К Л У

                                                

Стекло – необычный материал для освоения дошкольниками. С давних времен стекло было спутником человека как в повседневной жизни (предметы быта), так и в архитектуре (окна и их украшение  витражами). Поэтому очень важно научить детей работать с этим материалом. Однако преподавателю следует иметь в виду, что работа со стеклом сложна и небезопасна для дошкольников. Отсюда возникает необходимость постоянного контроля над действиями детей и предварительного инструктажа воспитанников относительно соблюдения мер предотвращения порезов, мелких травм, попадания осколков и стеклянной пыли в глаза и т.д.

Витраж-произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера, выполненное из стекла, на стекле или с применением другого материала, пропускающего свет. Витражи создаются из разноцветного стекла с вырезкой отдельных деталей и креплением их при монтаже свинцовой лентой; из бесцветного стекла с вырезкой отдельных деталей и росписью их красками; цветными лаками.

На занятиях с дошкольниками  важно познакомить их с понятием витража и выполнить его имитацию, используя гуашевые краски и клей ПВА.

В заключение необходимо сказать, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками, объединяет всех общими переживаниями радости творческого свершения.

         

Педагог дополнительного образования

ДО  «Радость» ГБОУ СОШ № 1874 г. Москвы

Сергеева Ирина Сергеевна

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Тестовая контрольная работа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса по теме «Виды и жанры изобразительного искусства»

Предлагаемый тест позволяет провести проверку знаний учащихся 5 классов по теме «Виды и жанры изобразительного искусства». Тест состоит из трех частей, которые представляют собой три уровня слож...

Промежуточная проверочная работа по изобразительному искусству для 6 класса "Основы языка изобразительного искусства"

Данный материал предназначен для промежуточного контроля  знаний учащихся 6 классов общеобразовательной школы, обучающихся по программе Б.М.Неменского...

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"

Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование   нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...

Техника "граттаж" на уроках изобразительного искусства

Уроки изобразительного искусства, проводимые с применением техники "граттаж", вовлекают детей в занимательную игру "проявления" рисунка, удивительную и захватывающую....

Общие требования к технике безопасности на занятиях изобразительным искусством

Требования безопасности перед началом уроков.1.     Подготовить необходимые материалы и инструменты.2.     Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении...

Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства.

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства и их роли  в развитии творческих способностей у школьников....