Мастер- класс « Проектно - исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства»
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) по теме

Шубина Ирина Михайловна

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Применение этой технологии на уроках побуждает учеников быть активными, самостоятельными в выборе решений, воспитывает умение вести диалог с самим собой (рефлексия), с партнёром, с педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Заместитель директора по УВР,

учитель изобразительного искусства

МОАУ СОШ № 22

 Шубина Ирина Михайловна

Мастер- класс

« Проектно - исследовательская деятельность

на уроках изобразительного искусства»

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» - говорил Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию РФ (2007 год).

Вхождение в проблему.(Притча)

И сотворили Школу так, как велел им дьявол.

Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах.

 Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы.

 Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности.

 Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.

 Он любит говорить - ему приказали молчать.

 Он стремится понять - ему велели учить наизусть.

Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.

И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей.

Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария)

Конечно, категорично. Но открыть глаза, посмотреть внимательно на Школу и понять, что здесь действительно что-то не так - это первый шаг. Это уже попытка изменить Школу. Эти строки заряжают силой и вдохновляют. Вот она, ясная и позитивная программа гуманистической педагогики! Открыть школу внешнему миру – учиться не только в четырех стенах, но и «в полях и лугах» Сделать так, чтобы труд ученика имел для него смысл и значение. Дать возможность детям на у0роках общаться, говорить, двигаться. Больше работать руками: экспериментировать, мастерить… Говорить с ребенком на языке Сердца, а не алгоритмов и формул. Дать ребенку возможность самостоятельно познавать мир, совершая маленькие открытия на каждом уроке… Да, и в этом нам поможет  проектно - исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства …

 Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?  Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи.    С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию, или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.   Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Применение этой технологии на уроках побуждает учеников быть активными, самостоятельными в выборе решений, воспитывает умение вести диалог с самим собой (рефлексия), с партнёром, с педагогом.

Во-первых, ее применение на уроках побуждает учеников быть активными, во-вторых, самостоятельными в выборе решений, в-третьих, воспитывает умение вести диалог с самим собой (рефлексия), с партнёром, с педагогом.

   Исследовательская работа, исходя из моего опыта, может быть разнообразной, как индивидуальной, групповой, кратковременной и протяжённой во времени.

С учетом возрастных особенностей детей использую следующие формы и приемы работы:

▪ игры;

▪ работа в библиотеке с различными источниками;

▪ интеллектуальные головоломки;

▪ практические занятия;

▪ работа с компьютером под руководством родителей;

▪ дискуссии;

▪ беседы.

   В ходе работы ученики развивают следующие дидактические и исследовательские умения:

•        осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

•        вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

•        творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

•        работать с несколькими источниками сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

•        делать выводы из фактов, совокупности фактов;

•        конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

•        высказывать содержательно свою мысль, идею;

•        решать самостоятельно творческие задания, усложняя их,

и многие другие, возникающие в ходе работ над выбранной или предложенной темой. Какие же темы предполагают участие детей в исследовательской деятельности? Тематика самая разнообразная. Изобразительное искусство дает широчайший спектр для ее использования.

   

   Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов. А как гласит китайская мудрость: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» Конфуций.

   Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие ребенком собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

Давайте и мы попробуем стать на мгновение детьми, исследовать, открывать, действовать, ставить цель, определять задачи, способы решения, а результат не заставит ждать. Чтобы активно включиться в работу предлагаю вашему вниманию следующее задание.

 Цель: Снятие излишнего эмоционального напряжения в группе и знакомство ее участников.

Для проведения упражнения необходимы карточки с написанными на них цветами: «красный», «желтый», «зеленый» (количество карточек должно соответствовать числу участников группы). Участники получают одну из карточек. Ведущий объявляет, что сейчас каждый как бы некоторое время становится такого же цвета, который обозначен на карточке. По команде ведущего будут вставать те, кто имеет отношение к данному цвету.

Например, по команде «Пусть встанет тот, кто имеет цвет яблока» встают все участники, потому что яблоко может быть и желтым, и зеленым, и красным. Как только кто-либо сможет точно определить, кто какого цвета, он сразу скажет об этом. Ведущий просит вставать тех, кто имеет отношение к названным предметам: смородина, перец, лист на дереве, гвоздика, мякоть арбуза, лимон, трава, светофор, помидор, воздушный шар и т.д. При этом каждому участнику следует быть внимательным, чтобы определить, у кого карточка такого же цвета, как и у него. По сигналу ведущего играющие объединяются в группы по «цвету» и поясняют, как они нашли друг друга. Молодцы! Дружелюбные и трудолюбивые, стремительные и энергичные, целеустремленные и не боящиеся брать на себя ответственность да, это все Вы – педагоги. Люди, которые   весь год будут под особым покровительством этого синего  благородного знака. Как вы думаете о каком синем благородном знаке идет речь. Лошадь .

Лошадь – легко обучаемое животное, благодаря ей ученики всех уровней и ступеней ощутят небывалое стремление к знаниям (только успевайте их отдавать :).

Лошадь – верный друг, она не позволит предательству или измене омрачить Вашу жизнь.

Лошадь энергична и вынослива, она даст Вам достаточно сил для того, чтобы решить все задачи и успешно достичь поставленных целей.

Лошадь свободолюбива, она принесет в Вашу жизнь ветер свободы и дальних странствий, который развеет все несчастья и вдохновит на небывало увлекательные проекты. Исходя из темы занятия, как вы думаете,  какова  его цель. Выполнить проектно – исследовательскую работу.

Гипотеза: «Если картина не написана маслом, акварелью, карандашом или чем-то иным пишущим или красящим, то  можно ли  назвать подобный шедевр произведением искусства».

Объект исследования:  произведения искусства

Предмет исследования: виды искусства

Цель предполагаемого исследования: выяснить, возможно ли без кистей и красок создать картину.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1.        Изучить литературу о видах искусства

2.        Выделить и проанализировать виды искусства, где не применяются графические и живописные материалы

3.        Выполнить работу.

5.        Объединить  работы в единый замысел

6.        Создать  коллективную работу «Круг времени»

 Конечно, можно создать натюрморт из риса или гречки; сотворить пейзаж при помощи песка или овощей и фруктов; собрать портрет из кусочков скотча или, скажем, шурупов, а также придумать еще что-то подобное, главное, сколько-нибудь эпатажное и оригинальное. Несомненно, само по себе любое такое творение будет уникальным, достойным общественного признания и обязательно поразит чье-нибудь воображение, но мое искреннее восхищение вызывают другие работы, те, что не требуют для их воплощения никаких других посторонних материалов, кроме собственно самой бумаги. Именно в этом минимализме мне видится широта таланта художника, сумевшего практически из ничего, сотворить нечто удивительное.

Исследуем вопрос кто же работал в данном направлении. 

Бумажные картины немца Саймона Шуберта,  объемные аппликации Карлоса Миерыкак, Американский художник Jeff Nishinaka который  создает свои необычные объемные картины уже в течение 28 лет. С момента окончания Художественного колледжа дизайна в 1982 году он довел свое мастерство практически до совершенства. Возможно, они не всех впечатлят, а кому-то даже покажутся не очень интересными и несколько блеклыми, но если приглядеться внимательно, то скрытые в практически плоских картинах объемы поражают и завораживают. А если попробовать самостоятельно соорудить из обычного белого бумажного листа, что-то хоть отдаленно похожее, то понимаешь насколько это сложно, не просто получить набор прямых или полукруглых линий, а сложившуюся из них цельную, объемную картинку.

Проанализируем приемы выполнения работы.

Практическая часть. «Круг времени» Изготовление календаря на 2014 год в технике 3D аппликация - это способ получения объёмного изображения (барельефа). 3D–аппликации помогают создать живописные объёмные картины, основная идея которых заключается в послойном наклеивании на фон-основу разных фрагментов изображения с помощью объёмного клеящегося материала. Настоящие мастера креатива используют любые подручные средства для создания шедевров. Так, цветная бумага, сложенная слоями, может быть материалом для создания 3D-аппликаций, которые удивляют своей красотой и необычным внешним видом. В процессе работы над объемной аппликацией ребенок овладевает способами и техникой обработки бумаги (вырезание, сгибание, моделирование, склеивание), развивает пространственное мышление, мелкую моторику рук, глазомер, речь, умение анализировать и сравнивать, у ребенка совершенствуется координация движения рук, формируются такие качества как аккуратность, быстрота и точность.

Итог. Рефлексия.

Притча. Притча о восприятии происходящего

Жил-был в деревне старый человек. Он был очень беден, но даже короли завидовали ему, потому что у него был прекрасный белый конь. Ему предлагали за коня баснословные деньги, но старик говорил: «Этот конь для меня не конь, а личность. Как можно продать личность, друга?»

Человек был беден, но никогда не соглашался продать коня. Однажды утром он не обнаружил коня в стойле. Собралась вся деревня и все осудили старика:«Ты — глупый старик, — говорили ему. — Мы знали, что когда-нибудь коня украдут. Уж лучше бы ты его продал. Что за невезение!»

Старик сказал: «Я не знаю всей истории. Я не знаю, ушел ли он, или его увели. Есть факт, все остальное — суждение. Является это невезением или благословлением, я не знаю, потому что все это только часть. Кто знает, что последует за этим?»Люди засмеялись. Они всегда знали, что он немного ненормальный. Но спустя пятнадцать дней конь неожиданно вернулся, мало того, он привел с собой четырех жеребят.Люди снова собрались и сказали: «Ты был прав, старик, это не было невезением, это — благо».И опять старик сказал: «Я не знаю всей истории. Знаю только, что коня не было, потом он вернулся. Кто знает, благословение это или нет? Вы прочли единственное слово в предложении — как вы можете судить о целой книге?» Но люди все равно решили, что он не прав, ведь коней стало больше! У старика был единственный сын. Он начал объезжать жеребят и спустя неделю упал и сломал ногу.Люди сказали: «Вот ведь невезение! Твой единственный сын лишился возможности ходить, а ведь он был тебе единственной поддержкой! Уж лучше бы ты тогда продал коня, были бы хоть деньги».И в который раз старик ответил им: «Вы одержимы суждением, не заходите так далеко. Я только знаю, что сын упал и сломал ногу. Никто не знает, невезение это или благословение».

Так случилось, что через несколько недель в стране разгорелась война, и всю молодежь забрали в армию. Только сын старика остался, потому что был покалечен. Все жители плакали, потому что сражения были проиграны и большинство молодежи погибло.

Люди пришли к старику и сказали ему: «Ты был прав, это оказалось благом. Может быть, твой сын и покалечен, но он с тобой, наши сыновья ушли навсегда». И снова старик сказал: «Вы продолжаете судить. Я не знаю всей истории, и никто не знает. Суждение означает застывшее состояние ума. Не судите, иначе вы никогда не станете едины с целым.» В действительности путешествие никогда не заканчивается. Одна часть заканчивается, зато другая начинается, одна дверь закрывается, другая — открывается. Вы достигаете вершины, но появляется другая, более высокая.

Жизнь есть бесконечное путешествие! Вдохните ветер свободы и дальних странствий, который развеет все несчастья и вдохновит на небывало увлекательные проекты. Исследуйте, анализируйте, творите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс ""Организация исследовательской деятельности на уроке"

Цель мастер - класса:Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся.Задачи: • Знакомство участников мастер - класса с осно...

« Проектно- исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства» ( 5-6 класс)

Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность, что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно-творческие способности и интересы учащихся. Это...

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка интегрированного типа".

В этом мастер-классе показана работа со звуками на интегрированном уроке английского и татарского языков....

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования УУД"

С раннего детства исследование является естественной потребностью ребёнка, делая первые шаги, ребенок начинает познавать окружающий мир. Проходит время, и естественное желание исследовать не поддержив...

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях по изобразительному искусству.

Организация проектно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся усл...

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке английского языка. Прием - Эмпирическое исследование. Survey Mat- карта исследования»

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке английского языка. Прием - Эмпирическое исследование. Survey Mat- карта исследования»...

Методическая разработка: Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность в школе» 15.12.2022 г.

Мастер-класс «Проектно-исследовательская  деятельность в школе»,  организация и методическая поддержка....