Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования УУД"
материал по истории

Назаренко Татьяна Геннадьевна

С раннего детства исследование является естественной потребностью ребёнка, делая первые шаги, ребенок начинает познавать окружающий мир. Проходит время, и естественное желание исследовать не поддерживается родителями, которые считают это странным или не понятным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования УУД.

О, сколько нам твердят ученики

Зачем искать, ведь всё давно открыто

И вот тогда влюблен я в свой предмет

Учитель – умей увлечь, зажечь и повести

Дорогою открытий.

С раннего детства исследование является естественной потребностью ребёнка, делая первые шаги, ребенок начинает познавать окружающий мир. Проходит время, и естественное желание исследовать не поддерживается родителями, которые считают это странным или не понятным.

В школе иногда исследование подменяется повторением уже доказанных истин, поиском информации в интернете. Мы желаем, чтобы ребенок развивался естественно, но  создаём искусственные условия.

Я предлагаю вам здесь и сейчас совершить естественное исследование.

В основе научно-исторического познания лежит исторический источник. Давайте их вспомним: письменный, вещественный и устный. Сегодня мы будем исследовать только вещественные источники. Кто скажет, какие трудности существуют при изучении вещественных источников?

-Они молчат. Если они молчат, наша задача – заставить их говорить.

Я предлагаю изучить этот предмет

 Что это? Для чего использовался? С какой отраслью связан? В какой стране создан? В какую эпоху?

Ваши предположения приняты – в проектной, исследовательской деятельности они становятся гипотезой. Мы их выдвинули  - мы должны их проверить.

Я передаю этот предмет фокус группе. А пока мы изучим еще три вещественных источника. А всех присутствующих прошу подумать над тем, что связывает эти источники.

3 раза. Прошу вас осмотреть  эти источники и озвучить ваши предположения. Что это? Для чего использовался? С какой отраслью связан? В какую эпоху?

Вопрос к залу: можно ли объединить эти предметы одной темой?

Вопрос фокус группе: Анализ источника.

Вопрос участникам: мог бы изучаемый вами вещественный источник находиться там, что объединяет все только что изученные источники.

Только что появилась новая гипотеза, а значит, исследование можно продолжать и в другом направлении.

Перед вами лежит таблица УУД,  отметьте, какие из них развились бы  у учащихся в процессе продемонстрированного занятия. Озвучьте, пожалуйста, результат.

Как вы видите, УУД формируются в проектной деятельности и происходит это в ненавязчивой, интересной для учащихся форме.

Первый шаг в науку должен быть увлекательным и познавательным для ребенка, он должен соответствовать его естественным потребностям, при этом ответ на вопрос должен рождать новый вопрос.

Первые шаги делают учащиеся, а я, как педагог иду за ними. Первые шаги по дороге открытий – это участие и победы моих учеников в научно-практических конференциях разного уровня, участие в реализации социально значимых проектов, походах.

Хоть выйди ты не в белый свет

А в поле, за околицу

Пока идешь за кем то вслед

Дорога не запомнится

Зато, куда б ты не попал

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Навек не позабудется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Статья "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ"

Данная статья написана на основании доклада на Всероссийской научно-практической конференции "Развивающая среда образовательной организации: идеи и практика", которая состоялась 23 января 2014 г. в г....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...