Технологическая карта урока на тему "Жостовский поднос"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Данный урок разработан и направлен на формирование представлений об особенностях жостовской росписи, её основных приёмах, в процессе беседы об истории и особенностях данного промысла, а также в процессе выполнения элементов данной росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovskiy_podnos.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 3» Камышловского городского округа

Технологическая карта урока на тему

«Жостовский поднос»

Специальность 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Составитель: Пульникова Е.В.

Студентка 4 «И» группы

Камышлов, 2023

Ф.И.О. участника: Пульникова Екатерина Владимировна

Тема урока: Жостовская роспись

Класс: 6

Цель урока: Формирование представлений об особенностях жостовской росписи, её основных приёмах, в процессе беседы об истории и особенностях данного промысла, а также в процессе выполнения элементов данной росписи.

Оборудование учителя: Компьютер, проектор, презентация, наглядность по выполнению элементов росписи, гуашевые краски, кисти, баночка для воды.

Оборудование учащихся: Тетради, альбомы, гуашевые краски, кисточки, баночки для воды.

Задачи урока с позиции учителя

Планируемые результаты фрагмента урока:

Обучающие:

- Формировать представления о жостовской росписи, в процессе беседы об истории промысла, основных мотивах и особенностях.

- Формировать навыки кистевой росписи основных мотивов Жостова в процессе выполнения элементов данной росписи

Предметные:

- Учащиеся имеют представление о жостовской росписи, об истории промысла, основных мотивах и особенностях.

- Учащиеся понимают принцип выполнения элементов кистевой росписи Жостова в процессе выполнения элементов данной росписи

Развивающие:

Регулятивные:

- Формировать умение соблюдения этапов выполнения в процессе выполнения элементов жостовской росписи

- Формировать умение контролировать качество выполнения в процессе выполнения элементов жостовской росписи

Познавательные:

- Совершенствовать умение кистевой росписи в процессе выполнения элементов жостовской росписи

- Совершенствовать умение работы с красками в процессе выполнения элементов жостовской росписи

Коммуникативные:

- Совершенствовать способность учеников участвовать в диалоге в процессе беседы об истории промысла, основных мотивах и особенностях.

- Совершенствовать способность учеников участвовать в диалоге с учителем в процессе выполнения практической части.

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные):

Регулятивные:

- Учащиеся соблюдают этапы выполнения в процессе выполнения элементов жостовской росписи

- Учащиеся контролируют качество выполнения в процессе выполнения элементов жостовской росписи

Познавательные:

- Совершенствуют умение кистевой росписи в процессе выполнения элементов жостовской росписи

- Совершенствуют умение работы с красками в процессе выполнения элементов жостовской росписи

- Коммуникативные:

- Учащиеся участвуют в диалоге в процессе беседы об истории промысла, основных мотивах и особенностях.

- Учащиеся участвуют в диалоге с учителем в процессе выполнения практической части.

Воспитательные:

- Формирование интереса к изделиям Жостова в процессе беседы об истории  промысла, основных мотивах и особенностях, а также в процессе выполнения элементов жостовской росписи

- Формировать интерес к кистевой росписи в процессе выполнения элементов жостовской росписи

- Воспитывать у учащихся усидчивость и аккуратность в процессе выполнения элементов жостовской росписи

Личностные:

- Демонстрируют интерес к изделиям Жостова в процессе беседы об истории  промысла, основных мотивах и особенностях, а также в процессе выполнения элементов жостовской росписи

- Демонстрируют интерес к кистевой росписи в процессе выполнения элементов жостовской росписи

-  Демонстрируют усидчивость и аккуратность в процессе выполнения элементов жостовской росписи

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационно-мотивационый

Замотивировать учащихся на работу

Словесный,беседа

Приветствие учащихся, проверка рабочего места.

Проверка рабочего места

Ф

Презентация

Контроль учителя.

Изучение нового материала

Формирование представлений о теме

Словесный, беседа

На слайде представлены различные изделия, скажите, что их все объединяет?

Какие из этих росписей вам удалось узнать?

Как можно понять речь сегодня пойдёт об одной из этих росписей, а конкретно речь пойдет о таком народном промысле, как жостовская роспись.

Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области.

Давайте кратко запишем это определение

Почему Жостовская роспись называется Жостовской?

Данный народный промысел появился в конце 18 – начале 19 в. Как вы думаете, с чем связано появление этого промысла?

Связано это с тем, что в данный период времени на Руси получил широкое распространение такой заморский напиток, как чай. И вместе с изготовлением самоваров, неотъемлемой частью чаепития стал поднос.

С 1825 года братья Вишняковы бывшие крепостные крестьяне, основали в деревне Жостово мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Подносы быстро находили покупателей, и промысел распространился в другие близлежащие деревни. Осташково, Троицкое и другие, но Жостово сохранило свое назначение до наших дней. Теперь это самый известный центр декоративной росписи по металлу.

К тому определению, которое мы записали давайте добавим то, что расписные подносы возникли благодаря братьям Вишняковым.

Подносы можно разделить на две группы:

1) Для бытовых целей

2) Для украшения

На слайде представлены формы жостовского подноса, какие формы можно увидеть?

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.            (За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий.)

Если рассмотреть все эти подносы, то мы можем определить основной мотив жостовской росписи. Какой это мотив?

А какие это цветы?

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В основе лежат разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов.

Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками.

Какие цвета используются в росписи?

Какой цвет фона преобладает у большинства подносов?

Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции. 

Чем оформляются края подноса?

Работу над подносом можно разделить на восемь этапов

  1. Грунтовка. Подготовка подноса к расписыванию красками.
  2. Замалёвка – автор раскидывает цветовые пятна
  3. Прокладка, прокладываются светлые участки росписи
  4. Бликовка – наложение бликов
  5. Тенёжка – наносятся тёмные участки объектов
  6. Чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов
  7. Привязка – пустоты заполняются ажурной травкой
  8. Уборка -  наносится краевой орнамент подноса

Роспись

Хохлома,  Городецкая роспись, Гжельская роспись.

Записывают кратко определение

Потому что появилась в деревне Жостово

Учащиеся высказывают предположения (Распространение чая, самоваров, а также подносов).

- Круглый, овальный, прямоугольный, треугольный

- Цветы

- Садовые, полевые

- Множество оттенков

- черный

- Орнаментом

Ф

Презентация

(1-17)

Контроль учителя, самоконтроль

Практическая часть (инструктаж)

Организовать деятельность учащихся

Словесный, беседа, репродуктивный

Теперь давайте рассмотрим приёмы данной росписи более подробно, а также попробуем их повторить.  

Попробуем повторить жостовскую розу.

Для этого возьмём красную краску и окунём в неё кисть. Какой первый этап в росписи?

Сделаем замалёвок розы. Для этого зададим форму нашего цветка с помощью мазка. Аккуратным движением от тонкой линии переходим к более толстым и формируем лепестки цветка.

Для того, что сформировать основу цветка прокладываем два мазка в виде запятых.

После того как мы задали форму цветка переходим к следующему этапу. Какой это этап?

Для тенёжки нам нужно в красный цвет, которым мы рисовали добавить капельку черного, совсем чуть-чуть, чтобы затемнить цвет.

Прокладываем тени на лепестках под бутоном, внутри цветка, а также сверху нашей формы на самых дальних листьях,  так же аккуратным мазком в форме лепестка.

После тенёжки переходим к прокладке. Для данного этапа нам понадобиться смешать красный цвет и белый, чтобы розовым цветом, прокрасить лепески. По форме цветка задаём мазки в форме лепестка. Прокрашиваем близкие к лепестки розы.  

Следующий этап – бликовка с помощью белого цвета прокладываем самые светлые лепестки цветов.

После бликовки какой этап?

Также с помощью белого цвета прочерчиваем контуры лепестков и бутона.

Теперь давайте по такому же принципу попробуем добавить к нашей розе листочки, повторим те же самые этапы.

После того как мы нарисовали листочки, давайте попробуем прорисовать тонкие травинки, которые делаются на этапе привязки при работе с подносом.

Какой последний этап над работой подноса?  Что делают на этапе уборки?

Давайте попробуем выполнить несколько вариантов уборки.

Повторяют за педагогом, пробуют выполнять основные элементы росписи с помощью кистевых мазков

- Замалёвок

- Тенёжка

- Чертежка

- Уборка. Краевой орнамент подноса

Ф,И

Презентация

(18-20)

Контроль учителя, самоконтроль

Завершающий орг. этап

Подведение итогов

Словесный, беседа.

Домашнее задание: На основе элементов, которые мы рассмотрели составить свою композицию для жостовского подноса. Напоминаю, что существует множество форм жостовского подноса. Исходя из формы подноса разработайте свою композицию.

Критерии оценки:

  1. Композиция состоит из элементов жостовской росписи
  2. Соблюдены все этапы росписи
  3. Элементы выполнены на основе кистевого мазка
  4. Цельность и выразительность подобранной композиции исходя из формы подноса
  5. Аккуратность выполнения работы

На этом урок закончен, не забудьте прибрать свои рабочие места

Приборка рабочего места

Ф,И

Презентация

(21)

Контроль учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...