Технологическая карта урока "Декоративно-прикладное творчество Японии"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по изобразительному искусству
в 5 классе на тему:
«Декоративно-прикладное творчество Японии»
Цели деятельности учителя | Формировать представление о декоративно-прикладном творчестве Японии. Развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления обучающихся. |
Тип урока | Изучение новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: Обучающиеся научатся понимать роль искусства и культуры в жизни человека; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные: Обучающиеся научатся определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний; самостоятельно различать художественные материалы и искать способы работы с ними; понимать учебную задачу урока, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности. Предметные: Обучающиеся научатся различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов. Создавать художественно-декоративные объекты предметной среды в едином стиле. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; фронтальная и индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран. Альбом, кисти, краски, черная тушь,баночка для воды, трубочка-от шариковой ручки, ватные палочки. |
Наглядно-демонстрационный материал | Пейзажные зарисовки природы Японии, архитектуры Японии. Иллюстрации фигур людей в национальной японской одежде. Карточки с рисунками. Карточки с кроссвордом. Стикеры в форме «ладошки» и «цветок». |
Зрительный ряд | Презентация Power Point - «Декоративно-прикладное творчество Японии». |
Музыкальный ряд | Японская национальная музыка. |
Новые понятия и термины | Пагода, кимоно, нэ́цкэ, инро, сакура |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||
Осуществляемая деятельность обучающихся | Формы организации | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Органи- зационный момент | Подготовка обучающихся к изучению нового материала. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте ребята, Начинаем урок. Показ слайдов. Слайд №1 Звучит инструментальная японская музыка. | Слушают учителя. Ставят перед собой цель учебной деятельности. | Фронта-льная работа. | Личностные Осознают свои интересы. Регулятивные Определяют цель, проблему в учебной деятельности. Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | - Наверное, вы догадались, что сегодня урок будет посвящен Японии, а именно, декоративно-прикладному искусству, о его роли в жизни каждого человека и в обществе в целом. -Перед вами на парте лежат карточки-рисунки. Выберите те карточки, изображение на которых ассоциируются с Японией. Слайд №2. Проверка по эталону. -Теперь я предлагаю сверить те изображения, которые вы выбрали с тем, что вы увидите в презентации. - Много ли у вас совпадений? Слайд №3. Япония удивительная восточная страна. Другое название Японии – Страна Восходящего Солнца. Слайд №4. Декоративно-прикладное искусство имеет определенную направленность. Создаются различные изделия не только для того, чтобы эстетически наслаждаться их созерцанием, но и применять в повседневной жизни. Декоративные произведения создаются в Японии на протяжении многих веков. Это и керамические и фарфоровые изделия, украшенные ткани и одежды, резьба по дереву, металлу и кости, красивое оружие и многое другое. Великие японские мастера создавали предметы, придавая им эстетический облик. Фигурки – нэцкэ, коробочки – инро, лаковые изделия, ширмы, веера – все это было отделано с художественным вкусом и изяществом. Слайд №5. Нэ́цкэ - миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок . В качестве материала использовалось дерево или слоновая кость, в XIX веке мастера стали применять фарфор, коралл, металл, агат и другие материалы. Деревянные нэцкэ обязательно полировались с помощью порошка из угля, протирались маслом из льна, придавался блеск шелком. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно. Фигурки нэцкэ изображали светских персонажей, богов, демонов или различные предметы, носившие особый тайный смысл, к примеру, пожелание семейного счастья. Слайд №6. Инро – коробочка для нужных вещиц. Они являлись частью женского или мужского костюма. Если мужчины подвешивали инро, как нэцкэ, к поясу кимоно, то женщины носили их за рукавом. Мастера, которые изготавливали такого рода изделия, стремились с изяществом и художественным вкусом отделать инро. Использовалась и лаковая роспись, и инкрустация перламутром, и отделка слоновой костью, драгоценными камнями. Слайд №7. Веер привлек внимание японских мастеров и стал предметом искусства. Сюжеты рисунков на веере имели разный характер. Популярными мотивами были люди, цветы, птицы и природные сцены. Предназначался веер не только для вентиляции, но также для защиты от солнца и сокрытия женского лица от посторонних глаз. В средневековье японские женщины полагали, что выставлять свое лицо напоказ - неприлично и даже опасно. Слайд №8. Керамические изделия также являлись предметом японского декоративно-прикладного искусства. Декор и формы сосудов принимают характерные японские черты: более плавные очертания и чисто японские многоцветные узоры птиц и цветов. Слайд №9,10 Кимоно - традиционная мужская и женская одежда японцев — прямокройный халат, запахивающийся направо и удерживаемый поясом. Широкие рукава внизу мешкообразно провисают. Женские кимоно отличаются очень широким поясом и длинными рукавами. Слайд №11. Живопись Японии В японской живописи сначала преобладал монохромный тип картин, переплетающийся с искусством каллиграфии. Пейзажная живопись в Японии начала развиваться значительно позже, после чего появились художники, специализирующиеся на сюжетах из светской жизни, написании портретов и военных сцен. Рисовали в Японии обычно на складных ширмах, сёдзи, стенах домов и одежде. Ширма для японцев не только функциональный элемент жилища, но и произведение искусства для созерцания, определяющий общее настроение комнаты. Национальная одежда кимоно также относится к предметам японского искусства, неся особый восточный колорит. Сюжетом подобных картин становились эпизоды из жизни обычных горожан, а также великолепные пейзажи, с изображений японских пагод и сакуры. Слайд №12. Японские пагоды - это храмы, среди которых имеются как действующие, так и древние, сохранившиеся в качестве памятников старины. Они красивы и разнообразны, имеют различное количество ярусов, часто ярко раскрашены и удивительным образом украшены. Слайд №13. Сакура - цветущая вишня. Символ Японии и японской культуры. | Выбирают карточки с изображениями. Отвечают на вопросы. | Работа в парах | Личностные раскрытие личностного смысла процесса учения. Познавательные освоение культурного наследия Японии, усвоение гуманистических, традиционных ценностей Японии. Коммуникативные Работают в парах, вступают в диалог. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
III. Творческая практи-ческая деятель-ность 1. | Практический 2. | - Сегодня мы выполним творческую работу в стиле японского декоративного искусства. Я предлагаю вам познакомиться с нетрадиционной техникой рисования – «Выдувание из трубочки». Рисуем «Ветку сакуры». -Что такое «Выдувание из трубочки»? Нужно просто дуть в трубочку, раздувая кляксу, капельку черной туши. - Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно, но и полезно. Также рисование выдуванием через трубочку укрепляет силу легких и дыхательной системы. Последовательность выполнения работы: Слайд №14. 1.Жидко разведенную гуашь или тушь черного цвета наливаем каплями на лист бумаги. Слайд №15. 2. Берём трубочку от шариковой ручки и тихонько дуем на капли из трубочки, дуть нужно на капли сбоку, как будто толкая ее вперед. Сначала мы нарисуем толстые ветки, а потом уже более мелкие. Поворачивая трубочку в нужном направлении, можно управлять движением капелек. Слайд №16. 3. Следующим этапом нашей работы будет рисование самих цветков сакуры. Для этого мы будем использовать ватные полочки, которые мы будем использовать вместо кисточки, окуная в розовую краску. Середину цветка будем рисовать желтым цветом. Слайд №17. 4. Завершаем работу фоном с помощью акварели или гуаши. 3. | Обучающиеся готовят рабочее место, размещают художественные материалы. Выполняют рисунок сакуры в технике выдувания. 4. | Индиви- дуальная работа. 5. | Личностные направленность на процесс познания. Познавательные формирование навыков работы с информацией. Регулятивные умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные развитие умения вступать в диалог.
6. |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Решение кроссворда. Выставка работ обучающихся | - Пока ваши работы подсыхают, предлагаю вам решить небольшой кроссворд. Сравните свои ответы. Слайд №18. -Что нового вы узнали о декоративно-прикладном искусстве Японии? - Понравилось ли вам рисовать в технике выдувания? -Будете ли вы рисовать в данной технике ещё? -Какие трудности возникли? Легко ли было работать? Если было трудно и возникли какие-то сложности, возьмите зеленый стикер в форме «ладошки» и приклейте на веточку, нарисованную на доске. Если было легко работать, и результат вас устраивает, то приклейте стикер красного цвета в форме «цветка». | Обучающиеся решают кроссворд. Обучающиеся рассматривают с вою работу и работы своих одноклассников, обмениваются впечатлениями и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе. Отвечают на вопросы. Убирают рабочее место. | Работа в парах. | Личностные: Получают эстетическое наслаждение. Регулятивные: Оценивают степень достижения цели. Работают по плану. Коммуникативные: Излагают свое мнение. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ФОТО УЧАЩИХСЯ С УРОКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ИЗО "Конструкция и декор предметов народного творчества"
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского 5 класс Тема "Конструкция и декор предметов народного быта"...
Технологическая карта урока по творчеству Александра Ульянова
А.В.Ульянов висьтын абу ас веськыд сёрни....
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности
В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....
Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»
Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...
Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыка Японии".
Технологическая карта урока музыки в 4 классе "Музыка Японии...
Технологическая карта урока географии в 11 классе по теме "Япония. Общая характеристика"
Урок посвящен одной из загадочных стран. Методическая разработка составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с использованием т...
Технологическая карта урока литературы в 7-ом классе «Искусство, культура и поэзия Японии»
Технологическая карта урока литературы в 7-ом классе «Искусство, культура и поэзия Японии»...