Технологическая карта урока литературы в 7-ом классе «Искусство, культура и поэзия Японии»
методическая разработка по литературе (7 класс)

Технологическая карта урока литературы в 7-ом классе  «Искусство, культура и поэзия Японии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_-_hokku.doc64 КБ
Файл prezentatsiya_hokku.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7-ом классе

 «Искусство, культура и поэзия Японии»

Цели урока:

Метапредметные:

 - развивать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- развивать способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

- развивать понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- развивать стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; развивать умение задавать вопросы.

- развивать умение работать в группе.

Предметные:

- познакомить учащихся с японскими трехстишиями – хокку (хайку), традициями и искусством Японии.

- развивать умение проверять написанное; умение находить, сравнивать.

Личностные:

- воспитывать толерантное отношение к культуре, языку Японии;

- развивать умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- развивать умение чувствовать красоту и выразительность речи;

- развивать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- развивать творческий потенциал учащихся.

Оборудование:

  1. проектор
  2. творческие работы учащихся «Современная Япония»
  3. материалы для создания икебаны

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

I.Организационный момент, мотивация к  учебной деятельности

Звучит японская музыка

        Япония… Страна восходящего солнца… Незнакомый, таинственный, не всегда понятный нам мир Востока.

        Япония, официальное название «Нихон коку», «Ниппон коку» — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

        Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — составляют 97 % общей площади архипелага. Большинство островов горные, многие вулканические. Высшая точка Японии — вулкан Фудзияма (3776 м). С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире.

Фронтальная беседа, работа  презентацией.

Личностные: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные: выработка умения вести диалог

Коммуникативные: выработка умения слушать собеседника

II.Целеполагание

Столица Японии – Токио. Япония – современная страна, имеющая многовековые культурные традиции.

        Но прежде, чем говорить об искусстве Японии, расскажите, что вы знаете о современной Японии (ответы учащихся – рефераты)

Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.

Осуществляют целеполагание на основе предложенной информации.

Личностные: готовность  к учебной  деятельности.  

Регулятивные: определение темы урока, постановка целей изучения темы, планирование учебной деятельности для реализации заявленных целей Коммуникативные:

выражение своих мыслей, вхождение в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:  чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы.

III. Актуализация опорных знаний.

Действительно, Япония – это удивительный мир. Посмотрите, как наряду с небоскребами, мы можем увидеть древние японские замки. (Презентация «Современная Япония»)

        Посмотрите на слайд презентации. Перед вами хокку – японское нерифмованное трехстишие, состоящее из 17 слогов (5-7-5).

        Прочитайте и скажите, что вы видите, как вы можете объяснить эти строчки?

В гостях у вишневых цветов

Я пробыл ни много ни мало -

Двадцать счастливых дней.

Под сенью вишневых цветов

Я, словно старинной драмы герой,

Ночью прилег уснуть.

        (ответы учащихся)

        Эти прекрасные стихи, которые отличаются простотой поэтического языка, свободой изложения, написал известный японский поэт Мацуо Басе.

        Жанр хокку появился в Японии в XVII веке. Создателями его были люди разных профессий: врачи, учителя, художники, ремесленники и даже самураи. Но среди них были и профессиональные сочинители. Наиболее известными были Мацуо Басе (1644-1694), Яса Бусон (1716-1783), Кобаяси Исса (1769-1827), Масаока Сики (1867-1902). (Презентация «Портреты»)

        Работа по учебнику (стр 231-232)

Давайте рассмотрим несколько хокку:

О этот долгий путь!

Сгущается сумрак осенний,

И – ни души кругом

        Что вы представили?

        В Японии, как вы знаете, есть гора Фудзияма, которая считается священной. Многие верующие люди для исцеления от болезней, бед дают обет и от подножия до вершины на коленях проходят этот трудный путь.

Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела...

О, с какой неохотой!    

        А о чем, по вашему мнению, Басе хотел сказать этим хокку? Это стихотворение написано о том, что человек, побывавший в гостеприимном доме, не хочет его покидать.

        Но не только литературным искусством знаменита Япония. В японском языке существует выражение «цивилизация сосновой иглы».

        Как вы думаете, что оно обозначает?

        Конечно, это способность наслаждаться красотой одной хвоинки, цветка, ветки. Надо только быть очень внимательным.

        Как вы знаете, в Японии уже много столетий существует икебана – особый вид искусства. Каждый дом имеет специальную нишу, где на низкой подставке стоит ваза с живыми цветами.

        Искусство составления  икебаны – это не просто составление букета, а часть духовной жизни японского народа, своеобразная модель мира. Икебана имеет свои законы: любой букет должен состоять из растений разной высоты. Высокие цветы – небо, средние – человек, низкие – земля.

        Каждому времени года соответствуют определенные цветы. В Японии есть цветы весенние – тюльпаны и зимние – хризантемы. И ни в коем случае их нельзя соединять в одном букете.

        Новогодний букет в Японии особенный: в нем обязательно должна быть ветка сосны (символ долголетия), бамбука (жизнерадостность, изобилие) и цветущая ветка сливы (надежда и вечное обновление).(Презентация «Икебана»)

        Поэзия, живопись, архитектура Японии многогранна. Мы познакомились лишь с маленькой частичкой культуры страны восходящего солнца, лишь прикоснулись к прекрасному искусству.

 Работа в паре, самостоятельно опрашивают друг друга без помощи учителя, оценивают свои знания  на этом этапе урока.

Фронтальная беседа

Работа по учебнику

Фронтальная беседа. Самостоятельные ответы учащихся.

Личностные: выработка умения высказывать свою точку зрения

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю, формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.

Познавательные:

Ознакомление с искусством хокку.

IV.Физкультминутка

V. Повторение и обобщение пройденного материала.

        Давайте попробуем на практике показать, что вы усвоили из сегодняшнего урока.

Работа по группам (ребята сочиняют свои хокку, флористы составляют икебану)

Работа в группах.

Работа со слайдом с заданным материалом, комментирование ответов.

Самостоятельный поиск решения вопроса

Выступление учащихся.

Личностные: оценивание  собственной деятельности  

Регулятивные: коррекция —осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VI.Рефлексия. Итог урока.

Увидеть прекрасное в обыденном, не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас искусство Японии. Давайте будем внимательными к мелочам, и тогда мир откроется нам во всем своем великолепии.

(Звучит японская музыка)

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке.

Познавательные:   оценка процесса и результатов деятельности. 
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: Умение осуществлять самоконтроль

 

VII.Домашнее задание

Дать толкование трем хокку, Попробовать свои силы в написании трехстиший.

Использованный материал:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Хайку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство, культура и поэзия Японии

Слайд 4

Фудзияма

Слайд 6

Современная Япония

Слайд 8

В гостях у вишневых цветов Я пробыл ни много ни мало - Двадцать счастливых дней. Под сенью вишневых цветов Я, словно старинной драмы герой, Ночью прилег уснуть.

Слайд 9

Портреты

Слайд 10

Мацуо Басе (1644-1694)

Слайд 11

Кобаяси Исса (1769-1827)

Слайд 12

Масаока Сики (1867-1902)

Слайд 13

О этот долгий путь! Сгущается сумрак осенний, И – ни души кругом Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела... О, с какой неохотой!

Слайд 14

Икебана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...