Краеведческий зал школы
статья по изобразительному искусству (изо)

Сигарева Зумара Мусавировна

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskiy_zal_shkoly_ekskursiya_23_zoya_s.docx276.76 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий зал школы.

Добрый день, уважаемые гости!

Зовут меня …

1. К 90-летию нашего округа в школе был создан Краеведческий зал по инициативе Управляющего совета школы и родителей. Некоторые предметы являются подлинными (облас, рыболовная сеть). Другие были воссозданы по образу подлинных вещей под чутким руководством председателя Управляющего совета Нуртдиновой Нины Михайловны.

Часть экспозиции находится на 2 этаже младшего корпуса и представляет флору и фауну нашего округа, оформленные во время отпуска нашими учителями изобразительного искусства – Власовой Лидией Прокопьевной и Карповой Галиной Михайловной.

Маленького размера картины, выполненные маслом, эскизы дипломных работ студентов Нижневартовского государственного университета Факультета искусств и дизайна, проходивших государственную педагогическую практику в нашей школе.

2. Краеведческий зал является очень востребованным у учителей географии, биологии, начальных классов. Учителя совместно с учениками здесь решают разные учебные задачи, используя формы работ: проводят квесты, устные журналы, организовывают креативные фотосессии на фоне стойбища оленеводов, готовятся к географическому диктанту о нашем городе. За этими двумя колоннами можно найти почти всю необходимую информацию об истории города Нижневартовска.

3. Я работаю учителем изобразительного искусства в начальных классах. Именно с этого возраста Краеведческий зал становится важнейшем СРЕДСТВОМ связи ОБУЧЕНИЯ и ВОСПИТАНИЯ с жизнью.

Материалы по краеведению, представленные в зале, я включаю в свои уроки, в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Например, тематические уроки в разделе «Региональный компонент»:

1 класс – «Хантыйские узоры»;

2 класс – «Узоры народов ханты (наряд для девочки)»;

3 класс – Иллюстрация к сказкам Маргариты Кузьминичны Анисимковой, по книге «Сказы» и  Анны Митрофановны Коньковой – «Сказки бабушки Аннэ»;

4 класс – «Хантыйские куклы».

Всё это помогает активизировать учебный процесс, пробуждая интерес к знаниям о Югорском крае.

4. Я часто обращаюсь к краеведческому залу для проведения внеурочных занятий. До этнографического парка-музея Варьёгана больше 200 км и нет возможности нам с учениками своими глазами увидеть жилища и познакомиться с укладом жизни хантов.

Поэтому я ребят привожу сюда на экскурсию.  Дети выполняют графические зарисовки с экспонатов музея.

В нашем городе традиционно проходят городские конкурсы творческих работ, такие как: «Неиссякаемый источник», «В единстве народов – сила Югры», «Я на Севере живу», «Нижневартовск – город мой», «Раскрась город яркими красками» и др. И мы активно и результативно участвуем.

С моими кружковцами шьём одежду коренных народов Севера, рисуем тематические картины по предложенным темам.

На занятиях «Мир подвижных игр» изучаем национальные игры, изготавливаем своими руками атрибутику: бубен с колотушкой, повязки на голову, разрабатываем дизайн медалей – наград для победителей.

5. Летом у нас работает пришкольный лагерь «Солнышко».

В Краеведческом зале для детей младших отрядов проводим экскурсии, мастер-классы. Например, изготовили хантыйскую национальную детскую игрушку-куклу «Акань», чум оленевода.

Украшали хантыйскую одежду, научившись вырезать аппликации из дублерина (материала, клейкого с одной стороны) простых узоров: «Щучьи зубы», «Заячьи уши», «Оленьи рога».

6. Убранство нашего Краеведческого зала является готовой декорацией для показа инсценировок, мини-спектаклей. Оказывается, любимую всеми уху придумали ханты. Мы показали детям мини-спектакль «Почему уху назвали ухой». Нам понадобилось только поставить перед чумом треногу с котелком и сразу начали оживать неподвижные персонажи, находящиеся на стойбище. Весной  проводим  познавательный праздник «Вороний день». С 2011 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установлено, что День коренных малочисленных народов Севера автономного округа «Вороний день» является официальным праздником автономного округа и празднуется ежегодно во вторую субботу апреля. Думаю, что такое знакомство и отражение быта и истории своего края, местных обычаев в своём творчестве у учащихся будут способствовать сохранению традиций народов Севера.

7. В нашей школе учатся много детей разных национальностей из Средней Азии. Для них являются диковинкой наши сибирские морозы, даже интересные обычаи и традиции коренных народов Севера. Для них приобщение к культуре народов Севера начинается с краеведческого зала однозначно.

Мы живём в необыкновенном крае. И через все совокупные мероприятия мы доносим до ребят информацию о многоликих жителях Югры, стараемся прививать любовь к нашему краю.

Даже, посещая только краеведческий зал нашей школы, они начинают понимать, что этот мир  прекрасен, и нужно охранять уникальную сибирскую природу. Не быть «чужими» на новой Родине!

Каждый воспитанный житель Югры должен знать историю своего края, традиции коренных жителей и относиться к ним с пониманием и уважением.

Хантыйская игра «Хейро» («Солнце»).

Правила игры.

Играющие становятся в солнечный круг, берясь за руки и идя по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперёд-назад и на каждый шаг говорят: «Хейро» («Солнце»). Ведущий – Солнце сидит на корточках в середине круга с бубном и ритмично бьёт колотушкой в бубен. Игроки разбегаются, когда Солнце встаёт и выпрямляется (вытягивает руки с колотушкой в стороны).

Все игроки должны увёртываться от Солнца при его поворотах.

На сигнал: «Раз, два, три – в круг скорей беги». Те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в тематическом планирование по ИЗО в начальной и средней школе

Тематическое планирование по предмету ИЗО в начальной и средней школе по краеведческому компоненту....

Краеведческий музей школы

Краеведческий музей школы...

Рабочая программа по историко-краеведческому кружку «ШКОЛА КРАЕВЕДА»

Программа историко-краеведческого кружка составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования. Она призвана обеспечивать региональные особенности содержания образования в области...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Туристстко-краеведческой направленности «Школа выживания»

Программа «Школа выживания» предназначена для укрепления здоровья детей, их физического и спортивного совершенствования, а также социально-психологической реабилитации подростков в сложных...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Туристстко-краеведческой направленности «Школа безопасности»

Социально психологически развитый человек в жизни, труде, межличностных отношениях руководствуется цивилизованными моральными и правовыми нормами, социальными ценностями, принятыми в данном обществе. ...

Краеведческий зал школы

Краеведческий зал  как средство формирования интереса к истории родного края на уроках....